Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ремормация
Противоречащие Библии учения, основывающиеся на традиции, безжалостное преследование инакомыслящих, растление, массовый духовный упадок среди духовенства – вот что в основном побуждало людей требовать духовных реформ в официальной Церкви Доктринальные вопросы. Рассмотрим некоторые из тех небиблейских доктрин, которые вызвали протестантскую Реформацию и которые до сих пор разделяют протестантов и римских католиков. 1. Глава Церкви на земле является наместником Христа. Эта доктрина гласит, что епископ Рима является наместником или представителем Христа на земле и видимым главою Церкви. В противоположность библейской точке зрения относительно церковного руководства (см. 1-ю гл. этой книги) это учение было основано на предположении, что Христос сделал Петра видимым главою Церкви и что папа является преемником Петра12. 2. Непогрешимость Церкви и ее главы. Самый значительный вклад в укрепление престижа и власти Римской Церкви внесло учение о ее непогрешимости. Церковь заявила, что она никогда не заблуждалась и никогда не будет заблуждаться. В основе этого учения лежит постулат, не имеющий библейского обоснования: поскольку Церковь имеет Божественное происхождение, непогрешимость является одним из присущих ей качеств13. Она должна быть непогрешимой в учении, вере и морали, поскольку Бог намеревался привести через нее всех людей доброй воли к спасению и Он Сам сохранит ее от всякого заблуждения силою Святого Духа. Отрицание всеобщей человеческой греховности (см. 7-ю гл. этой книги) приводит к логическому следствию: руководитель Церкви должен быть также непогрешим14. Вот почему католическое учение заявило о Божественных привилегиях руководителя своей Церкви15. 3. Утрачивается понятие о служении Христа как Первосвященника и Ходатая. По мере того как власть римской церкви укреплялась, в представлении верующих стиралось понятие о постоянном посредническом служении Христа как Первосвященника в небесном святилище. В ветхозаветные времена это служение было символически представлено ежедневными жертвами, приносимыми в святилище (см. 4-ю и 23-ю гл. этой книги). Теперь внимание верующих было направлено на земное священство, во главе которого стоял римский владыка. Вместо того чтобы довериться Христу в вопросах прощения грехов и вечного спасения (см. 9-ю и 10-ю гл. этой книги), верующие возложили свое упование на пап, священников и прелатов. В противоположность новозаветному учению о священстве всех верующих теперь жизненно важным для спасения считалось отпущение грехов, совершаемое духовенством. Когда Церковь заменила мессой служение Вечери Господней, люди совершенно утратили понятие о служении Христа в качества священника на небесах, где Он постоянно вменяет заслуги Своей искупительной жертвы кающимся верующим. В отличие от Вечери Господней, служения, которое Иисус установил в память Своей смерти и в ознаменование Его грядущего царства (см. 15-ю гл. этой книги), католическая церковь ввела мессу, которую назвала «бескровной жертвой Христа», приносимой Богу человеком-священником. Считается, что месса должна наделить особой благодатью живых и покойных верующих в той же мере, как жертва Христа на Голгофе16. Будучи несведущими в Писаниях, зная только мессу, совершаемую священником, множество людей теряли благословение прямого доступа к нашему Ходатаю Иисусу Христу. Следовательно, обетование и приглашение: «Да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4: 6) осталось неуслышанным и непонятым. 4. Добрые дела рассматриваются как заслуги. Убеждение в том, что, совершая добрые дела, человек может заслужить спасение и что верой спастись невозможно, противоречило новозаветному учению (см. 9-ю и 10-ю гл. этой книги). Католическая Церковь учила, что добрые дела, которые являлись следствием благодати, озарившей сердце грешника, заслуживали награды, то есть они давали человеку законное право на спасение. Считалось, что человек мог совершить больше добрых дел, чем было нужно для спасения (как это делали святые) и таким образом стать обладателем сверх заслуги. Эти сверх заслуги можно было использовать на благо другим. Поскольку Церковь учила, что грешники получали оправдание на основе праведности, принесенной в их сердца, добрые дела играли важную роль в оправдании человека. Эти заслуживающие награды дела также играли важную роль в учении о чистилище, согласно которому люди, не имевшие совершенной чистоты, должны были вначале пройти процесс очищения или временного наказания за свои грехи в чистилище, и лишь потом войти в радость неба. Живые верующие посредством молитв и добрых дел могли сократить продолжительность страданий тех, кто находился в чистилище, и облегчить эти страдания. 