![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная теория. «общество представляет собой арену бесчисленных действий и противодействий, и в то же время все его элементы находятся в теснейшей между собою зависимости
1. СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА
«Общество представляет собой арену бесчисленных действий и противодействий, и в то же время все его элементы находятся в теснейшей между собою зависимости, друг друга обусловливая» (Михайловский Н.К Что такое прогресс?. Пг., С.92)
2. ПРОГРЕСС
Надо помнить, что даже само слово «прогресс» было во времена Николая I «крамолой», ибо Николай I издал указ, запрещающий слово «прогресс».
«… если общество переходит от однородности к разнородности, то соответствующим этому переходу процессом интеграции граждане должны переходить от разнородности к однородности. Словом, прогресс индивидуальный и развитие общества (по типу органического развития) взаимно исключаются, как взаимно исключаются развитие органов и развитие неделимого» (Михайловский Н.К. Герои и толпа. Избранные труды по социологии в 2х т. Т.1. Спб., 1998. С.38) Михайловский дает следующее определение прогресса: «Прогресс есть постепенное приближение к целостности неделимых, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми. Безнравственно, несправедливо, вредно, неразумно все, что задерживает это движение. Нравственно, справедливо, разумно и полезно только то, что уменьшает разнородность общества, усиливая тем самым разнородность его отдельных членов» (Михайловский Н.К. Герои и толпа. Избранные труды по социологии в 2х т. Т.1. Спб., 1998. С.139)
3. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ
В качестве принципа периодизации он брал соотношение личности и общества, в зависимости от этого он подразделял историю человечества на объективно-антропоцентрический, в котором человек наивно считает себя центром природы; эксцентрический, в котором центральное значение отдается материальному миру, и субъективно-антропоцентрический, в котором проблемы человека, его этические проблемы и запросы ставятся в центр мировоззрения. В объективно-антропоцентрический период разития человека: «Мысль его не поднимается выше аналогий между каким-нибудь явлением природы и его собственным Я. Он живет, и вся природа живет такой же, как он, жизнью. Между его желаниями и их исполнением, целями, средствами, мыслями и делами существует такая тесная связь; он до такой степени равно живет умственной и физической жизнью, что ему и в голову не может прийти, что он состоит из двух частей, из тела и души» (Михайловский Н.К. Герои и толпа. Избранные труды по социологии в 2х т. Т.1. Спб., 1998. С.74) В эксцентрический же период: «Мысль человеческая, уверившись в своей независимости от бренной телесной оболочки, оказывает крайнюю самонадеянность. Презирая опыт и наблюдение как орудия бренной оболочки, мысль стремится в надзвездные пространства и желает получить понятие о мире чисто диалектическим путем, из самой себя. Презирая оковы, налагаемые на нее внешними чувствами, мысль презирает и добываемое внешними чувствами..» (Михайловский Н.К. Герои и толпа. Избранные труды по социологии в 2х т. Т.1. Спб., 1998. С.95)
В субъективно-антропоцентрический период:
|