Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В церкви Сергия и Вакха в кладке впервые начинает преобладать кирпич. В ее стенах каменные прокладки служат только дополнением к кирпичной кладке.
Строительными материалами и конструктивными приемами отличались друг от друга столичная и провинциальные архитектурные школы, в частности, восточная (сирийская) школа. О судьбе Константинополя красноречивее всего говорят знаменитые Золотые ворота.Но если прежде их въездные арки величаво поднимались почти на всю высоту стены, то позднее их неоднократно закладывали так, что ворота стали недоступными для всадников и колесниц, ими могли пользоваться только смиренные путники.
Однако, город переживал взлеты и падения, границы государства сокращались или расширялись на протяжении столетий, пока накануне падения в середине XV в. собственно византийским не остался только Константинополь. С укреплением позиции христианской церкви и возникновением монашеских общин начали строиться монастыри. Является развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур – купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантийский период. Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средневизантийской архитектуры. К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого типа архитектурных комплексов. Наиболее своеобразны загородные монастыри, обычно представляющие собой обнесенные стенами укрпеленные пункты, внутри которых помимо жилых и хозяйственных построек монахов сооружалась обширная трапезная и доминирующее здание – церковь. Здания и крепостные сооружения, располагаясь чаще всего на возвышенном месте асиммтерично, представляли собой гармонически согласованные протсранственные композиции – ансамбли. Архитектура Вимзантии наследовала от Рима его достижения в области арочно-сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в Вимзантии; стены обычно складываличсь из кирпича или тесаного камня, и также из кирпича с каменными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Своды делались из кирпича или камня. Перекрытия – по большей части сводчатые, иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко рапсротсранены крестовые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный прием – тромпы. Наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры является разработка системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосредственно на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конструкцией стали устраивать цилдиндрический объем – барбан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного протсранства. Эта конструткивная система позволила освободить интерьер зданий от громоздких стен и еще более расширить внтуреннее пространство. Той же идее пространственности интерьера служил прием подпирания подпружных арок полукуполом, создающими вместе с куполом единое пространство, иногда достигавшее очень больших размеров. Взаимное уравновешивание сводов – одно из выдающихся достижений византийской архитектуры. Использование пространственных форм, обладающих в силу геометрического строения жесткостью и устойчивостью, позволило свести до минимума массивность опорных конструкций, рационально распределить в них строительные материалы, получить значительную экономию в трудовых и материальных затратах. Сложнее всего было построить собор таких гигантских размеро В плане собор представляет собой крест, 70х50 м. Собор Святой Софии, возведенный во времена императора Юстиниана, - безусловно, самое выдающиеся произведение византийского зодчества, символ золотого века" Византии.
Возвести сооружение такой длины и ширины и перекрыть его кирпичным куполом (диаметр которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления (" распора") купола можно было бы увеличить толщину стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно делать окна. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Основную нагрузку несут многочисленные арки и своды, немассивные, но хитросплетенные. В направлении восток-запад распор гасится следующим образом - к центральному куполу с двух сторон примыкают два больших полукупола, к ним, в свою очередь - меньшие полукупола. Сила распора растекается, дробится до тех пор, пока ее не принимают на себя специальные колонные пилоны. Окна в основании купола, поставленные очень близко друг к другу, зрительно отрезают его от нижней части храма. Вошедшему в храм кажется, что его огромный купол не имеет реальной опоры, он как бы висит в воздухе. По поводу залитой солнцем, как бы парящей в воздухе полусферы купола писатель Прокопий Кессарийский (VI век) сказал: " Совершенно непонятным образом держится в воздухе это воздушное строение, как будто не на прочной основе, а на золотом канате свисает с неба....Всякий сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело." В Сергии и Вакхе архитектурные члены гораздо материальнее и не достигли еще той степени дематериализации, как в Софии. Но В Византии, в отличие от Западной Европе, технические архитектурные приемы античности не были забыты и широко применялись. Так, перед началом строительства собора Святой Софии в Константинополе один из главных зодчих, Исидор из Милета, обобщил труды Архимеда и составил комментарий к сочинению Герона Александрийского о конструкции сводов. Равенна – дрений североитальняский город. Его расцвет восходит к 5 в., когда здесь размещалась резиденция императора Западной Римской империи Гонория. Тогда грод превратился в экономический, политический и культурный центр имперского значения. После падения западной Римской империи, в 6- первой половине 8 в., Равенна стала центром так называемого Равеннского экзархата (представлявшего сбой военно-административнйы округ в Византийской империи под управлением экзарха) и главной опорой византийцев на Западе. Церковь Сан-Витале в Равенне является выдающейся постройкой того же времени (526-547 гг.). Имеет в плане восьмиугольник и увенчана центральным куполом. Под верхним рядом окон в стене главного нефа расположена серия полукруглых ниш, захватывающих территорию боковых нефов, они как бы объединяются, создавая новое, необычное пространственное решение. Боковые нефы сделаны двухэтажными, - верхние галереи предназначались для женщин. Новая, более рациональная конструкция сводов позволила разместить по всему фасаду здания большие окна, заполняющие светом его внутренние объемы. Неординарность внешних архитектурных форм соответствует богатому внутреннему декору очень просторного интерьера. Слева и справа от алтаря помещены мозаики, на которых мы видим Ютсиниана, его придворных, местное духовенство присутствующими на службе. На противоположной стене изображена императрица Феодора со своими придворными дамами. Эти мозаики свидетельствуют о том, что к постройке Сан-Витале император также имел непосредственное отношение. Церковь святого Иоанна в Константинополе. Церковь св.Иоанна (мечеть Мирахора), воздвигнутая в 463 г. патрицием Студием, - трехнефная базилика восточного типа. Ее нартекс (притвор) открывается наружу четырьмя колоннами. Абсида – внутри полукруглая, снаружи многоугольная, боковые нефы – двухъярусные, трансепта нет. На нижних колоннах лежит прямой антаблемент, тогда как верхние соединены между собой арками. Импосты снова отсутствуют. Как раз на лиственном орнаменте нижних антаблементов церкви св.Иоанна и ее капителей, сохранивших в себе основную форму римского композитного ордера, Ригль выяснил изменения в разрезе, характеризующие византийский стиль. Острозубчатые аканфовые листья капителей, при разделении их на отдельные листики, представляются как бы перистыми. Волнообразные завитки аканфа на абаках и выпуклом фризе (а и в) имеют листья уже в форме геометрически правильных зубцов (с 3, 4 и 5 надрезами), изогнутых для равномерного заполнения данного пространства, в различных направлениях. Для сирийской школы характерна кладка из прекрасно отёсанных каменных блоков. Перекрытия – обычно деревянные. Очень часто в монументальных сооружениях, а может быть и в жилых потсройках, применялись купола из дерева, внтуренние поверхности которых иногда были украшены мозаикой. Сирийская каменная кладка представляет собой дальнейшее развитие античной, греческой кладки. Однако возможно, что в некоторых случаях наружные поверхности стен покрывались тонким слоем штукатурки. В отношении художественной стороны архитектуры в период ранневизантийского зодчества отчетливо выступают две основные тенденции. Сирийская и отчасти малоазийская архитектура склоняется к отчетливым геометрическим объемам, поставленным изолированно, к небольшим проемам окон, малому их числу, к статичным интерьерам. В константинопольской архитектуре и в архитектуре других крупнейших городов византийского мира наблюдается тенденция к сложным динамическим интерьерам, к преобладанию их над наружными массами здания, к расчлененным, даже подчас раздробленным объемам и их связи с городской застройкой.
Стены храма также полностью покрыты мозаиками, нигде их плоский характер не нарушен выпуклыми узорами. Часть стенной мозаики погибла в период " иконоборчества", но была восстановлена позднее. Одной из первых была воссоздана великолепна мозаика - Богоматерь с младенцем Христом (IX век), созданная неизвестным мастером во времена " македонского ренессанса". Сейчас собор Святой Софии - мечеть Айя-София, окруженная четырьмя минаретами. Турки построили на территории бывшей Византийской империи много мечетей, созданных по образу и подобию великого и непревзойденного храма Святой Софии. Приемы античного зодчества дополнялись и творчески перерабатывались, что привело со временем к выработке собственных византийских архитектурных канонов. От античности были унаследованы два типа построек - центрические (восходящие к античным мавзолеям) и базиликальные (восходящие к античным общественным зданиям). Центрические здания были небольшими по размерам и служили крещальнями (баптистериями) или мартириями. В плане они представляли собой квадрат, греческий крест, круг (ротонда) или восьмиугольник. Пример - крестообразная в плане церковь - мавзолей Галлы Плацидии, восьмигранная церковь Сан-Витале (все сооружения находятся в Равенне). 536-546 г.г. воспроизведена в церкви Иоанна в Эфесе и церкви св.Марка в Венеции. Церковь Апостолов была крестообразной формы, образованной 5 куполами, с алтарем под средним куполом, причем к ней примыкал круглый мавзолей Юстиниана. . Византия не знала сословного деления, феодального договора и вассальной зависимости. По сути, в Византии не было даже и знати: знатным мог стать любой выходец из низов, возвеличенный милостью императора. Династии императоров не связывались с признаками рода и родовой преемственностью. Отсутствие сословных перегородок и вертикальная динамика, пришедшие с христианством, здесь были возведены в принцип общественного устройства. Перед лицом императора никто не мог быть защищен, сам император не был защищен перед лицом народа. В зрелое средневековье противопоставлялись три начала: царство – германия, папство – Рим, ученость – Париж, в Византии все начала локализованы в Константинополе. Выбор – либо служение императору, либо удаление в пустыню и безмолвие. Роскошному и шумному Константинополю противостояла пустыня – мир Египта, Палестины, Сирии, Синая, затем горы Афон. Несогласие с миром проявлялось в неучастии в его делах. Подчинялись восточной мудрости: «знающий не говорит, а говорящий не знает». Специфический строй психологии византийца: отсутствие эмоциональной напряженности, экстатичной взвинчинности, рассудочность, высокомерный рационализм и молчаливость. Все самое высокое чувствовали как заведомо данное. Западная «разведенность» земной юдоли и грядущего Небесного Царства – источник прямолинейного и поступательного, но исключительно земного исторического прогресса – было бы не понятна на востоке. Цивилизаторские наклонности первого Рима, его землеустройство ойкумены, с миром и светом. Которыми просвещали варваров, оказались практически невостребованными во втором Риме. Византийцы говорили: «Бойся, как бы, устрояя чужой дом, ты не разрушил свой собственный». Идеальным состоянием человека на Востоке считалось неподвижное созерцание, молитва, объединявшая духовную и физическую деятельность. И это предпочтение получило отражение в целом ряде черт восточной религиозности: в длительном созерцании бесконечного золотого сияния икон, в приобщении к свету молчальников – исихастов; в торжественной медлительности пышных дворцовых церемоний; в застывшем великолепии праздничного богослужения; наконец, в самой доминанте архитектурного типа – центрического, венчаемого огромным куполом храма, где человек пребывал в неподвижном созерцании, а святилище как бы вращалось вокруг него. На западе господствовал метод психологических подражаний. Породивший физическое подражание Христу и Его страданиям, переживание и проекция на себя страданий богоматери, абсолютно исключенные для православия. На Востоке – пассивное приятие божественной благодати, вольное нисхождение Бога к человеку, даруемое «туне», без заслуг, даром. В западной архитектуре продольная динамика базилик, с их целеустремленным, поступательным движением на восток, соответствует рациональной земной созидающей воле романского мира, а вертикальный взлет в готике – состоянию восхищенности, эмоционального порыва, дерзания человека, «пронзающего» своим духом небеса. В Византии нисхождение горнего к дольнему в пространстве храма; парение, повисание, подчеркнутые зрительной алогичностью и иррациональностью конструкций. Место движения к алтарю займет статичное пребывание, обретение чувства райского блаженства. Купол здесь не опирается, а спускается с небес, колонны – это корни, углубленные в наш мир, иллюстрирующие любимый византийский образ псалма; «В руце Божией концы земли». Даже рукописный шрифт – знаменитый минускул – не опирается на линейки, а подвешивается к ним». Образ Спасителя очень редко предстает в типе кенозиса – униженным, страдающим, что характерно для живописи запада, в Византии образ Христа всегда во славе – в типе Пантократора. Тема мук Спасителя всегда оборачивается темой высшего триумфа – и потоки крови терзаемых страстотерпцев застывают в иллюстрациях менологиев в торжественном сиянии золота. Мотивы золота, света, цветного сияния, связанные с целыми пластами символических ассоциаций, и в первую очередь с темами Солнца, царства, славы и истины, стали излюбленными мотивами византийской изобразительности. Несмотря на родство неоплатоников и гностиков христианство имеет много отличий. Черты упадка: 1. отказ от всего естественного, природного, телесно красивого, появление образов мрачного аскетизма и мучительного антагонизма духа и тела. 2.мученичество, выдвигали на мучения тех, кого больше всех любили, - детей.Доктрина телесного спасения и преображения плоти очистила христианскую живопись от безысходного напряжения. Свойственного искусству поздней античности, заставила ее обрести покой и просветленность. Самыми праздничными, самыми изысканными и блистательными персонажами в византийском искусстве будут святые мученики, зримо, своей смертью, купившие переход плоти в нетленное состояние.
Акведук Валента
|