![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная одаренность
Есть еще вид одаренности, отличный от всех выше описанных, — это одаренность в социальной области. Ее изучение и выделение более традиционно для зарубежной психологии. В отечественной дошкольной педагогике и психологии этот аспект проблемы практически не разработан, хотя к настоящему времени для его изучения имеются существенные предпосылки: много исследований проведено по проблемам общения у дошкольников, их взаимодействия со взрослым, развития сюжетно-ролевой игры, формирования самооценки и оценок других в дошкольном возрасте и т.д. Именно в этот период закладываются основы нравственности, культуры поведения. Дети овладевают элементарными представлениями о гуманном отношении к людям, а навыки нравственного поведения постепенно переходят в привычку. Если у ребенка творческий потенциал раскрывается именно в социальной области, особенно важно помочь ему построить, взаимоотношения с окружающими на основе уважения, внимания к личности другого. «Сильному и мудрому даны его дары не для того, чтобы угнетать, а чтобы руководить и поддерживать слабого». Эти слова Дж.Рескина очень точно отражают ту истину, которую необходимо усвоить ребенку. Не заметить лидера (или стремящегося к лидерству) в группе детей невозможно, если только не замечать нарочно. Достаточно недолго понаблюдать за детьми на занятии или в игре, как быстро обратит на себя внимание уверенный, инициатив-
35 ный малыш. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребенку, к взрослому. Если бы не такой небольшой возраст, можно было бы сказать, что у такого ребенка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность — такому ребенку до всего есть дело. Юля всего полгода ходит в детский сад, но складывается впечатление, что это ее родной дом, а все остальные дети — в нем гости. Обычно процесс привыкания к детскому саду в той или иной степени (у всех по-разному), но всегда сложен. Юля — редкое исключение. Она быстро со всеми перезнакомилась, причем не только с ребятами в группе и воспитателями. Юля вскоре знала и заведующую, и методиста, и медсестру. Помнила всех по именам. Некоторые дети значительно дольше ее ходили в детский сад, но не знали, где находятся кухня, прачечная и кто там работает. Юля все это выяснила довольно быстро, так же скоро она до мелочей знала режим дня в детском саду, все требования к детям. Как-то незаметно для всех хрупкая, невысокая девочка завоевала уважение всех ребят. Даже самые отъявленные забияки — Васька с Алешкой — слушали ее. Удивительно, как точно она определяла, что, как и кому сказать. Никто ее этому не учил, никто не подсказывал. С маленькой и боязливой Танечкой она ставилась говорить мягко и ласково, к Ваське и Алешке она обращалась уверенно и твердо, в ее голосе даже появлялись командные нотки. Проблем с самообслуживанием у Юли никогда не было, значительно раньше ровесников она научилась сама есть, одеваться, обуваться, умываться. И в детском саду делала это в числе первых. Быстро одевшись на прогулку, помогала медлительным детям. Юле, наверное, очень хочется быть похожей на воспитательницу. Если ребята расшумятся, она призывает их к порядку, делает замечания, если кто-то поступает или что-то делает неправильно. Но при этом всегда готова помочь, если кому-то из детей не удается хорошо заправить кровать или приклеить деталь, застегнуть пуговицы или найти нужную книжку. Ни одна игра не обходится без Юли: никто лучше ее не рас У Юли обнаруживается и высокая познавательная мотивация, но в большей степени она ориентирована на мир людей, на