Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Содержание Введение ..3 Глава 1Стр 1 из 7Следующая ⇒
Содержание
Введение Одну из важных страниц в европейской истории периода раннего средневековья занимает феномен возникновения венгерского королевства. Эпоха великого переселения народов, и последующие за ней процессы положили начало оформление единой Европы, основанной на романо-германском и славянском этнических субстратах и христианской вере. Среди множества кочевнических образований вторгавшихся в Европу, лишь нескольким удалось осесть на той или иной европейской территории – это булгары и мадьяры. Однако мадьяры, в отличие от булгар, сумели сохранить свою самобытность, свой язык и свою собственную культуру, нежели ассимилированные славянами булгары. Венгерская история IX-XI века – это наглядное отображение синтеза в истории, но с сохранением самоидентичности. Специфику этого периода можно отразить в вопросе «Каким образом дикие кочевнические племена из степных глубин смогли плавно влиться в единую европейскую семью народов с сохранением этнической и культурной однородности?» Именно в этом и заключается специфика венгерской истории, ведь до IX века, все народы в Европе, так или иначе развивались на руинах римского наследия. Немцы, французы, итальянцы – стали преемниками римской культуры, чего нельзя сказать о Венгрии. Нельзя утверждать, что венгры, в ходе долгих процессов миграции с Востока на Запад и закрепления в Паннонии, не пользовались опытом местного населения того или иного региона, не брали себе в жены иноплеменников и т.п. Однако не смотря на логичность множества доводов и аргументов только венгры, до сих пор выделяются из общей картины европейских народов, фактически как «инородное тело» в Центральной Европе. Современные гипотезы возникновения государства у кочевников-мадьяр базируются на внушительном пласте источников, вызвавших в процессе изучения невероятное количество разных дискуссий. Проблема возникновения венгерского государства и его закрепления в Европе существует уже не одно столетие. Впервые она была затронута ещё в XIII веке, когда князь Бела, будущий король Венгрии, на свои средства снарядил экспедицию, чтобы найти своих древних предков и поведать им слово Божие. Уже тогда венгерские миссионеры знали маршрут миграции мадьяр от Заволжья до Паннонии, и именно поэтому, со слов венгерского монаха Юлиана, им удалось найти их на востоке от царства Булгар[1]. Безусловно, существовали и более ранние сведения о мадьярах в трудах, например арабских, персидских путешественников и византийских послов. Однако сведения хронистов и путешественников нельзя считать доподлинно точными в силу разного рода причин: ограниченное мировоззрение средневекового человека, отсутствие объективности и методологической базы, мифичность сведений. Однако именно эти сведения составляют базу для исследования вопроса происхождения мадьяр. Летописи, хроники, и записки периода IX – XIII веков невозможно использовать без соответствующих археологических, лингвистических и генетических свидетельств подтверждающих, или наоборот, опровергающих данные источников. Поэтому рассмотрение мадьярской проблемы невозможно без синтеза научных дисциплин. На сегодняшний день история Венгерского народа в период с IX по XI достаточно актуальными, как для венгерских, так для российских и украинских исследователей. Дело в том, что вопросы, вызванные формированием мадьярской государственности, касаются не только истории становления венгерского народа, но также некоторых народов Российской Федерации и истории Украины. В свою очередь, эти вопросы возникли в процессе фундаментального исследования того или иного аспекта истории венгерского народа. Ученые расходятся во мнениях касательно процессов миграций мадьяр и их взаимодействии с народами на той или иной территории. Отсюда появились разные теории происхождения венгерского народа и разные теории путей их миграции. В любом случае, множественность теорий относительно венгерской истории, особенно догосударственного периода породили массу вопросов и проблем в научной литературе, тем самым вызывая актуальность данной тематики. Таким образом, актуальность данной работы заключается в поиске наиболее компромиссной, возможно комплексной точки зрения в вопросе возникновения венгерского королевства в Европе. Гипотезы историков, выдвинутые уже в XIX веке, требуют упорядоченности, структуризации и систематизации, что в дальнейшем послужит хорошей базой для проведения того или иного исследования относительно истории Венгрии. Более того, на волне