Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Суббота на Синае






События, последовавшие за выходом израильтян из Египта, показывают, что значение субботы во многом было утеряно богоизбранным народом. Видимо, жестокое рабство сделало очень тяжелым ее соблюдение. Вскоре после освобождения израильтян Бог убедительным образом напомнил им об их обязанности соблюдать седьмой день – субботу. Для этого Он использовал чудо ниспослания манны, а также провозгласил с Синая Десять Заповедей.

1. Суббота и манна. За месяц до того, как Бог с горы Синай провозгласил Закон, Он обещал Своему народу защитить его от болезней, если люди с полным вниманием и ответственностью отнесутся к «заповедям Его» (Исх. 15: 26; 26: 5). Некоторое время спустя Бог напомнил израильтянам о святости субботы. Используя чудо с ниспосланием манны, Он в конкретных словах объяснил им, насколько важным Он считал их покой в седьмой день.

Ежедневно Бог посылал израильтянам такое количество манны, которого было достаточно для удовлетворения их насущных нужд именно в этот день. Им было нельзя оставлять манну до следующего дня, иначе она просто испортилась бы (Исх. 16: 4, 16–19). В шестой день израильтяне собирали манны вдвое больше обычного с тем, чтобы ее хватило на два дня. Обучая народ Свой тому, что шестой день должен быть днем приготовления, а также тому, как следует соблюдать субботу, Бог устами Моисея сказал: «Завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра» (Исх. 16: 23). Заготовленная впрок манна не портилась только в седьмой день (Исх. 16: 24). Словами, очень похожими на четвертую заповедь, Моисей сказал: «Шесть дней собирайте его; а в седьмый день – суббота; не будет его» (Исх. 16: 26).

В течение сорока лет, или двух тысяч чередою сменявшихся еженедельных суббот, когда израильтяне странствовали по пустыне, чудо с манной напоминало им о необходимости шесть дней трудиться, а седьмой день – отдыхать.

2. Суббота и Закон. Бог поместил заповедь о субботе в центре Декалога. Она звучит так:

«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20: 8–11).

Все заповеди Декалога очень важны, и ни одной из них пренебрегать нельзя (Иак. 2: 10). Однако Бог из всех других выделил заповедь о субботе. В ней Он повелел «помнить» субботу, тем самым предупреждая людей об опасности забывать ее важность.

Слова, которыми начинается заповедь: «помни день субботний, чтобы святить его», показывают, что суббота как Закон проистекает не с Синая. Из них видно, что она появилась раньше – фактически при Сотворении, как об этом говорит вторая часть заповеди. По Божьему замыслу, мы должны соблюдать субботу как памятник Творения. Она устанавливает временные границы для отдыха и богопоклонения, направляя нас к размышлению о Боге и Его делах.

Соблюдение субботы как памятника Сотворения служит противоядием от идолопоклонства. Напоминая нам, что Бог сотворил небо и землю, заповедь о субботе противопоставляет Его всем ложным богам. Таким образом, соблюдение седьмого дня становится символом нашей верности истинному Богу и признания Его владычества как Творца и Повелителя.

Заповедь о субботе играет роль печати Закона Божьего4. Как правило, печать содержит три элемента: имя владельца, его титул и область владения. Официальные печати используются для подтверждения особо важных документов. Если на документе ставится печать официального лица, то он облекается определенной властью. Печать подразумевает, что данное лицо одобрило содержание законодательного документа и что за этим стоит вся полнота его полномочий.

Среди Десяти Заповедей именно заповедь о субботе отвечает этой важной роли. Только она обладает совокупностью трех элементов: называет Бога «Господь Бог твой», подтверждает Его титул Творца и указывает на Его владения – «небо и землю» (Исх. 20: 10, 11). Только четвертая заповедь показывает, чьей властью был дан Декалог. Поэтому она «содержит печать Божью», поставленную на Его Законе в доказательство подлинности последнего и необходимости его соблюдения5.

Действительно, Бог сотворил субботу как напоминание или значение Его силы и власти в мире, не запятнанном грехом и восстанием. Это установление должно было стать вечным. Оно призывало к постоянному личному послушанию «помнить день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20: 8)6.