человеческие взаимоотношения. Ее познавательная актив- 36 ность выражается в наблюдении и усвоении норм и правил социальной жизни, но она не просто усваивает, а творчески применяет их в повседневном общении, в играх. По социальному развитию девочка заметно опережает сверстников. Она более самостоятельна и инициативна. Вполне естественно, что в ее действиях есть большой элемент подражания взрослым, в частности воспитателям. Но подражает она им не столько затем, чтобы казаться взрослой, сколько из потребности быть причастной к организации жизни в группе. Уже сейчас заметно, пусть и зачаточное, растущее чувство ответственности за других. А это, по мнению специалистов, основное качество, отличающее реального лидера. Интуитивно девочка угадала и другой/важный момент лидерства: знать и уметь нужно больше других. Можно не сомневаться, что Юля успевает на занятиях. А как же иначе, если хочешь быть первой и помогать другим? Юля по-доброму относится к товарищам и заслуженно занимает ведущее положение в группе. К сожалению, раскрытие одаренности в социальной сфере иногда может сопровождаться негативными проявлениями. Например, свой авторитет и влияние на детей ребенок начинает использовать в корыстных целях. «Мама, купи жвачку», — просит четырехлетний Павлуша. «Но я тебе вчера жвачки купила». Павлуша готов расплакаться: «Со мной никто тогда играть не будет!»— «Из-за жвачки?» — «Коля скажет, и никто не будет». Коля — заводила в группе, он умный мальчик, знает много интересного, игры придумывает — то в инопланетян, то в пиратов. Дети тянутся к нему. Но Коля дружит не со всеми. Его отношения с теми, кого он выбирает для общения, резко отличаются от отношений с остальными: с первыми он держится подчеркнуто по-братски, заступается за них перед воспитателем, делится своими секретами, к другим отношение пренебрежительное, с колкими шуточками и насмешками. Все пытаются заслужить Колины симпатии, поэтому кто-то приносит ему из дома конфеты, кто-то — игрушки, Павлуша— жвачки. Если пожаловаться воспитателю, Коля, а за ним и другие назовут ябедой. К тому же Коле всегда удается выйти сухим из воды. Он знает, как себя вести, скажет: «Я ни у кого ничего не просил, это они сами мне приносят, а не играю с ними, потому что скучно, - они играть не умеют». И действительно, он ничего не просит и так интересно, как он, никто играть не умеет. Коля, как и Юля, тоже организатор в группе детей, но в отличие от Юли он часто в своих действиях руководствуется мотивом личной выгоды, позволяет себе унижать других детей. 37 Когда появился этот крен в развитии? Кому из близких подражает Коля? Можно предположить, что прагматичное отношение к личности другого уже входит у мальчика в привычку, и искоренить его будет весьма не просто. Такой лидер с возрастом может стать серьезной проблемой для детского коллектива. Таким образом, мы затронули сложную проблему общего предназначения одаренности. Зачем этому человеку дается талант? К чему ведут творческие поиски? Чтобы этому человеку принести какое-то благо? А может быть, для блага других? Казалось бы, эти вопросы в отношении дошкольного возраста еще рано ставить. Дети увлечены процессом творческого самовыражения, он сам по себе приносит им радость. Однако уже в дошкольном детстве складывается отношение к высоким способностям как у самого ребенка, так и у окружающих. Поэтому нравственный аспект раскрытия детской одаренности оказывается значимым на этапе дошкольного детства. Особенно это касается детей, способности которых раскрываются в сфере построения взаимоотношений с людьми. Но это тема для отдельного разговора.