последних событий, история, этническая история того или иного народа нуждается в популяризации и обширном внедрении в массы, с целью воспитания молодёжи, выработке патриотизма и чувства любви к Родине. Целью работы является выявление основных факторов формирования венгерского королевства в IX-XI веках. Более того, работая над источниками, и литературой, было очень сложно найти те нужные сведения, отражающие аспекты средневековой венгерской истории, которые дают наиболее полезный материал для данного исследования. Требуется отметить, что множество противоречий, присущих для анализа венгерской истории, помогли не только проанализировать сведения, полученные в ходе работы с литературой и источниками, но также проявить научную компетентность в составлении дипломного проекта. Таким образом, проделанная работа позволила, в какой-то степени, проявить свои исследовательские навыки, и, может быть, улучшить их. Главной задачей дипломной работы является освещение основных моментов истории древнего этапа венгерского королевства в IX-XI веках. Это и особенности арпадского периода истории мадьяр, особенности системы хозяйствования, политических и социальных институтов мадьярского общества. Необходимо отметить, что вышеупомянутая задача, не может быть выполнена без подробного изучения того многообразного объема данных относительно истории венгерского народа в период раннего средневековья, которые могут дать нам историки, лингвисты и археологи. То есть, для того, чтобы осветить данную проблему, следует подходить к ее изучению поэтапно. В первую очередь, нужно проанализировать историографию данного вопроса. Подробный обзор литературы познакомит исследователя с основными проблемами венгерской истории, её спецификой, понятийным аппаратом, гипотезами и хронологическими рамками того или иного явления. Затем, нужно проследить путь миграции венгров арпадского периода. В частности дать объяснение – почему именно земли Паннонии венгры выбрали в качестве новой Родины? Ну и в конце, требуется осветить основные аспекты жизнедеятельности венгерской общности IX-XI веков, то есть хозяйство и общественная жизнь. Объектом исследования является одна из конкретных проблем, которая возникает при изучении научной литературы и источников по данному периоду, а именно государственно-политические отношения в Венгрии IX-XI веков. Предметом работы является исследование краеугольных вопросов функционирования раннего венгерского государства: хозяйство венгров, социальные институты и процессы миграции венгров с Востока на Запад. Хронологические рамки, которые затрагивает выпускной проект: IX-XI века. Такие хронологические рамки связаны с тем, что именно на IX век приходятся первые письменные упоминания о мадьярах, что упрощает в построении гипотез относительно их истории. XI век в венгерской истории – это крещение венгров, официальное провозглашение венгерского королевства, и вхождение венгров в единую европейскую семью народов. Разумеется, основу любой работы будут составлять общенаучные методы исследования, такие как дедукция, индукция, анализ и синтез. Однако методологической базой данного исследования стал синтез, как совокупность исследований разных направлений, методов и подходов в исторической науке. Разумеется, без аналитической составляющей невозможно построить качественное исследование, поэтому анализ является одной из главных задач данной работы. Большая часть анализа была посвящена осмыслению полученного из научной литературы материала, а также составления логически-выверенных, качественных тезисов относительно аспектов венгерской догосударственной истории. Далее, в работе можно заметить оперирование сравнительно-историческим методом исследования. Он раскрывает свою суть в сравнении населения того или иного региона в период с IX по XI века Урала, Поволжья, Дона, Днепра, и Карпатского регионов с проживающими в них народами на сегодняшний день. Акцентируя внимание на догосударственном этапе истории мадьяр, и его выделения из общей картины формирования государств в Европе, в работе был применен историко-системный, давший основу для установления взаимосвязей и выявления закономерностей между разными государствообразущими процессами, протекающими в вышеупомянутых регионах. Первые упоминания о венграх встречаются на страницах европейских, византийских и арабских источников, которые можно объединить в обособленные группы, а возможно и в отдельные исторические традиции. Одним из первых трудов, описывающих мадьяр, как самостоятельную этническую единицу, стали Фульдские анналы авторами которых