Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественная жизнь венгерских племён.
Трансформацию венгерского общества требуется начать рассматривать с периода обретения Родины, а именно время предводительства Альмуша и Арпада. Сохранившиеся памятники отразили эволюцию венгерского общества, в том числе статуса различных категорий зависимого и свободного населения королевства Венгрии IX - первой половины XI в. Во главе союза племен стояли потомки сына Альмоша - Арпада, избранного в качестве соправителя князя Кусана (Курсана) или незадолго до перехода венгров через Карпаты, или вскоре после начала освоения новой родины. «Род Хунгаров ведет свое происхождение от скифского племени, которое на своем собственном языке называется Дентумогер. Та земля, была очень переполнена множеством народов. Поэтому семь старейшин, которые называются Хетумогер. не выдержав тесноты мест решили пытаться пойти в землю Паннонии, которая была по слухам землею короля Аттилы, из рода которого происходит Алмуш, отец Арпада. Тогда эти семь старейшин признали, что они не могут закончить начатого пути, если не будет над ними вождя и правителя. Итак, по своей воле и с общего согласия семи лиц, избрали вождем и правителем себе и всем сынам своих сыновей до последнего поколения, Алмуша, сына Угека и тех, кто произойдет из его рода, потому что вождь Алмуш, сын Угека, и те, которые произойдут из его же рода, были более славного происхождения и более могущественными в войне»[111]. Как предполагают, Арпад стал единоличным правителем в 904 г., после смерти Кусана. Известно о наличии в венгерском союзе наследственных должностей «дьюлы» и «хорка» (кархас) - судей и, возможно, военачальников. До нас дошли имена потомков Арпада (Арпадов, Арпадовичей), возглавлявших союз венгерских племен в X в[112]. Пребывание венгров-кочевников в ареале Северного Кавказа и Северного Причерноморья, на территории тюркских государственных образований (V-IX вв.) составляет важную эпоху в истории венгерских племен. У них получило дальнейшее развитие скотоводство. Венгры разводили к концу этого периода, кроме лошадей, крупный рогатый скот, свиней, коз. Соответствующие термины венгерского языка - тюркского происхождения. Тогда же у венгров-скотоводов появляются начатки земледелия. Судя по данным этнографии, им занимались в районе зимних стоянок старики, а также члены племени, утратившие свой скот. Ряд терминов, связанных с земледелием - наименования земледельческих орудий (плуга, серпа), сельскохозяйственных культур, плодов, овощей, полевых работ - венгерский язык воспринял у тюрок в эту эпоху. Вероятнее всего их заимствование у волжских болгар[113]. Появление понятий богатства, роскоши позволяет судить о возникновении имущественной дифференциации, выделения родо-нлеменной знати. Под ее предводительством массы венгров-кочевников участвовали в войнах, целью которых был угон скота, захват лучших пастбищ. Понятия «храбрость», «войско» и некоторые другие вошли в венгерский язык в V-IX вв. К концу этого периода у венгров, судя по материалу других кочевников, могли сложиться зачатки феодальных отношений. Развитие имущественного неравенства приводило к сосредоточению больших количеств скота в руках глав родов и племен. Стремясь приобрести новые пастбища, родоплеменная знать организовывала набеги на земли восточных славян-земледельцев, Часть пленников обращалась в рабство, часть продавалась знатью в крымских портах византийцам в обмен на предметы роскоши. Свидетельства об этом имеются у восточных авторов. Еще под властью тюрок сформировалась военная организация венгров. Ее силу теперь признали византийцы, о чем можно судить по «Тактике» Льва VI Мудрого. Войны из-за скота, пастбищ были обычным явлением в жизни венгерских племен, находившихся в IX в., на последней стадии развития первобытнообщинного строя, которая известна в литературе под именем военной демократии. Эта форма политической организации, как и у других народов, у венгров предшествовала появлению государства. Ее конкретным про-явлением был устойчивый союз племен. Его складывание обусловлено необходимостью объединения военных сил. С течением времени руководители союза стали выполнять военные, судебные и жреческие функции. В IX в. во главе союза венгерских племен стоял «глава», «царь», имевший титул «кенде»[114]. Главным событием внутриполитической жизни венгров в IX в. было укрепление и окончательное оформление союза племен во главе с наследственными вождями и наследственным князем. К концу X в. сформировался господствующий слой. Его представители владели землей с сидевшими на ней зависимыми крестьянами. Эксплуатация зависимых земледельцев имела феодальный характер, а сами господа из знати полукочевых племен превратились в земельных собственников-феодалов. Важнейшим фактом эволюции господствующего слоя в X в., как уже сказано, явилось превращение вождей полукочевых племен в земельных собственников. Самые сильные из них установили власть над определенными территориями - областями, которые заняли при освоении новой родины отдельные племена. Наибольшей силой обладали представители рода Арпадов, занимавшие на наследственном праве пост вождя союза племен. Они же были вождями племени медьер, от имени которого произошло самоназвание венгров - мадьяры. Основа могущества крупных феодалов заключалась в собственности на землю с сидящими на ней рабами. Эти венгерские вожди, превращавшиеся или уже превратившиеся в феодалов, осуществляли каждый в