1. Вспомните, на какие признаки одаренности ребенка 2. Что такое «познавательная потребность»? Одина 3. Какие возрастные особенности раскрытия творчес 4. Какие специальные виды одаренности проявляются в
Родители, воспитатели, педагоги чаще всего при оценке одаренности исходят из интуитивно выбранных критериев, ориентируясь при этом на хорошую память ребенка, быстрое физическое развитие, легкое усвоение знаний и навыков. Огромное многообразие проявлений одаренности и субъективность суждений о ней препятствуют выведению общих закономерностей. 38 Итак, как мы помним, начало научного изучения одаренности дошкольников относится к первым десятилетиям XX века, когда одаренность рассматривалась преимущественно с точки зрения развития интеллекта. С тех пор понимание одаренности значительно расширилось. На настоящем этапе созданы теоретические модели и концепции одаренности, в которых выделяются помимо интеллектуального и другие факторы: творческий, личностный. При этом подчеркивается роль творческих возможностей в структуре одаренности. Одним из подходов к изучению детской одаренности является предложенное психологом А.М.Матюшкиным рассмотрение одаренности как развивающегося творчества, как процесса раскрытия творческого потенциала; последний заложен в ребенке с рождения. Наиболее общей характеристикой и развивающим компонентом творческого потенциала является ярко выраженная познавательная потребность, которая реализуется в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на открытие нового. Возрастные особенности раскрытия творческого потенциала проявляются в изменениях познавательной активности: от элементарной реакции на новизну предмета, ситуации в младенчестве до постановки вопросов, проблем и творческого поиска решений в старшем дошкольном возрасте. Диапазон интересующих одаренного дошкольника проблем может быть очень широким или же все внимание уделяется одной проблеме и ребенок тщательно исследует разные ее аспекты. При этом одаренный ребенок проявляет инициативу, настойчивость, усидчивость и получает большое удовольствие от самого процесса творческого поиска. Одаренность может проявляться в какой-либо одной области, когда при высокой избирательности по отношению к исследуемому новому предпочтение отдается звукам (цвету, форме и т.д.). Познавательная активность в этом случае первоначально выражается в форме восприятия музыки (цветовой гаммы и т.д.), затем дополняясь попытками выразить свои переживания, впечатления в собственном творчестве. Особенно рано проявляются высокие способности в художественных областях, а также математический и шахматный талант. Раскрытие одаренности дошкольника в социальной сфере сопряжено с повышенной значимостью нравственного воспитания, в частности с формированием гуманного отношения к людям. 39 Глава II ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА § 1. Нужно ли специально выявлять одаренность у маленьких детей? ...Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание. Г.Ревеш Существует точка зрения, что одаренность, если она действительно есть, сама обязательно проявится, не заметить ее будет просто невозможно. Следовательно, никаких специальных усилий и действий для ее выявления не нужно осуществлять. А когда она проявится, даст о себе знать, заранее никто сказать не может. Это тайна природы. Значит, нужно только набраться терпения и ждать.
1. Дарование проявляется уже в дошкольном возрасте, 2. Рано проявившееся дарование замечают окружаю 3. Неординарность ребенка замечается всеми и при
Многие родители возлагают надежды на раннюю диагностику. Каждому специалисту, занимающемуся вопросами способностей детей, приходилось неоднократно сталкиваться с требованием родителей определить дарование, склонности ребенка, 40 чтобы спрогнозировать его будущее по типу: если хорошо рисует — будет художником, если абсолютный слух — певцом или музыкантом, нравятся шахматы — станет шахматистом, отлично считает — его ждет будущее математика, хорошо ладит с детьми— обеспечена карьера менеджера. З.Н.Новлянская, изучающая литературное творчество детей, отмечает утилитарность подхода многих родителей к творчеству детей. Их больше всего волнует, поможет ли увлечение ребенка быстрее определиться, облегчит ли устройство в жизни. Как правило, такие родители бывают разочарованы беседой со специалистом, не дающим ожидаемых прогнозов; их не устраивает разговор о возможностях развития, они хотят знать точно. Детская одаренность столь неоднозначна и по своим проявлениям, и по особенностям развития, что никакая диагностика и максимальный учет всех воздействующих на развитие ребенка факторов не позволяют построить точный прогноз относительно достижений в дальнейшей жизни. О детской одаренности и ее будущей реализации — особенно это касается дошкольного возраста — можно говорить лишь с определенной долей вероятности. По-видимому, это имел в виду Г.Ревеш, изучавший в 20-х годах проблему ранних дарований. Он писал: «Исследование детской одаренности возможно только в очень узких границах, в лучшем случае удается установить, что возможно ожидать развития того или иного дарования»1. И делал затем далеко не оптимистичный вывод: изучение детской одаренности может не иметь особого значения. Это касалось и ранней диагностики. Далеко не однозначное отношение к раннему выявлению способностей, разногласия по этому поводу отмечались между исследователями одаренности с самого начала ее научного изучения. «Конец первого десятилетия XX века и начало второго были заняты у наших русских психологов большим спором об измерении одаренности»2, — писал один из ее исследователей, В.М.Экземплярский. Понятие одаренности и вопрос о ее выявлении относились к самым неясным и трудным проблемам психологии в тот период. И в настоящее время научный поиск еще не завершился единым решением этих проблем. Однако большинство современных исследователей считают важным раннее выявление дарований — не только и не столько для последующей жизни и достижений, но для полноценного проживания
2 Экземплярский В.М. Проблема одаренности.— М., 1923.— С. 3.
