Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 25.






Готовимся к сочинению Тема 25-34

Геннадий КРАСУХИН

Пожалуй, нет более известного пушкинского произведения в школе, чем его роман в стихах «Евгений Онегин». Учителя не раз готовили школьников к сочинению по нему. Поэтому постараемся в наших консультациях обращать внимание на то, мимо чего, быть может, проходили и учителя, и учащиеся.

Тема 25.

“Нет, рано чувства в нём остыли”. (Образ разочарованного героя в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

Здесь следует подчеркнуть, что разочарованным представлен в пушкинском романе не только его заглавный герой, но поначалу и сам автор. Ведь недаром автор рассказывает нам о том, как “с ним подружился я”, объясняет в первой главе, на чём основана была их с Онегиным дружба: “Страстей игру мы знали оба; // Томила жизнь обоих нас; // В обоих сердца жар угас…” А что такое угасший жар сердца, как не остывшие чувства? Другое дело, что, рассказывая о себе, об изнурявшей его безнадёжной любви, автор уже к концу первой главы свидетельствует, что смог возвратиться к жизни, оценить её радости. Что и понятно. Потому что, даже вспоминая о периоде дружбы с Онегиным, автор подчёркивает их принципиальную разницу: “Я был озлоблен, он угрюм…” Озлобленность чаще всего бывает временным помрачением ума, преходящим затмением души (и в романе это именно так — автор уже в конце первой главы отзывается о себе: “И прояснился тёмный ум”, фиксирует заполняющее душу спокойствие: “И скоро, скоро бури след // В моей душе совсем утихнет…”), тогда как угрюмство есть глубинное свойство человеческой натуры, избавиться от которого — всё равно что духовно переродиться, а это редко кому удаётся, и если это удалось Онегину, то в результате постоянной тяжелейшей работы души и на протяжении длительного времени — в данном случае на протяжении всего романа.

Недаром, путешествуя по Кавказу и наблюдая настоящих больных в Кисловодске, он сетует: “Я молод, жизнь во мне крепка; // Чего мне ждать? Тоска, тоска!..”

Пушкин очень точен в своём диагнозе: Онегин душевно болен. И болезнь эта — хандра.

Любопытно, что, уже окончив роман, он пишет П.А. Плетнёву: “Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу”. А в самом романе, исследуя характер заглавного героя, он показывает, насколько опасно состояние человека, охваченного хандрою.

Однако было бы неверно безоговорочно относить Онегина к так называемым “лишним людям”. В отличие от других русских писателей (Грибоедова, Лермонтова, Тургенева, Герцена) Пушкин провидел возможность духовного возрождения блуждающей в потёмках человеческой души.

Ведь совсем недаром самый конец седьмой главы оказывается эпическим “вступленьем” (авторское словцо) в главу восьмую, “вступленьем”, воспевающим заглавного героя, который в восьмой главе выступает преображённым: он полюбил, он захвачен чувством. Пусть это чувство безответно, но под натиском любви отступила хандра, в Онегине проснулась жажда жить!


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал