![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие речив раннем возрасте ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Следует помнить, что сначала ребенок учится понимать речь. Существует большая разница между развитием понимания речи и активной речи. 47 Одаренные дети иногда начинают говорить довольно поздно, но, как правило, сразу сложно, грамотно, много. Так что даже такой, казалось бы, немаловажный факт, как начало активного говорения, не позволяет однозначно судить об одаренности. И вместе с тем, если ребенок имеет большой словарный запас, говорит длинными, сложными предложениями, тонко реагируя на особенности языка, с большой долей вероятности можно предполагать хорошо развитый интеллект. Если особо раннего психомоторного или речевого развития родители не отмечали, то такие признаки, как раннее овладение школьными навыками: чтением, счетом, письмом, — просто не могут не броситься в глаза. И здесь при анализе важна конкретика: что именно читает, как читает. Одно дело, если пятилетний ребенок освоил букварь, но совсем другое дело, если он читает «Путешествие Нильса с дикими гусями» или к пяти с половиной годам в его читательском дневнике записано 79 книг (!), как у Сашеньки, о котором нам написали его родители. Важно и то, как читает ребенок: если в шесть лет читает вслух — это норма, если в три с половиной года свободно и бегло читает как вслух, так и про себя любой текст, как Юля, о которой мы узнали от ее бабушки, то это опережение. Так же и со счетом. Если в пять лет ребенок умеет считать до 100, это достижение, но не из ярких, а если в пять лет решает уравнения, как Оля, про которую нам написал ее папа, то это опережение. Многие родители считают достижения ребенка по, лной его заслугой, не придавая значения тому, что это они научили малыша читать, считать и т.д. Несомненно, по темпу усвоения, активности ребенка можно сделать выводы о его одаренности, но при этом очень важно учесть, сколько времени и как родители занимались с малышом. Нередко большое желание родителей видеть своего ребенка обогнавшим сверстников приводит к искусственному опережению как результату натаскивания. Одаренный ребенок, как правило, самостоятельно овладевает школьными навыками, буквально принуждая родителей называть буквы, цифры и т.д. § 5. Отличная память? Исследователи отмечают, что неординарных дошкольников выделяют по хорошей памяти чаще, чем по другим характеристикам познавательной сферы. Родители в подтверждение ода- 48 ренности ребенка перечисляют множество стихов, рассказов, песенок, сказок, которые он знает. Взрослые обычно подчеркивают, что особых усилий ни с чьей стороны приложено не было, ребенок почти с первого раза запоминает рассказанное, прочитанное и легко воспроизводит в дальнейшем, удивляя взрослых объемом и скоростью усвоения различной информации. Как правило, такие дети быстро овладевают чтением, счетом, легко осваивают иностранный язык. В будущем это «хорошисты» и «отличники» в школе, поражающие окружающих «эн-циклопедичностью» знаний. Учеными установлено, что до подросткового возраста интеллект главным образом опирается на память. В процессе развития все психические функции (внимание, память, мышление, воля) образуют сложную иерархическую систему, где центральной, ведущей является мышление, образование понятий. Память подростка опирается уже на логическое мышление: происходит запоминание понятиями, отношениями. У детей, отличающихся хорошей памятью в дошкольном возрасте, переход к понятийному мышлению как более высокому уровню развития мышления по сравнению с преобладающим у дошкольников образным мышлением может начаться раньше, чем у сверстников. Это выражается в стремлении ребенка быть логичным в рассуждениях, в требовании доказательности суждений. «Понимание действительности, понимание другого и понимание себя — вот что приносит мышление в понятиях»1, — писал психолог Л.С.Выготский. Взрослым отнюдь не следует стремиться, чтобы ребенок запомнил как можно больше фактов, событий, названий. Для его развития и для диагностики одаренности «куча мала» из фрагментарных знаний куда менее важна, чем стремление упорядочить, систематизировать информацию посредством установления причинно-следственных зависимостей, обобщений. По мнению некоторых исследователей, отличная память, запас знаний, намного превосходящий познания сверстников, являются свидетельством одаренности. Но одаренность таких людей своеобразна, они как бы накапливают и хранят знания. С точки зрения других ученых, отсутствие творческого элемента или малая его доля (по сравнению с усвоением известного) ставят под сомнение включение подобных людей в число одаренных. В отношении дошкольного возраста следует учитывать, что не все виды дарований могут проявить себя в этот период. Осо-
49
бенно это относится к научному, литературному творчеству, во многом опирающимся на приобретенный опыт, знания. В связи с этим отличная память дошкольника может рассматриваться как предпосылка будущего раскрытия неординарных возможностей. § 6. Признаки высокого творческого потенциала Использование анкет, опросников, несомненно, помогает выявить возможности ребенка, но вместе с тем порождает ряд вопросов относительно оценивания дарования. Ведь разные его признаки могут быть выражены в разной степени. На что же ориентироваться в первую очередь? Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить научное определение одаренности (см. выше). В соответствии с ним первым признаком одаренности как творческого потенциала выступает сильная познавательная потребность, проявляющаяся в высокой познавательной активности. Последняя появляется в самом раннем возрасте, и, внимательно наблюдая за ребенком, легко можно оценить ее развитие. Если у малыша ярко проявляется положительная эмоциональная реакция на новую игрушку, ситуацию, большой интерес к окружающим предметам, людям, активное освоение новых способов познания (бросание игрушек, разрывание бумаги), стремление к подражанию, а потом и попытки самостоятельного экспериментирования (с предметом, звуком, словом), — все это говорит о раскрывающемся творческом потенциале.
50 Высокая познавательная активность, любознательность выявляется у всех одаренных дошкольников начиная с двух-трех лет. Вопросы пытливых малышей шире по тематике и глубже по содержанию, чем у сверстников. К пяти годам они пытаются искать ответы самостоятельно, наблюдая, пробуя экспериментировать. С пяти-шести лет возросший уровень познавательной активности позволяет ребенку самому формулировать вопрос, проблему, обращая их уже не к другим, а к себе; поиск решений осуществляется планомерно и последовательно. К концу дошкольного возраста возможно появление стремления представить свои «открытия» другим — взрослым, детям.
реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность); использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).
Как правило, одаренные дети с радостью и большой увлеченностью занимаются творчеством, проявляя при этом активность и инициативу. Анализ наблюдении показывает, что они достаточно самостоятельны в творческом поиске, но вместе с тем могут обращаться к старшим за необходимой информацией или за сведениями, как эту информацию получить. Иногда, если такой ребенок чувствует, что ему не хватает умений, навыков в
|