ребенком этого великолепного и чрезвычайно важного возрастного периода — дошкольного детства. «У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим»1, — заметил французский писатель XVII века Жан де Лабрюйер. Парадоксально звучит, не так ли? Но если вдуматься, то это близко к истине. Детей обычно не тревожат мысли о прошлом и будущем. То, что происходит сейчас, сегодня, — вот предмет их радостей и огорчений. И чтобы радости от познания мира и себя, от ощущения собственных возможностей и успешности познания было больше, нужно помочь ребенку реализовать все то, что дают дошкольные годы для развития детского творчества, детской одаренности. Чтобы ростки дарований не погибли, не ослабли, важно вовремя их заметить и поддержать. А для этого ранняя диагностика способностей и одаренности действительно необходима. § 2. Определим конкретные цели и способы ранней диагностики Куда полезнее изучать не книги, а людей. Ф. де Ларошфуко Что могут сделать родители, психологи, педагоги, заинтересовавшиеся выявлением одаренности? Нужно ли в, спешном порядке приобретать всевозможные тесты и другие диагностические методики и незамедлительно тестировать ребенка? Что поможет им увидеть «ростки одаренности»? Прежде всего, вспомним известную психологическую истину: диагностика ради диагностики не имеет смысла. Поэтому попытаемся сначала сформулировать: зачем нам нужно выявлять одаренность. Другими словами, определим конкретные цели диагностики. Здесь могут быть варианты.
а) интерес к теме вообще, желание узнать о наличии б) выраженное отличие малыша от ровесников (опере
42 ков) и связанное с этим стремление понять, одаренность это или нет; в) необходимость знания о способностях в связи с реали г) обеспокоенность неуспешностью ребенка в какой-
для удовлетворения интереса со стороны взрослых, з отдельных случаях — родительского (педагогического) тщеславия; для снятия тревожности, страха за ребенка («не такой, как все» — это болезнь, ненормальность); для создания условий для развития дарования, в частности выбора развивающих заданий, программ обучения и воспитания; для определения форм психологической помощи неординарному ребенку. Если же заинтересованность продиктована стремлением получить долгосрочный прогноз или тем более ярлык «одаренный», взрослым лучше воздержаться от проведения диагностических процедур, чтобы не нанести вред развитию ребенка. В остальных случаях конкретные цели диагностики можно условно разделить на следующие: установление наличия признаков одаренности и определение степени их выраженности (качественная и количественная характеристика дарования); создание особых условий обучения и воспитания в зависимости от особенностей дарования; оказание психологической помощи неординарному ребенку. В зависимости от поставленной цели планируются конкретные психодиагностические процедуры; к ним относятся: наблюдение за ребенком в процессе занятий, свободных игр; опрос взрослых (устный в виде беседы или письменный, с использованием анкет и опросников); тестирование; анализ работ ребенка (рисунков и т.д.). Подчеркнем значимость диагностики в соответствии с первой выделенной целью. Все другие направления диагностической работы, связанные с созданием условий развития и оказанием психологической помощи, предполагают в той или иной мере установление факта одаренности и степени ее выраженности. С этого можно и начать выявление дарования. 43 § 3. Использование анкет, опросников Зарубежные исследователи Ф.Татл и Л.Бекер составили анкету для родителей и педагогов, которая дает общее представление относительно данных ребенка. Предлагается ответить «да» или «нет» на следующие утверждения: 1. Ребенок инициативный, живой, подвижный. 2. Он с готовностью откликается на все новое. 3. Любит все загадочное, непонятное. 4. Часто нуждается в поддержке старших. 5. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело. был дан ответ «да», есть основания считать данного ребенка способным. Если на четвертый и пятый пункты был дан ответ «нет», надо обратиться к следующим утверждениям: 1. Любит задавать и решать трудные вопросы. 2. Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает. 3. Начатое дело доводит до конца. 4. Имеет особую склонность к определенному виду занятий 5. Настойчив в достижении поставленной цели. 6. Задает много вопросов по интересующим его предметам, 7. Интересы достаточно стабильны. 8. Любознательность достаточно устойчива. 9. Имеет много друзей среди своих сверстников.