своей области власть, являвшуюся по сути дела властью государственной. Они проводили самостоятельную внутреннюю политику, направленную на образование раннефеодального государства удержание в зависимости рабов, сидевших на земле, и на подчинение венгров-общинников, постепенно переходивших к земледелию. Важнейшим проявлением этой политики было принятие владетелями и насаждение ими христианства. Обращение венгров в христианство проводилось миссионерами римской церкви на территории, подвластной Арпадам - Гезе и Иштвану. Геза при крещении принял имя Иштван (Стефан). Характерно, что Геза насаждал христианство, искореняя язычество с помощью оружия. От византийской (греко-восточной) церкви принял крещение вождь одного из венгерских племен, осевших в Трансильвании, - Дьюла Старший (943-956). В это же время из Константинополя были направлены к венграм (в «Туркию») миссионер-монах Иеро-фей, посвященный в епископы «Туркии»[115]. Сохранилось свидетельство о принятии христианства в греко-восточной форме Айтонем в болгарском городе Видине. Но и после этого владетель области Мароша продолжал содержать гарем, не отказавшись от языческого образа жизни[116]. В XI веке заканчивается феодализация отношений, и утверждения феодальной собственности на землю. Так, рабы-сервы (servi) уже к концу XI - началу XII в. стали крепостными крестьянами, имевшими хозяйство и выполнявшими отработки (барщину), размер которых определялся потребностями господского хозяйства. Аналогична эволюция либертинов (libertini). К первой половине XIII в. господствующей формой повинностей сервов и либертинов стал оброк натурой, размер которого был зафиксирован документами. Для правового статуса этой категории крепостных крестьян характерно в первой половине XIII в. отсутствие права свободного перехода. Показатель смягчения их крепостной зависимости в это время - участие в «божьем суде» - испытании раскаленным железом. А этот суд - один из институтов общины свободных людей. Многочисленную категорию составляли так называемые замковые люди (castrenses, cives). Будучи по своему происхождению воинами королевских замков, посаженными на землю, замковые люди стали к первой половине XIII в. в массе своей частновладельческими и церковными крестьянами, не обладавшими правом свободного перехода и обязанными натуральным оброком и извозной повинностью. Изменение их положения было обусловлено распадом королевского домена. Остатки их военной организации просуществовали до второй половины XIII в. Сходен в некоторых отношениях статус замковых людей и удворников (udvornici). Сохранилась традиция об их происхождении. По словам автора второй половины XIII в., в удворников превратилась часть местного славянского населения, захваченного «знатью королевства»[117]. Особую категорию зависимых людей составляли иобагионы (iobagiones). К первой половине XIII в. они были обязаны натуральной рентой и отработками. Но зависимость иобагионов к этому времени считалась менее тяжелой, чем статус удворников и замковых людей. Это - верхний слой крепостного крестьянства, занимавший промежуточное положение между сервами, удворниками, замковыми людьми, с одной стороны, и свободными общинниками - с другой. До конца XI в. памятники зафиксировали наличие полностью свободных от феодальной зависимости общинников. Начиная с этого времени меняется их состояние. Они упоминаются как свободные земледельцы, находящиеся под властью феодалов - короля, магнатов, церкви. Значительная часть свободных общинников к первой половине XIII в. перешла в различные категории лично зависимых людей (сервы, удворники, замковые люди, иобагионы). Остатки свободных были обязаны повинностями (в частности денежными взносами). Но в отличие от лично зависимых крестьян они обладали правом свободного перехода, выхода из имений феодалов. Особую группу свободного крестьянства составляли госпиты (hospites) - новопоселенцы, приходившие в имения королей и частных владельцев из Германии, Фландрии и других стран. Были среди них и венгры, ушедшие от своих владельцев[118]. После истечения срока освобождения от повинностей госпиты были обязаны уплачивать денежные взносы. Госпитские грамоты закрепляют самую главную их привилегию — право свободного перехода, не связанное с согласием на него феодала. Важно заметить, что выдача госпитских грамот началась в первой половине XIII в. В это время часть венгерских лично зависимых крестьян, уходя от одних феодалов к другим и поселяясь на госпитском праве, приобретает право свободного выхода. Массовые антифеодальные восстания, отмеченные источниками около 1046 и в 1061 гг., явились ответом на первые попытки, точнее - на подготовку к закрепощению свободных общинников. Важнейшим фактором подготовки господствующим слоем наступления на свободу общинников являлось распространение христианства, освящавшего социальную зависимость низов. Протест последних был направлен поэтому в первую очередь против введения христианства. Участники восстаний около 1046 и в 1061 гг. выступали с требованием возвращения к язычеству. Внутриполитическая история Венгрии, как и любой страны, находила яркое проявление в действиях раннефеодального государства господствующего класса и его отдельных слоев, групп и фракций по отношению как к массам трудящихся и их отдельным категориям, так и друг к другу. Однако развивалась в русле общеевропейской истории, хотя и с некоторым опозданием, что вполне объяснимо и закономерно для эволюционирующих диких кочевников.