Эта заповедь делит неделю на две части. Бог дал человеку шесть дней, чтобы «трудиться и делать всякие дела», но в седьмой день «не делай никакого дела» (Исх. 20: 9, 10). «Шесть дней» по заповеди – это рабочие дни, а «седьмой день» – день покоя. То, что «седьмой день» является единственным в своем роде Божьим днем покоя, ясно видно из начальных слов заповеди: «Помни день субботний (покой), чтобы святить его»7.

Хотя для восстановления своих сил люди нуждаются в физическом отдыхи, основой Божьей заповеди о субботнем покое служит Его личный пример. Поскольку Он почил от Своих дел именно в седьмой день первой недели существования мира, мы тоже должны покоиться по субботам.

3. Суббота и завет. Подобно тому, как Закон Божий является необходимой частью в завете Бога с Его народом (Исх. 34: 27), так и суббота, помещенная в центре этого Закона, играет существенную роль в Его завете. Бог назвал субботу «знамением между Мною и (вами), чтобы (вы) знали, что Я – Господь, освящающий... (вас) (Иез. 20: 12; ср. Иез. 20: 20; Исх. 31: 17); вот почему Он назвал празднование субботы «заветом вечным» (Исх. 31: 16). «Как завет основан на Божьей любви к Его народу (Втор. 7: 7, 8), так и суббота – знамение этого завета – является знаком Божественной любви8».

4. Ежегодные субботы. Наряду с еженедельными субботами (Лев. 23: 3) в Израиле существовало семь годовых церемониальных суббот, особо отмеченных в израильском религиозном календаре. Годовые субботы не имели прямого отношения к седьмому дню или недельному циклу. Этими днями покоя, «кроме суббот Господних» (Лев. 23: 38), являлись: первый и последний дни праздника Опресноков, день Пятидесятницы, праздник труб, День примирения и первый и последний день праздника кущей (см. Лев. 23: 7, 8, 21, 24, 27, 28, 35, 36).

Поскольку эти субботы высчитывались от начала священного года, исчислявшегося по лунному календарю, они могли прийтись на любой день недели. Когда они совпадали с еженедельными субботами, их называли «великими днями» (см. Ин. 19: 31). «Если еженедельная суббота была установлена в конце творческой недели для всего человечества, то годовые субботы относились к иудейской обрядовой системе, учрежденной на горе Синай... они указывали в будущее на грядущего Мессию и были отменены с Его смертью на кресте9.

Суббота и Христос. Св. Писание открывает, что Иисус Христос воистину был Творцом так же, как и Небесный Отец (см. 1 Кор. 8: 6; ср. Евр. 1: 1, 2; Ин. 1: 3). Следовательно, это Он отделил седьмой день как день покоя для человечества.

Христос соотносил субботу не только с Его творческим делом, но и с искуплением. Являясь великим «Я есмь» (см. Ин. 8: 58; Исх. 3: 14), он включил субботу в Декалог как убедительное напоминание о том, что каждую неделю человеку следует совершать богопоклонение, общаясь с Творцом. Кроме того, он указал еще одну причину для соблюдения субботы: искупление Его народа (Втор. 5: 14, 15). Поэтому суббота отличает тех людей, которые приняли Иисуса не только как Творца, но и как Спасителя.

Признавая во Христе Творца и Искупителя, легко понять, почему Он – Сын Человеческий – называл Себя также «Господином субботы» (Мк. 2: 28). Обладая такой властью, Он мог бы отменить субботу, если бы захотел, но не сделал этого. Напротив, сказав, что суббота – для человека, Христос показал, что она является достоянием всех людей.

На протяжении всего Своего земного служения Иисус Христос являл нам пример того, как следует правильно соблюдать седьмой день. Он по «Своему обыкновению» поклонялся Богу в субботу (Лк. 4: 16). Его участие в субботнем богослужении доказывает, что Он считал субботу днем особого поклонения Богу.

Для Иисуса святость субботнего дня была настолько важна, что упоминая о преследовании, ожидающем учеников после Его вознесения, Он советовал им «молиться», чтобы бегство их не случилось «зимою или в субботу» (Мф. 24: 20). Смысл этих слов достаточно ясен. Как заметил Ионафан Эдвардс, они означают, что «даже тогда христиане были обязаны строго соблюдать субботу»10.