5. Учение о труде покаяния (епитимье) и индульгенциях. Труд покаяния (епитимья) – это таинство, посредством которого христиане могут получить прощение тех грехов, которые совершены после крещения. Достигается оно через отпущение грехов священником, но прежде, чем получить его, христиане должны исследовать свое сердце, покаяться в грехах и исполниться решимости никогда больше не согрешать перед Богом. Потом они должны исповедать свои грехи священнику и совершить труд покаяния, то есть выполнить определенное задание священника. Это таинство, однако, полностью не освобождает грешников. Они должны еще понести временное наказание в этой жизни или в чистилище. С целью избавления от временного наказания за грех после прощения их вины Церковь ввела индульгенции. Индульгенции, которые предназначались как для живых, так и для находившихся в чистилище, давались на условии покаяния и совершения предписанных добрых дел, часть – в виде уплаты денег в церковную казну. Индульгенции стали возможны благодаря сверхзаслугам мучеников, святых, апостолов, а особенно Иисуса Христа и Марии. Их заслуги хранились в «сокровищнице заслуг» и переводились на счет тех верующих, у кого их не хватало. Ключи от этой сокровищницы находились в ведении папы как законного наместника Петра. Он мог освобождать людей от временного наказания, переводя на их счет заслуги из сокровищницы17. 6. Абсолютная власть принадлежит Церкви. На протяжении веков официальная Церковь переняла много языческих верований, праздников и символов. Когда против этого отступления раздались голоса протеста, Церковь Рима присвоила себе исключительное право толковать Библию по своему усмотрению. Решающим голосом теперь обладала не Библия, а Церковь (см. 1-ю гл. этой книги). Римская Церковь утверждала, что у божественной истины есть два источника: 1) Св. Писание и 2) католическая традиция, в которую входили труды отцов Церкви, постановления церковных советов, принятые постулаты и обряды Церкви. Всякий раз, когда основанием церковной доктрины становилась традиция, ей отдавалось предпочтение перед Св. Писанием. Простые верующие не имели права толковать доктрины, открытые Богом в Св. Писании. Это право принадлежало только католической Церкви18. Заря нового дня. В четырнадцатом столетии Джон Виклиф призвал к реформам внутри Церкви не только в Англии, но и во всем христианстве. В то время когда Библия существовала только в нескольких копиях, он сделал первый полный перевод Библии на английский язык. Его учение о спасении по вере в одного лишь Иисуса Христа и об исключительной непогрешимости Св. Писания положено в основу протестантской Реформации. Будучи провозвестником Реформации, Виклиф пытался раскрепостить Церковь Христа от оков язычества, которое держало ее в узах невежества. Он начал движение, которое было призвано освободить разум человека и избавить все народы от мрака религиозного заблуждения. Труды Виклифа взволновали сердца Гуса, Иеронима, Лютера и многих других. Это была заря Реформации. Мартина Лютера, по природе активного, пылкого, принципиального человека, можно по праву назвать самой сильной личностью Реформации. Как никому другому, ему удавалось возвращать людей к Св. Писаниям и великой евангельской истине об оправдании верой, и в то же время он разоблачал несостоятельность учения о спасении посредством добрых дел и личных заслуг. Заявляя, что единственным авторитетом для верующих людей должно быть Св. Писание, Лютер направлял их взор к небесам, ко Христу как их единственному Ходатаю и Спасителю, а не к человеческим делам, священникам и таинствам. Он говорил, что делами невозможно облегчить тяжесть согрешения или избежать наказания. Только искренне покаяние перед Богом и вера во Христа может спасти грешников. А поскольку Его благодать является даром и дается безвозмездно, купить ее нельзя. Поэтому не индульгенции дают людям надежду, а пролитая кровь распятого Искупителя. Подобно тому как археологи находят сокровища под грудами вековых наслоений, так и Реформация извлекла на свет давно забытые истины. Заново был открыт великий евангельский принцип – оправдание верою, равно как и понимание примиряющей жертвы Иисуса Христа, принесенной раз и навсегда, и признание полноты и достаточности Его посреднического священнического служения. Был положен конец многим небиблейским учениям и обрядам, таким как молитвы за умерших, почитание святых и мощей, вера в таинство мессы, культ поклонения Марии, чистилище, епитимья, святая вода, безбрачные духовенства, четки, инквизиция, пресуществление и неприкосновенность традиции. Протестантские реформаторы практически единодушно признавали, что папство – это и есть та самая система, которая названа в пророчествах «человека греха» и «маленький рог» и которая должна была преследовать истинный Божий народ в течение 1260 лет (Откр. 12: 6, 14 и 13: 5) перед Вторым пришествием19. Учение о том, что Библия и только Библия является мерилом веры и нравственности, становится основополагающим учением протестантизма. Реформаторы провозгласили, что все человеческие традиции должны быть подчинены окончательному и высшему авторитету Св. Писаний. В вопросах веры никакие авторитеты – будь то папа, соборы, отцы Церкви, цари и ученые – не должны господствовать над совестью. Это было настоящее пробуждение христианского мира от сна заблуждений и невежества, и в результате во многих странах была провозглашена религиозная свобода.
|