Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дворец Дожей
Близость Франции и Германии сказалась на Миланском соборе: строили его и французские, и немецкие, и итальянские мастера. В результате получилась некая компилятивность с преобладанием северных влияний, и, быть может, не всегда оправданная, а значит, чрезмерная пышность, особенно в его скульптурном наряде. Специфически итальянского варианта готической архитектуры не выявилось в грандиозной миланской храмовой постройке. Ит.худ. гений шел своим особым путем, наметившимся уже в романскую пору. Конечная цель пути не была, вероятно, даже проводникам новых веяний. Рост городов, рождение новых социальных отношений вместе с новым мировосприятием определяли развитие итальянского искусства, все более по своей сущности светского. Каркасная система, при которой как бы исчезала стена, была им не по душе, и стена сохраняла для них свое конкретное значение: ясно расчлененная, не рвущаяся ввысь, объемная. Отнюдь не ажурная, прекрасная в своей стройности и уравновешенности. Не вертикаль, а размеренность увлекала итальянских зодчих, даже когда они строили здания с остроконечными башнями, стрельчатыми арками и оконными переплетами. Фронтоны, горизонтальные полосы разноцветного мрамора, богатейшие инкрустации придают итальянским фасадам той поры радужную нарядность. А в храмовом интерьере, несмотря на стрельчатые своды и нервюры, как, например, в Санта Мария Новелла (143-14 в.в.) мы ощущаем прежде всего ясную уравновешенность архитектурных форм. Даже такие шедевры позднего средневековья, как Дворец Дожей (9-16 в.в.) и Ка д, Оро (1 пол. 15 в.) в Венеции с их воздушными арками и стрельчатыми окнами – памятники не столько готики, сколько арабского Востока. Массивные блоки огромной стены покоятся на чудесных в своей легкости аркадах и лоджиях. Но это не кажется неестественным, ибо горизонтальная масса стены как бы утрачивает свою тяжесть под разноцветной мраморной облицовкой из диагонально поставленных квадратных плит. За исключением Италии, где его вытесняли освежающие ренессансные веяния, готический стиль был, как правило, обязательным в зодчестве, поощряемом католической церковью. Интересен в этом отношении пример Литвы. Поздняя готика в Вильнюсе – небольшой кирпичный костел св.анны, построенный уже в сер. 16 в. Живописный его фасад как бы весь наполнен движением: гибкие, но и могучие килевидные арки, будто огромные корни фантастического дерева, будто рукава полноводных рек, властно упорядочивают стихию всепобеждающих взлетов. В Латвии и Эстонии Домская (соборная) церковь 13 в., церковь св. Петра 13-15 в., могучая «Пороховая башня» в Риге, крепостные стены 14-15 в.в., церковь Олевисте с четырехгранной башней 13-нач.16 в.), высоко возвышающейся над этими стенами, здание Большой Гильдии (ок. 14000 г.), ратуша кон.14-нач. 15 в., в Таллинне, кирпичная церковь Яани 14 в. в Тарту. Дания, Норвегия, Швеция и Финляндия украсились внушительными готическими соборами и замками. Но, пожалуй, норвежское деревянное зодчество – наиболее оригинальный вклад Скандинавии в средневековое искусство, как романское, так и готическое. Лесистые горы страны в изобилии поставляли материал, из которого создавались затейливые, стройные церкви и церквушки с крутыми двускатными кровлями и башенкой в 2-3 яруса. Около 30 норвежских деревянных церквей (самая ранняя конца 11 в.) дошло до нас. Вертикальные столбы и брусья определяют конструкцию норвежских деревянных храмов. Общее движение ввысь, подчеркнутое на кровлях резными коньками в виде драконов, придает неповторимое своеобразие силуэту таких построек. А чудесная резьба порталов с переплетающимися фантастическими чудовищами ярко свидетельствует о преемственности от тех, еще недалеких времен, когда грозные викинги бороздили моря на своих дракарах. Мощна и своеобразна польская готика с ее крепким, лаконичным построением, живописными церковными фасадами из красного кирпича, рыночными площадями (где все вокруг, будь то ратуша, цеховое здание или островерхий жилой дом, создавалось как часть единого архитектурного ансамбля) да такими примечательными памятниками, как, например, знаменитый краковский барбакан – круглый редут, увенчанный небольшими башнями, грозный, массивный и в то же время радующий глаз плавной просторностью своих могучих изогнутых стен. Краков, некогда пышная столица Польского королевства, с его многочисленными памятниками искусства, как готической поры, так и Ренессанса, занимает почетное место среди городов, прославившихся художественными сокровищами.
Архитекторы соединили черты вытянутого с запада на восток базиликального архитектурного сооружения с элементами центрического типа. Замысел его можно было представить, как идею водрузить купол Пантеона на базилику Максенция.
По легенде его деревянные двери сделаны из части Ковчега, бронзовые барельефы привезены из древнего храма Артемиды, а красные колонны из храма Баальбека. Он соединял черты лонгитудинального, Прямоугольник наружных стен разделен 4 свободно стоящими столбами на 9 отделений; причем в Софии господствовал базиликальный разрез и использовались контрфорсы, переносящие боковой распор сводов среднего нефа на наружные стены. Массив разложен на отдельные столбы еще последовательнее, чем в базилике Максенция. В Софии 12 столбов: 4 свободно стоят в середине, 8 остальных связаны с наружными стенами, из которых каждая имеет по 2 столба против центральных столбов, с которыми они связаны сводами или арками, переносящими боковой распор сводов центрального купола на наружную линию столбов. Стены Софии очень тонкие, они только заполняют пространство между столбами, причем просветы прорезаны большими тройными пролетами; непосредственно восходящими к аналогичным пролетам базилики Максенция. Ребристый купол на невысоком барабане опирается на четыре массивных опоры, спрятанные за базиликальным построением плана. С востока и запада купол осложняется обширными полукружиями и полукуполами экседр, в которые вписано по три экседры меньшей высоты.
В плане храм представлял собой большой прямоугольник, в центре которого четыре массивных пилонга обозначали огромный подкупольный квадрат. Внутренний объем этой части храма перекрывал купол, достигающий вдиаметре 31, 5 м. К центральному объему с востока и запада примыкали два полуцтилиндрических объема, перекрытых полукуполами. Работ ыдлились 5 лет, 11 месяцев и 10 дней и поглотили почти все доходы государства за это время. Сам храм был сложен из кирпича, но для его внутренней отделки использовали дорогой поделочный камень. Восемь колонн из красного порфира были доставлены из храма Артемиды в Эфесе. Со всех концов империи в столицу везли мрамор самых изысканных цветов: белоснежный, розовый, нежно-зеленый, бело-красный. Стены, выложенные этим холодным камнем, благодаря искусству старых мастеров, выглядели так, словно были покрыты дорогими коврами. Дошедшие до нас свидетельства очевидцев позволяют заключить, что пышность убранства и используемой для богослужения священной утвари была воистину сказочной и поражала обилием золота, слоновой кости, редких пород дерева, драгоценных камней, жемчуга и дорогих
|