стали монахи Эйнхард и Рудольф[2]. Фульдские анналы освещают историю королевства Франков с 680-901 годов, и в них содержатся сведения, относительно венгерских походов и набегов конца IX века на государства Европы. В частности, особое место уделено немецким, даже баварским походам мадьяр на земли империи. Одним из важных источников по изучению ранней истории мадьяр также считается и труд Константина Багрянородного «Об управлении империей»[3]. Это один из наиболее полных, и единственный сохранившийся в оригинале документ, составленный в 948-952 гг. на основании многочисленных информационных записок дипломатического корпуса. Текст сохранился в трёх рукописях, две из которых находятся в Париже, а третья - в Ватиканской библиотеке. Трактат написан в доверительной манере, он не предназначался для опубликования и остался неизвестен современникам. Это бесценный источник по истории Руси, армян, грузин, печенегов, венгров, хазар и ряда других народов. В труде проводится мысль о том, что все иноплеменники, то есть не византийцы, обязаны безропотно покоряться богоизбранному народу ромеев Венгерские средневековые источники представлены «Деяниями угров» венгерского «Анонима»[4], и сведениями монаха Юлиана[5]. Данные тексты достаточно подробно рассматривают историю венгерского народа, в том числе миграцию венгров с Востока в Европу. В том числе даётся небольшое, но весьма полезное описание народов Волги и Урала, социальной структуры венгерских племен, традиции и быта. Требуется отметить, что труд монаха Юлиана в своё время, и до сих пор вызывает определенные споры в понимании этнической истории Венгрии и Башкирии. В частности, его утверждение, что за Булгарией в XIII веке жили те, кто разговаривал на венгерском языке. Это, в свою очередь, создало почву для поисков научного обоснования родства венгров и башкир. В этой проблеме до сих пор не сложилось единой, скорее компромиссной теории, а даже наоборот сложилось направление противников и сторонников пребывания, а тем более родства венгров и башкир. Арабская историческая традиция представлена записками путешественников, и географическими трактатами. Наиболее значимые из них: «Путешествие на Волгу» Ахмед ибн Фадлана[6], и «Книга драгоценных украшений» Гардизи[7]. Фадлан и Гардизи в большинстве своём привели сведения о таких народах как печенеги, буртасы, булгары, хазары, мадьяры, и другие. Их труды можно охарактеризовать как сводки этнографической информации о разных народах. Описания содержат пространственную, военно-политическую, и этнографическую характеристики. До XIX века не существовало определенно-точных исследований мадьярской проблематики, однако во второй половине XIX века мадьярский вопрос обрел широкую освещенность в научной литературе как Российской, так и Австро-Венгерской империй. Хотелось бы выделить наиболее значимые труды этого периода К.Я Грот «Моравия и Мадьяры с половины IX до начала X века» 1881г.; Palacky «Dejiny narodu ceskeho» (Палацкий, деяния народа чешского) 1862г.; Гильфердинг «История балтийских славян» 1864г.; В.И. Ламанский «Об изучении греко-славянского мира» 1871г.; Fessler. «Die Gesch d.Ungern u.ihrer Landsassen» 1815г. Теории и работы иностранных авторов упомянутых выше содержатся в работе К.Я. Грота. В частности, его труд «Моравия и Мадьяры с половины IX до начала X в», можно назвать сборником гипотез XVIII-XIX веков по истории мадьяр. Много трудов того периода находятся в открытом доступе сети-интернет, или содержатся в извлечении и ссылках трудов других авторов[8]. В любом случае, работы XIX века, на примере работы Палацкого и Грота строятся с державно-охранительных, имперских позиций, идеализирующих сведения авторов средневековья, и мало-мальски исследуя сами процессы этногенеза путём практических исследований: поездки на Урал, Сибирь и Волгу. Только Антон Регули и Ерней Келети в 40-х года XIX века путешествовали на Родину мадьяр. Регули, доказывая гуннское происхождения мадьяр поехал в Тибет, где разумеется потерпел неудачу, а Келети совершил поезду к границам Китая, где также не нашел искомых объектов[9]. Нельзя сказать, что научная мысль XIX века была некомпетентна в изучении мадьярского вопроса. Например Гильфердинг строит предположение, что в крушении Моравской державы виноваты исключительно мадьяры, что отчасти логично. Ламанский утверждает, что удачному вливанию в общеевропейскую семью, венгры обязаны своим соседям, и в частности, осколкам того же самого Моравского государства Святопулка[10]. В любом случае, литература XIX века не даёт полных и точных сведений по истории Венгрии, но не обращаться к ней бессмысленно, ибо она также является неотъемлемым фактором составления объективной картины исследования мадьяр. В XX веке ученые Венгрии, Российской Федерации, и Украины, достаточно большое внимание уделяют вопросу формирования венгерского народа. Именно мадьяры играют значительную роль в становлении Венгрии, и Венгерского королевства, отношениях Киевской Руси и Дикого поля. Безусловно, сами венгерские ученые будут уделять значительное влияние данной проблеме, ибо она является неотъемлемой частью их ранней этнической истории: Ласло Контлер, Элемер Моор, Тимаш Краус, и др. в своих работах, например Л.