Когда Христос закончил дело Сотворения – Свое первое великое дело в истории нашего мира, Он покоился в седьмой день. Этот отдых ознаменовал собою успешное завершение Его творческого труда. Почти то же самое Он сделал в конце Своего земного служения, когда завершил Свое второе великое дело в истории. К исходу пятницы, в шестой день недели, Христос закончил Свою искупительную миссию на земле. «Совершилось» – было Его последним словом. В Св. Писании подчеркивается, что, когда Он умер, «день тот был пятница, и наступила суббота» (Лк. 23: 54). После смерти Он покоился во гробе, и это служило знамением того, что Он совершил искупление человечества11.

Следовательно, суббота свидетельствует нам о совершенных Христом Сотворении и искуплении. Соблюдая субботу, Христовы последователи радуются вместе с Ним Его свершениям для человечества12.

Суббота во дни апостолов. Ученики Христа относились к субботе с большим почтением. Это отчетливо проявилось во время смерти Христа. Когда наступила суббота, они прервали свои приготовления к погребению и «в субботу остались в покое по заповеди» с намерением продолжить эту работу в воскресенье, в «первый день недели» (Лк. 23: 56; 24: 1).

Как и Христос, апостолы поклонялись Богу в седьмой день. Совершая свои миссионерские путешествия, Павел в субботу посещал синагогу и проповедовал Христа (Деян. 13: 14; 17: 1, 2; 18: 4). Даже язычники приглашали его проповедовать Слово Божие в субботу (Деян. 13: 43, 44). В городе, где не было синагоги, Павел искал место, где обычно проводились субботние богослужения (Деян. 16: 13). Участие Христа в субботних богослужениях наглядно говорит о Его отношении к седьмому дню как к особому дню – дню поклонения Богу. Точно так же поступал и апостол Павел.

Почтительное соблюдение апостолом еженедельной субботы резко контрастировало с его отношением к годовым церемониальным субботам. Он ясно показал, что для христиан отпала необходимость соблюдать эти годовые дни покоя, потому что Христос пригвоздил церемониальные законы ко кресту (см. 18-ю гл. этой книги). Он сказал: «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу; это есть тень будущего, а тело – во Христе» (Кол. 2: 16, 17). Поскольку «из контекста этих слов явствует, что речь идет об обрядовых постановлениях, то и упомянутые здесь субботы – из числа церемониальных суббот иудейских годовых праздников. Они являлись лишь «тенью» или прообразом будущего, которое должно было стать действительностью во Христе»13.

Подобным образом в Послании к Галатам Павел выступал против соблюдения требований церемониального закона. Он сказал так: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал. 4: 10, 11).

У многих складывается впечатление, будто апостол Иоанн имел в виду воскресенье (Откр. 1: 10). В Библии, однако, упоминается только один день, всецело принадлежащий Господу, и день этот – суббота. Христос выразил это так: «А день седьмый – суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20: 10). Позднее Он назвал его святым днем Своим (Ис. 58: 13). А Себя Христос называл «Господином субботы» (Мк. 2: 28). Поскольку, согласно Писанию, седьмой день, суббота – это единственный день, который Господь называет Своим, то напрашивается логический вывод, что Иоанн упомянул о субботе. В Библии нет ни единой ссылки, благодаря которой можно сделать вывод, что Иоанн имел в виду первый день недели или воскресенье14.

Ни в одном месте Библии нет указания на то, что мы должны соблюдать какой-нибудь другой день недели, кроме субботы. Ни один день недели она не называет благословенным или святым. В Новом Завете также нет указания, что Бог изменил субботу на другой день недели.

Напротив, Св. Писание говорит, что, по Божьему намерению, Его народ должен соблюдать субботу всю вечность: «Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и себя ваше и имя ваше... Из месяца в месяц, и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис. 66: 22, 23).

Значение субботы. Суббота имеет огромное значение и исполнена глубокого и богатого духовного смысла.

1. Вечный памятник Сотворения. Как мы уже видели, основное значение субботы в контексте всего Декалога заключается в том, что она служит напоминанием о Сотворении мира (Исх. 20: 11, 12). Заповедь о соблюдении седьмого дня «неразрывно связана с делом Сотворения. Установление субботы и повеление ее соблюдать является прямым его следствием. Более того, вся человеческая семья обязана своим существованием Божественному акту Сотворения, о котором напоминает суббота. Следовательно, повиноваться четвертой заповеди как памятнику творческой силы обязано все человечество»15. Стронг называет субботу «установленным Богом памятником Его творческих дел, которые следует помнить вечно»16.

