Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Художественная одаренность
Похожая картина наблюдается при раскрытии художественного дарования. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго. Улыбчивая Сашенька поражает взрослых своей увлеченностью рисованием. В свои неполные пять лет она может рисовать долго и много. Рисунки ее отличают богатство цветовой гаммы, оригинальность замысла. Они по исполнению превосходят работы детей старше ее на два-три года. Родители уже не могут вспомнить, когда, девочка стала рисовать. «Наверное, когда смогла карандаш в руках держать, — говорит папа. — Сначала наблюдала, как я рисую, потом сама стала пробовать. Например, я рисую кошку, она смотрит, а потом рядом свою подрисовывает. Поначалу просто каракули получались, потом все лучше, лучше. И вдруг перестала на одном листе со мной рисовать. Возьмет мой рисунок, отойдет к своему столику, рассматривает, потом отложит мой рисунок и начинает рисовать, но только так, чтобы ее рисунки от моих отличались. И такая серьезная в тот момент становится». «Помочь?» — спрашиваю. «Нет, я сама!» Конечно, сама, кто же еще может уловить тот образ, который живет в душе, и найти нужную для него внешнюю форму, чтобы сделать его видимым, доступным другим людям? А.А.Мелик-Пашаев, изучающий проблемы детского художественного творчества, отмечает: в творчестве маленького ребенка есть то художественно ценное, что роднит его с подлинным искусством, это — содержательность формы. Возможность выражать духовное содержание в адекватном образе и характе- 29 Ризует, по его мнению, художественную одаренность. Уже в первые годы жизни ребенка можно выделить факторы, способствующие раскрытию художественной одаренности: эмоциональная окрашенность познавательных процессов; стремление к одушевлению предметов, явлений; игра как активное выражение значимых для ребенка переживаний. «Восторг охватил меня, когда в четыре года я впервые открыл коробку с красками. Я нашел там круглое солнце и реку Вятку, зелень деревьев и цвет анютиных глазок, растущих под моим окном, — вспоминал художник Н.Н.Жуков. — Мне нравилось, как маленький диск краски растворялся и таял под мокрой кистью и потом возникал в еще более ярком виде на листе моей бумаги. Но мне все же казалось, что за окном солнце блестит ярче, и я торопливо макал кисть в оранжевую краску. Когда сочная капля растекалась в желтом кружке, мне на мгновение казалось, что солнце стало моим. Вот это и была та первая радость искусства, которая не давала мне спать...»1
|