Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Литературное дарование
Литературное дарование, как правило, раскрывается позднее, по-видимому, оно больше зависит от опыта и знаний по сравнению с математическими и шахматными способностями и более абстрактными по своему характеру. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства. Для ребенка естественно выражать себя, свои чувства, мысли посредством речи после того, как он начинает говорить. Но одаренными детьми это осознается и переживается иначе. «Драгоценное существование слова, как источника сверкания, будило в нас такой отзвук, который уже в 6—7 лет был мукой и счастьем владычества. К каким-то годам написание первой стихотворной строки или своей первой фразы прозы было желанным освобождением от перенасыщенности чув-т ством слова. Детство же, рог изобилия, задарив, не давал опомниться, мучил созвучиями, как музыка опьянял, и вновь и вновь лил вино — и это среди гувернанток, репетиторов, приходящих учительниц, этого не знавших, хотевших от нас всегда только одного — трезвости!»1 Ребенок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм. Всевозможные слова так интересно рифмуются, получаются то веселые, то грустные, то рычащие, то зовущие, а иногда совершенно фантастические сочетания. И при этом легкость (тяжелых мук поиска рифмы нет и в помине,) и радость от самого процесса возникновения нужных слов и сочетаний. И это не простое стихотворчество, о котором писал К.И.Чуковский, только помогающее в освоении языка и быстро проходящее. «Четырехлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы, — писала в дневнике мать Марины Цветаевой, — может быть, будет поэт?»2 В шесть лет Марина начала писать стихи и притом не только по-русски, но и по-французски, по-немецки. В шесть лет пробовал складывать стихи Володя Маяковский. Родные часто замечали, что он говорил в рифму. Особая настроенность на речь, на слово выражалась в огромном желании слушать чтение матери, самому выразительно читать наизусть понравившиеся стихи, с удовольствием играть в игры на придумывание слов, рифм. Было и необычное экспериментирова- 1 Цветаева А. Воспоминания.— М., 1971.— С. 65. 2Там же.—С. 8. 34 ние по развитию голоса: залезал в большие пустые кувшины, декламировал стихи и просил сестру отойти и послушать, как звучит его голос. Александр Блок стал сочинять стихи с пятилетнего возраста. «Лиризм, не свойственный детям, проснулся в нем рано»1, — писала его тетя и биограф М.А.Бекетова. Простенькие по форме и содержанию первые стихи, как правило, не сохранялись, как и сочиненные сказки-фантазии. Но они выполняли свою роль. Ребенку удавалось передать свои чувства, настроение. По сравнению с работами ровесников сочинения одаренных детей более оригинальны и выразительны, хотя в целом несут еще печать подражательности, что вполне естественно для дошкольного возраста.
|