Люди, соблюдающие субботу как памятник Сотворения, вправе делать это в знак благодарной признательности за то, «что Бог – их Творец и законный Правитель, и они – дело Его рук и Его подданные. Установление имело одну цель – напоминать это; и дано оно было всему человечеству. Оно не являлось прообразом, и обязанность соблюдать его не ограничивалась каким-либо одним народом17. И пока мы поклоняемся Богу как нашему Творцу, суббота будет оставаться знамением и памятником Сотворения.

2. Символ искупления. Когда Бог избавил Израиль от египетского рабства, суббота, уже тогда служившая памятником Сотворения, стала еще и памятником избавления (Втор. 5: 15). «Господь хотел, чтобы еженедельный субботний покой при правильном его соблюдении постоянно освобождал человека от «египетского рабства», которое не ограничено пространством и временем, а господствует в любой стране и в любом веке. Сейчас человек нуждается в избавлении от рабства алчности, наживы, власти, социального неравенства, греха и эгоизма»18.

Когда мы взираем на крест, субботний покой становится особым символом искупления. «Она (суббота) является памятником выхода из рабства греха под водительством Эммануила. Самое большое наше бремя – это грех непослушания. Субботний покой, указывая на покой Христа, лежавшего во гробе, на покой победы над грехом, предлагает христианину реальную возможность принять и испытать Христово прощение, мир и успокоение»19.

3. Знамение освящения. Суббота является знаком Божьей преобразующей силы, знамением святости и освящения. Господь провозгласил: «Субботы Мои соблюдайте; ибо это – знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Господь, освящающий вас» (Исх. 31: 13; ср. Иез. 20: 20). Следовательно, суббота – это также знамение Бога, совершающего освящение. Так как люди освящаются Христовой кровью (Евр. 13: 12), то суббота к тому же и знак того, что верующий принимает его кровь для прощения грехов.

Бог отделил субботу для святой цели. Точно так же Он отделил для святой цели Свой народ. Эта цель – быть Его особыми свидетелями. Общение с Ним в этот день ведет к святости; но люди учатся полагаться не на свои силы, а на Бога, Который освящает их жизнь.

«Та же сила, которая сотворила все сущее, пересоздает и душу по подобию Бога. Для тех, кто соблюдает святой субботний день, он является знамением освящения. Истинное освящение – это гармоничное единение с Богом, уподобление Его характеру. Оно обретается через послушание принципам, его отражающим. Суббота является также знамением послушания. Человек, который от всего сердца повинуется четвертой заповеди, будет повиноваться и всему Закону. Он освящается через послушание»20.

4. Знамение верности. Верность Адама и Евы была испытана посредством древа познания добра и зла, стоявшего посередине Едемского сада. Подобно этому, посредством заповеди о субботе, помещенной в центре Декалога, будет испытана верность Богу каждого человеческого существа.

Св. Писание открывает нам, что перед Вторым пришествием весь мир будет поделен на два класса: людей верных, «соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса», и тех, кто поклоняется «зверю и образу его» (Откр. 14: 12, 9). В то время Божья истина будет возвеличена перед миром, и всем станет ясно, что покорное соблюдение седьмого дня – субботы – по Писанию служит доказательством верности Творцу.

5. Время общения. Бог сотворил животных, чтобы человеку не было одиноко (Быт. 1: 24, 25). Но, предлагая нам субботу, Бог дарует человечеству высшую форму общения – общение с Ним Самим. Люди были сотворены не только для доброго контакта с животными или даже друг с другом. Они были созданы для Бога.

В субботу мы можем особым образом испытать Божье присутствие среди нас. Не будь этого дня, все трудились бы до изнеможения без конца. Всякий день походил бы на другой и был занят погоней людей за мирскими благами. Наступление же субботы приносит с собой надежду, радость, наполняет жизнь смыслом и ободрением. Она представляет время для общения с Богом через богослужение, молитву, пение, изучение Слова, размышление о Нем и через свидетельство Евангелий другим. Суббота открывает нам возможность испытать присутствие Бога.

6. Знамение праведности по вере. Христиане сознают, что в случае, если люди, знающие их веры, ищут истину, то Дух Святой, воздействуя на просветленную совесть последних, может вести их к пониманию основных принципов Закона Божьего (Рим. 2: 14–16). Это объясняет, почему люде вне христианства в известном смысле придерживаются девяти из десяти Заповедей (за исключением четвертой). Не так обстоит дело с заповедью о субботе.