Контлер «История Венгрии» логично и последовательно описывает истории венгерского народа и венгерского государства не покидая рамки объективности[11]. В рамках отношений Киевской Руси и Дикого Поля можно выделить таких ученых как Шушарин В.П, Карамзин Н.М, Иванов В.А. Археологические исследования по ранней венгерской истории проводили Кузеев Р.Г, В.Ф Генинг, В.А.Иванов. Степень разработанности проблемы достаточно высока, но среди ученых до сих пор нет единого мнения о вопросе происхождения мадьяр, их миграции, и появления в Восточной Европе. Конечно, авторы XX века уже прибегали к иным методам исследования, которые давали более конкретные результаты, позволяющие строить не пространные суждения, а четкие теории. Разнообразность методов и подходов, отсутствие единства, зачастую догматичность и субъективность, создали путаницу в разрешении венгерского вопроса. Важно отметить, что противоречивость исследователей друг другу может стать отдельной темой для дипломного или диссертационного проекта. Венгерский вопрос в современной историографии весьма многогранен, и требует максимальной беспристрастности к той или иной теории. Выявить единственно правильную теорию, исходя из трудов современных авторов попросту невозможно, из-за отсутствия фундаментальных материальных свидетельств. Изделия, приписываемые к периоду догосударственной истории Венгрии, датируются IX-X веками, то есть временем разделения угорских племен. На смену предметам, которые оставили мадьяры в месте своего первоначального обитания пришли предметы, связанные с ремесленными центрами Волжской Болгарии. Экспансия болгарского ремесленного, в том числе ювелирного, производства не дала шансов дальнейшему развитию и самостоятельному существованию венгерского стиля на Урале и Волге. Археологические источники касательно данного периода приходится именно на период, близкий к рубежу IX-X веков. Он несколько отличается от изделий, приписываемых Западной Венгрии, но, тем не менее, в двух стилях улавливаются общие черты, свидетельствующие в пользу их единого происхождения. В Западной Сибири среди случайных находок на святилищах местного населения и при раскопках погребальных комплексов этого времени часто встречаются вещи, которые можно отнести к венгерским. Некоторые из них ближе по стилю к западно-венгерским. Возможно, что их создали до ухода части угорских племен на запад или вскоре после него. Конечно же, нельзя исключать и импорта из Дунайской Венгрии. Это, например, предметы с растительным декором: серебряные пряжки, серебряные чеканенные пластины, бронзовое навершие рукояти сабли. Именно на Волге и Урале, мадьяры сделаны серебряные чаши с изображением всадников, сцен охоты или животных[12]. Можно высказать предположение, что большая часть бронзовых изделий IX-X веков, встречающихся в Уральском регионе и Западной Сибири, создавалась именно урало-венгерскими ремесленниками. Так, некоторые бронзовые и серебряные бляхи, кресала с бронзовыми рукоятями не только повторяют сюжеты и иконографию бесспорно венгерских изделий, но и отличаются особым качеством и технологией производства. Еще одна группа вещей, возможно, не связана непосредственно с урало-венгерским центром, но его влияние прослеживается в изображаемых сюжетах и стилистике - это, например, пряжки с изображением филина[13]. Таким образом, обозначив главные аспекты работы, и выявив ее некоторую специфику, можно получить четкое представление о, непосредственно, ее составлении, содержании и проблематике. Подытоживая все вышеперечисленные факты, хотелось бы еще раз отметить сложность и проблематичность сопоставления всех фактов. Множество ученых, которые предлагают свои гипотезы обоснования существования той или иной проблемы, требовали детального изучения. Сведения, которые даёт нам автора и переводчики требовали сравнения друг с другом. И, наконец, сведение их в одно, единое целое, и стало результатом проделанной работы.
|