10. Часто не соглашается с мнением взрослого. ■ 11. Часто бывает эгоистичен. Оценка результатов: если на все вопросы дан ответ «да», то ребенка можно считать одаренным. (С нашей точки зрения, отрицательные ответы на пункты 7—11 не противоречат выводу о возможной одаренности ребенка-дошкольника, так как в дошкольном возрасте и у одаренных детей наряду с широтой интересов может наблюдаться их быстрая смена; если ребенок не ходит в детский сад, у него может не быть друзей среди ровесников; в дошкольном возрасте авторитет взрослого достаточно высок, и маловероятно, чтобы ребенок-дошкольник часто вступал в противоречие со взрослым.) Выше речь шла о возможной одаренности. Если вы хотите оценить одаренность как реально, ярко проявляющуюся, рассмотрите следующие утверждения: 1. Ребенок проявляет способности в различных сферах зна 2. Имеет одного-двух друзей более старшего возраста. 44
3. Речь хорошо развита, характеризуется большим запасом 4. Ребенок всегда ищет самостоятельные решения.
5. В спорных вопросах опирается на собственное мнение, не 6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях. 7. Часто производит впечатление взрослого «не по возрасту». 8. Хорошо знает свои возможности и то, что хочет сделать. ответ «да», то у ребенка действительно ярко и рано проявляющаяся одаренность. Для более дифференцированной оценки возможностей дошкольника можно использовать опросник, приведенный в Приложении I. В нем выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребенка. Оценивая степень проявления этих особенностей по пяти градациям: очень редко или никогда; редко; иногда; часто; почти всегда, — вы получите представление о выраженности у ребенка признаков одаренности. Часто родители, педагоги сомневаются, насколько объективны они в оценке ребенка. Преодолеть эти сомнения поможет опыт собирания, фиксации конкретных вопросов, заданных ребенком, быстро усвоенных знаний, решенных трудных задач и т.п. В опроснике для родителей (Приложение II) приводятся задания взрослым: описать ситуацию, в которой ребенок проявил то или иное качество, привести примеры, показывающие, что у ребенка прекрасная память, усидчивость, перечислить темы, которыми интересуется дошкольник, и др. § 4. Внимание опережению В дошкольном возрасте одаренность может определяться по высокому темпу развития малыша. Многие родители отмечают именно эту особенность как проявление неординарных возможностей ребенка. Предполагаемый факт опережения в развитии требует дополнительного анализа вопросов: а) в чем именно (в каких областях) идет опережение; б) действительно ли опережает ребенок и насколько. Те родители, которые ведут дневник развития ребенка, оказываются в более выгодном положении. Им удается зафиксировать даже небольшие изменения. А ведь развитие в период от рождения до 7 лет идет гигантскими темпами, каждый месяц приносит что-то новое. 45
Конечно, не все факты, выделяемые родителями, следует относить к характеристике одаренности. Например, раннее появление зубов (в четыре-пять месяцев), быстрое по сравнению со сверстниками анатомическое развитие так же мало связаны с одаренностью, как величина и вес мозга с умом человека. Это скорее индивидуальные особенности. А вот более быстрое развитие двигательной сферы обусловливает активное освоение окружающего мира, стремительное накопление собственного опыта. Следовательно, создаются предпосылки для раннего овладению речью и развития умственной сферы. Для того чтобы облегчить анализ, приведем таблицу, в которой слева даны показатели психомоторного развития, а справа — примерные возрастные нормы (табл. I)1. Таблица 1
|