Заключение Подводя итог проделанной работы, требуется обозначить её основные аспекты, то есть тот комплекс фундаментальных вопросов и противоречий, который дал базу для возникновения этой проблемы в принципе. Суть данного тезиса в том, что венгерскую историю периода миграции и обоснования в Паннонии ни в коем случае нельзя рассматривать однобоко, с точки зрения только одного явления или процесса. Именно поэтому в данной работе, и в научной литературе всегда говорится о её многоплановости. Осуществленная работа, суть которой сводилась к освещению венгерской истории IX-XI веков была проделана поэтапно, комплексно, изучая отдельные аспекты формирования базы для средневекового королевства. Структура, предложенная в начале работы послужила детальной схемой, благодаря которой стало возможным многохарактерное исследование ранней венгерской истории. Именно она дала возможность рассмотреть становление королевства с точки зрения политических, социальных и культурных процессов, то есть в комплексе, без нарушения логических связей и общей последовательности исследования. Из всего вышеупомянутого, а это три главы, включающие в себя: историографию, период «поиска Родины», и обоснование венгров в Паннонии в полной мере объяснили феномен возникновения государства в Европе, в основе которого лежит кочевнический субстрат. Однако не были рассмотрены внешние связи венгров, в том числе с соседями: Византия, Священная Римская империя германской нации, и другими. Подобная тема – это работа для более глубокого научного исследования, например магистерской диссертации. Догосударственный, предкоролевский период в истории Венгрии, в том смысле, в котором он обозначен в данной работе, имеет множество характерных черт и особенностей присущих только ему. Венгерская история в период раннего средневековья – это своеобразный феномен поглощения христианской, в какой-то мере цивилизованной Европой, кочевников дикого поля, чего не произошло ни с гуннами, ни с аварами, хотя все они также являются представителями крупных кочевнических группировок. Ранняя венгерская история – это сплошные теории и гипотезы, без какой-либо систематизации, унификации, а тем более исследовательского единства. Локализация венгров до IX века н.э., этническая однородность – всё это вопросы, на которые до сих пор нет однозначного ответа, и ученые, так или иначе пытаются содействовать выработке единственно правильной научной концепции. Однако зачастую нарываются на те подводные камни, которые вводят исследователя в заблуждение, заставляя колебаться между точками зрения более авторитетных ученых. Правильным будет замечание о возможности открытия новых источников археологического, лингвистического, этнографического и генетического характера, которые позволили бы еще больше и детальнее изучить процесс возникновения венгерского государства. Скорее всего, будет предельно правильным подвести итог, опираясь на цели и задачи работы, ведь именно их достижение и преследует любой исследователь. Так или иначе, основной целью данной работы было изучение основных аспектов и особенностей возникновения венгерского королевства. Задачи, которые были выдвинуты в начале работы, в целом, можно считать достигнутыми: 1. Проанализирована историография по данному вопросу 2. Описаны пути миграции венгров в Паннонию 3. Предоставлены сведения, в частности из исторических источников о хозяйственном и общественном укладе венгерского народа в IX – XI веках. В целом, венгерское общество доарпадского периода и общество в период государства представляет собой очевидную трансформацию кочевников-скотоводов в оседлых земледельцев. Разумеется, особенностью венгерского общества является тот факт, что они смогли плавно синтезировать требования времени на свою общность, то есть превратиться из диких варваров в цивилизованных людей. Однако этнические традиции венгров, которые восходят к далёкому прошлому, имеют место быть до сих пор. Так или иначе, современная научная мысль до сих пор не пришла к однозначному решению мадьярской проблемы в силу разного рода причин: существование множества серьёзно аргументированных теорий, касательно локализации венгров до IX века, их взаимодействие с местными племенами; догматичность и бескомпромиссность мнений советских историков, которые внесли серьёзный вклад в изучение венгерской истории; отсутствие в свободном доступе четко-определяемых материальных источников угров того периода. В перспективе, предлагается рассмотреть историю Венгрии в период с XI-XII веков, то есть оформление королевской власти, взаимодействие с остальными европейскими народами, и роль венгерского королевства в общеевропейской жизни. В конце концов, существованию венгерской проблематики в исторической литературе придет конец, но только лишь тогда, когда будет найдена единая точка зрения на этнические процессы периода позднего переселения народов. Тем не менее, пока таковой не существует, а разработка собственной концепции требует более углубленного изучения, в том числе привлечения антропологических, генетических, археологических, и лингвистических данных в будущий научный проект.
|