Многие понимают, что один день в неделю нужно отдыхать, но им бывает трудно уяснить себе, почему работа, достойная и похвальная в любой другой день недели, является грехом, если она делается в седьмой день. Окружающая нас природа не предлагает ни одной веской причины для соблюдения седьмого дня. Планеты движутся по своим орбитам, растения продолжают расти, дождь сменяется солнечной погодой, в поведении животных ничего не меняется – все происходит так, как в обычный день. Тогда почему люди должны соблюдать субботу? У христиан есть только одна причина и нет никакой другой. Для них эта причина вполне достаточна: «Так сказал Бог»21.

Понять целесообразность соблюдения седьмого дня можно только на основании особого откровения Божьего. Отсюда следует, что соблюдающие седьмой день делают это, руководствуясь верой и полным доверием Христу, Который предписал ее празднование. Отмечая субботу, верующие тем самым свидетельствуют о своей готовности выполнять волю Божью, а не руководствоваться своими суждениями.

Через соблюдение субботы христиане не пытаются сделаться праведными. Напротив, они отмечают ее, потому что имеют уже определенные взаимоотношения с Иисусом Христом, их Творцом и Искупителем22. Соблюдение субботы есть плод Его праведности в их оправдании и освящении, свидетельство об их избавлении от рабства греха и принятии его совершенной праведности.

Яблоня не становится яблоней постепенно, тогда, когда начнет приносить яблоки. Она должна быть яблоней изначально. Тогда на ней естественным путем созревают яблоки.

Так и истинный христианин соблюдает субботу и другие девять заповедей не для того, чтобы сделаться праведным. Напротив, это соблюдение является естественным плодом праведности, которой Христос делится с ним. Тот, кто соблюдает субботу таким образом, отнюдь не законник, ибо внешнее почитание седьмого дня свидетельствует о его внутреннем оправдании и освящении. Следовательно, человек, соблюдающий субботу по-настоящему, воздерживается в этот день от запретных дел не ради Божьего благоволения, а потому, что он любит Бога и высоко ценит субботу прежде всего за возможность иметь более тесное общение с (Ним)»23.

Через соблюдение субботы открывается, что мы перестали полагаться на свои дела и признали во Христе-Творце нашего единственного Спасителя. В самом деле, «дух истинного почитания субботы открывает высшую любовь к Иисусу Христу, Творцу и Спасителю, Который делает нас новыми людьми. Таким образом, соблюдение богоугодного дня по существу становится знамением праведности по вере»24.

7. Знамение покоя во Христе. В древние времена суббота, ставшая памятником избавления Израиля от египетского рабства и введения его в покой земного Ханаана, отличала искупленных от других народов. Точно так же и сейчас, являясь знамением избавления от греха и введения в Божий покой, суббота отличает искупленных от мира.

Всякий, кто принимает покой, предложенный ему Богом, «успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр. 4: 10). «Это покой духовный, покой от наших «собственных дел», оставление греха. Бог призывает войти именно в такой покой. Суббота и Ханаан являются его символами»25.

Когда Бог завершил дело сотворения и покоился в седьмой день, то благодаря субботе Он дал возможность Адаму и Еве покоиться в Нем. Хотя они не воспользовались этим даром, первоначальная цель Создателя – дать этот покой человечеству – остается неизменной. После грехопадения суббота продолжала напоминать об этом покое.

«Значит, соблюдение седьмого дня, субботы, свидетельствует не только о вере в Бога как Творца всего сущего, но также о вере в Его силу преобразовывать жизнь людей и подготавливать их переход в вечный покой, который от начала предусмотрен для жителей этой земли26.

Бог обещал этот духовный покой израильскому народу. Несмотря на то, что израильтяне не воспользовались Божьим приглашением, оно по-прежнему в силе: «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4: 9). Все, желающие войти в обещанный покой в вечности, «должны сначала посредством веры войти в Его духовный «покой», покой души от греха и от своих собственных усилий и беспочвенных надежд заслужить спасение»27.

Новый Завет призывает христиан испытать на опыте покой благодати и веры и не откладывать это радостное переживание на будущее, потому что «сегодня» – самое благоприятное время для этого (Евр. 4: 7; 3: 13). Те, которые обрели этот покой, то есть получили спасающую благодать посредством веры в Иисуса Христа, прекратили все попытки достичь праведности своими делами. Итак, соблюдение седьмого дня является знаком вступления верующего в покой, предлагаемый Евангелием.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал