Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Живопись Венеции
В силу специфических причин исторического развития культура Возрождения в Венеции сформировалась лишь во' второй половине 15 в., значительно позже, чем в других областях и городах Италии. Богатая торговая аристократическая республика, тесно связанная с Византией, а также с государствами Западной Европы, восприняла и красочную декоративность Востока и традиции европейского готического искусства. В сложении собственно ренессансного искусства, и прежде всего живописи Венеции, особое место заняли художники семьи Беллини. Беллини. Самым талантливым из них был Джованпи Беллини (ок. 1430—1516), который усовершенствовал технику масляной живописи и добился сочности и глубины тонов, их мягких переходов. Освобождаясь от детализации и мелочности, он сосредоточивает внимание на раскрытии значительности нравственного мира че- ловека. Он связывает образ человека с природой, способствующей передаче настроения изображаемого. В искусстве Беллини намечаются черты перехода от раннего к Высокому Возрождению. Его алтарный образ «Мадонна со святыми» (1480—1490, Венеция, галерея Академии, ил. 133) привлекает уравновешенной композицией, колористическим богатством, величественностью и ясной просветленностью характеров героев, погруженных а задумчивость. Художник тонко улавливает портретное сходство, особенно юношеских и старческих лиц, стремится к красочной нарядности. В портрете дожа Лоредапа (ок. 1502 г., Лондон, Национальная галерея) он сочетает торжественную представительность с живописностью и конкретностью характеристики. Это умный энергичный человек с вольным характером, сухощавым лицом, живым уверенным взглядом. Беллини был учителем великих венецианских живописцев Джорджоне и Тициана, ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (1480-е гг.— первая треть 16 в.) Искусство Высокого Возрождения приходится па конец 15 и первые три десятилетия Ifi в. «Золотой век» итальянского искусства хронологически был очень кратким, и только в Венеции оп продлился дольше, вплоть до середины столетия. Но именно в это время были созданы замечательные творения титанов Возрождения. Высочайший подъем культуры происходил, в сложнейший исторический период жизни Италии, в условиях резкого экономического и политического ослабления итальянских государств. Турецкие завоевания на Востоке, открытие Америки и нового морского пути в Индию лишают итальянские города их роли важнейших торговых центров; разобщенность и постоянная междоусобная вражда делают их легкой добычей крепнущих централизованных северо-западных государств. Перемещение внутри страны капиталов из торговли и промышленности в земледелие и постепенное превращение буржуазии в сословие земельных собственников способствовало распространению феодальной реакции. Вторжение французских войск в 1494 г., опустошительные войны первых десятилетий 16 в., разгром Рима чрезвычайно ослабили Италию. Именно в это время, когда над страной на- висла угроза ее полного порабощения иноземными завоевателями, раскрываются силы парода, вступающего в борьбу за национальную независимость, за республиканскую форму правления, растет его национальное самосознание. Об атом свидетельствуют народные движения начала It) в. во многих итальянских городах, и в частности во Флоренции, где республиканское правление устанавливалось дважды: с 1494 по 1512 и с 1527 но 1530 г. Огромный общественный подъем послужил основой расцвета мощной культуры Высокого Возрождения. В сложных условиях первых десятилетий 16 в. сформировались принципы культуры и искусства нового стиля. Отличительной особенностью культуры Высокого Возрождения было необычайное расширение общественного кругозора ее создателей, масштабность их представлений о мире и космосе. Меняется взгляд на ^шловека-и его отношение к миру. Сам тип'художника, его мировоззрение, положение в обществе решительно отличаются от того, которое занимали мастера 15 в., еще во многом связанные с сословием ремесленников. Художники Высокого Возрождения — iig только люди огромной культуры, но творческие личности, свободные от рамок цехо- вого устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов. В центре их искусства, обобщенного по худ< н зиествсшюму языку, образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовно, не отвлеченный от действительности] но наполненный жизнью, внутренней силой и значительностью, титанической мощью самоутверждения. Важнейшими очагами нового искусства наряду с Флоренцией в начале 16 в. становятся папский Рим и патрицианская Венеция. С 30-х годов в Средней Италии нарастает феодально-католическая реакция, а вместо с пей распространяется упадочное направление и искусстве, получившее название маньеризма. И уже во второй половине 16 в. возникают тенденции ан-тимапьеристического искусства. В этот поздний период, когда сохраняют свою роль лишь отдельные очаги ренессапспой культуры, именно они дают наиболее значительные по художественным достоинствам произведения. Таковы поздние творения Мико.чаиджело, Палладио и великих венецианцев. Архитектура. Зарождение и развитие принципов архитектуры Высокого Возрождения происходит в Риме, где на почве искапий предгнест-иующего периода складывается единый общенациональный стиль. Исполненный величественности, монументальности и благородной сдержанности, он основывается на более смелом и свободном использовании классических ордеров античности. В Риме находит завершение архитектурный образ здания с центрально-осевой симметричной композицией, с простраистиом замкнутым и всесторонне развитым, этот образ как бы воплощает идеи героизма и величия страны. Браманте. Основоположником нового стиля и крупнейшим его представителем в начале 10 в. был Допато д'Анджело Браманте (1444—1514). Он начал творческую деятельность в Милане, но только с переездом в Рим, после ознакомления с памятниками античности, ему удалось придать своим сооружениям тот величаво-монументальный облик, который характеризовал новые принципы в архитектуре. Эти принципы проявились со всей ясностью в первой римской работе Браманте — маленьком храме, так называемом Темпьетто (ил. 138), построенном в 1502 г. во дворе монастыря Сап-Пьетро ин Мопторио. Это круглое в плане купольное сооружение небольшого размера, с гармонически развитым объемом, с мягко круглящимся куполом. Три широких ступени служат основанием храму. Окруженный колоннадой римско-дорического ордера, поддерживаю- щей антаблемент, Темпьетто производит впечатление монументального величественного здания строгих пропорций и полнокровных форм. Став главным архитектором папы Юлия II, Браманте проводит огромные работы по реконструкции Ватикана, объединяя отдельные разрозненные постройки старого Ватикана и виллы Бельведер в единый монументальный комплекс. По его проекту возводятся длинные галереи, которые замыкают два больших парадных двора, расположенных па разных уровнях, украшенных нишами-зкседрамн и соединенных между собой открытыми лестницами. Главное создание Брамапте — проект собора св. Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокумольного здания с симметричной композицией. И хотя заложенный по этому проекту собор в дальнейшем был перестроен другими строителями, его идеи нашли распространение в сооружениях многих итальянских зодчих. План собора представляет сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом. Большой купол, венчающий здание, вырастает из массы более мелких объемов, образующих пирамидально построенную композицию. Каждая часть ее имеет самостоятельное значение и в то же время подчинена целому. Браманте сыграл видную роль в развитии архитектуры палаццо. Он заканчивал сооружение палаццо Канчеллерия, заложенного в 1485 г. еще до приезда Брамапте в Рим зодчим Л. Бре-ньо. Главенствующую роль приобрели в этом палаццо стены, облицованные плоским рустом, расчлененные в двух верхних этажах парными пилястрами. Тонко отделанные горизонтальные пояса и карниз подчеркивают монументальность и величественность здания. АнТОНио да Сапгалло. В римской архитектуре эволюцию палаццо завершает Антопио да Сан-галло (1483— 1546). В палаццо Фарнезе он оставляет руст по углам и в оформлении парадного въезда, оштукатуренные степы декорирует горизонтальными поясами, дает различные обрамления окон каждого этажа, сообщая зданию торжественность и нарядность. К середине 16 в., когда Высокое Возрождение сменяется в ряде областей этаном позднего Возрождения, в Италии возникает ряд академий, в частности Вятруви некая академия (ок. 1530 г.),, деятели которой стремились теоретически обосновать закономерности архитектуры античного Рима, изучали трактат Витрувня. К этому времени относится создание таких теоретических трудов, как «Правила пяти архитектурных ор-. деров» (1562) Джакомо Виньолы и «-Четыре., книги но архитектуре» (1570) Андреа Палла-. дно. В это время рождаются черты академизма. и канонизации основ римской античной архитектуры, проявляются тенденции к декоративности и живописности, к пространственное™ решений, предвосхищаю! ни к архитектуру барокко. Палладио. Новые черты находят выражение в творчестве Аид pea Палладио (1508—1580), теоретика, исследователя и крупнейшего практика-строителя второй половины 16 в. В отличие от Брамапте, искавшего в античном зодчестве формы для переработки, Палладио видел в античности идеал, который стремился оживит!. в своих сооружениях. Получив образование в кругу североиталъян-скнх гуманистов, Палладио пополнил его в Риме изучением памятников античности. У него появляется тяготение к классической норме, строгой симметрии фасадов и планов, но при этом его искусство остается жизнеутверждающим, полным исканий, проявляясь в богатстве красочного и светотеневого решения. Палладио — мастер пластических и световых акцентов. Он завершает начатый флорентийцами процесс переработки феодального дворца в городской дом. В его архитектуре дом становится частью улицы, элементом городского ансамбля. Палладио создает также новый тип загородной виллы, и которой объединяются парадные и жилые помещения с хозяйственными, он топко сочетает здание с окружающими его просторами сельской природы. Торжественной монументальностью и благородной величавостью отличается сооруженная по его проекту беломраморная Базилика в Ни-ченце (1549 —1(314), служившая и городской ратушей и зданием суда. Используя основу постройки 15 в., Палладио окружил ее двухъярусной галереей, соединив античные римские элементы с традиционно венецианскими. Степы в таком решении как бы исчезают, растворяясь н сквозных аркадах и балюстрадах, насыщенных воздухом и сообщающих зданию приветлшшй, открытый и праздничный вид. Наиболее значителен вклад Палладио в развитие архитектуры дворцов и вилл. В решении палаццо он вслед за Альберти применяет большой ордер. Поднимая здание на высокий цоколь и заканчивая его аттиком, он создает впечатление грандиозности (палаццо Вальмарана в Виченце. JSb'tiJ.B архитектуре Палладио уделено больше внимания разработке фасада, чем у его предшественников. Из загородных вилл Палладио наиболее совершенное и законченное решение получила вилла Ротонда близ Виченцы (1551 — 1567, ил. 142). Это идеальная центрическая постройка, перекрытая куполом, квадратная в плане, с четырьмя изящными ионическими портиками на каждой из сторон. Строгое благородство пропорций и форм этого сооружения великолепно гармонирует с окружающим пейзажем. Творчество Палладио, возвышенная красота его образов, их благородное величие, их парадность, чувство меры, а также и теоретический трактат, им созданный, оказали огромное воздействие на развитие архитектуры, во многом обусловив характер архитектуры классицизма в Англии, Франции и России.
|