![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Материализм в истории
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР
Как известно, основной тезис марксизма состоит в обусловленности всех культурных форм экономикой. Этот тезис был совершенно не нов, как для западноевропейской, так и для русской мысли. Более того, он не ведет к каким-то «революционным» выводам, 2экономизм» вообще более всего свойственен либеральной мысли, собственно на «экономизме» А. Смита и выросла британская либеральная мысль. Именно, исходя из этого, правительственные круги, более испуганные радикальными проявлениями народничества в виде теоррористических организаций, первоначально относились достаточно спокойно к росту влияния марксизма в средах интеллигенции, считая его либеральным направлением. Интересно, что один из «экономистов» - Скалдин (Ф.П. Еленев) (1827-1902), известный своей работой «В захолустье и с столице», с 70-х годов вообще эволюционировал к консерватизму.
Плеханов нападает на представителей «многофакторности», исходя из этого положения марксизма. Но, так как реально действительно присутствует именно многофакторность, то крайне тяжело обосновать противоположное. Что наблюдается в эволюции взглядов самих основателей марксизма, так и их последователей. Плеханов в начале своей деятельности принимает экономизм, но, впоследствии смягчает свою позицию, особенно под влиянием А. Лабриолы и его эссе: «В память о «Манифесте коммунистической партии»» (1895), «Об историческом материализме. Предварительные уточнения» (1896), «Беседы о социализме и философии» (1897). Это заметно по его работе «О материалистическом понимании истории», которая была, в частности, положительно отмечена Н.И. Кареевым. Но, Плеханов, при всех «аберрациях», все равно старается придерживаться «экономического монизма». Прежде всего, он нападает на теорию факторов: «Социально-исторический фактор есть абстракция, представление о нем возникает путем отвлечения (абстрагирования). Благодаря процессу абстрагирования различные стороны общественного целого принимают вид обособленных категорий, а различные проявления и выражения деятельности общественного человека – мораль, право, экономические формы и проч. – превращаются в нашем уме в особые силы, будто бы вызывающие и обусловливающие эту деятельность, являющиеся её последними причинами» (Плеханов Г.В. Избранные произведения в 5-ти томах. М., 1956. Т.2. С.241) «Но как бы ни была законна и полезна в свое время теория факторов, она не выдерживает теперь критики. Она расчленяет деятельность общественного человека, превращая различные её стороны и проявления в особые силы, будто бы определяющие собою историческое движение общества. В истории развития общественной науки эта теория играла такую же роль, как теория отдельных физических тел в естествознании. Успехи естествознания привели к учению об единстве этих сил, к современному учению об энергии. Точно также и успехи общественной науки должны были повести к замене теории факторов этого плода общественного анализа, синтетическим взглядом на общественную жизнь» (Плеханов Г.В. Избранные произведения в 5-ти томах. М., 1956. Т.2. С.242) «С точки зрения теории факторов человеческое общество представляется тяжелою кладью, которую различные «силы» – мораль, право, экономика и т.д. и т.д. – тащат с своей стороны по историческому пути. С точки зрения современного материалистического понимания истории дело принимает совсем другой вид. Исторические «факторы» оказываются простыми абстракциями, и, когда исчезает их туман, становится ясно, что люди делают не несколько отдельных одна от другой историй - историю права, историю морали, философии и т.д., - а одну только историю собственных общественных отношений, обуславливаемых состоянием производительных сил в каждое данное время. Так называемые идеологии представляют собою лишь многообразные отражения в умах людей этой единой и нераздельной истории» (Плеханов Г.В. Избранные произведения в 5-ти томах. М., 1956. Т.2. С.266) Критикуя статью Каблица «Ум и чувство, как факторы прогресса», которая была опубликована с газете «Неделя» (1878, №6-7), которая потом вошла в основную работу Каблица «Основы народничества» (1882), Плеханов пишет следующее: «.. теория «факторов» неосновательна уже и сама по себе, так как она произвольно выделяет различные стороны общественной жизни и ипостазирует их, превращая их в особого рода силы, с разных сторон и с неодинаковым успехом влекущие человека по пути прогресса. Но еще более неосновательна эта теория в том виде, какой она получила у Каблица, превращавщего с особые социологические ипостаси уже не те или другие стороны деятельности общественного человека, а различные области индивидуального сознания» (Плеханов Г.В. Избранные произведения в 5-ти томах. М., 1956. Т.2. С.300)
«… право, государственный строй и нравственность всякого данного народа непосредственно и прямо обусловливаются свойственными ему экономическим отношениями. Этими же отношениями обусловливаются, - но уже косвенно и посредственно, - все создания мысли и воображение: искусство, наука и т.д. Чтобы понять историю научной мысли или историю искусства в данной стране, недостаточно знать её экономию. Надо от экономии уметь перейти к общественной психологии, без внимательного изучения и понимания которой невозможно материалистическое объяснение истории идеологий» (Плеханов Г.В. Избранные произведения в 5-ти томах. М., 1956. Т.2. С.247) О теории факторов отозвался Михайловский (Русское богатство. Октябрь 1897)
«Взаимоотношение между общественным человеком и географической средой чрезвычайно изменчиво. Оно изменяется с каждым новым шагом, достигнутым развитием производительных сил человека. Вследствие этого влияние географической среды на общественного человека приводит к различным результатам в различные фазы развития этих сил» (Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Т.2. м. 1956. С.157).
2. СИСТЕМА КУЛЬТУРЫ
Вот его «формула» культуры, которую он вывел, критикуя И. Тэна: «Данная степень развития производительных сил; взаимоотношение людей в процессе общественного производства, определяемые этой степенью развития; форма общества, выражающая эти отношения людей; определенное состояние духа и нравов, соответствующее этой форме общества; религия, философия, литература, искусство, соответствующие способностям, направлением вкуса и склонностям, порождаемым этим состоянием, - мы не хотим сказать, что эта «формула» охватывает все, - совсем нет! - но, как нам кажется, она имеет бесспорное преимущество, она лучше выражает причинную связь, существующую между различными «членами ряда»» (Плеханов Г.В. Избранные произведения в 5-ти томах. М., 1956. Т.2.С.171)
3. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
Он не разделяет позицию сторонников концепции о большой роли личности в истории: «.. личности благодаря данным особенностям своего характера могут влиять на судьбу общества. Никогда их влияние бывает даже очень значительно, но как самая возможность подобного влияния, так и размеры его определяются организацией общества, соотношением его сил. Характер личности является «фактором» общественного развития лишь там, лишь тогда и лишь постольку, где, когда и поскольку ей позволяют это общественные отношения» (Плеханов Г.В. Избранные произведения в 5-ти томах. М., 1956. Т.2. С.322) «…в области общественных идей гений опережает своих современников в том смысле, что он ранее их схватывает смысл новых, нарождающихся общественных отношений. Следовательно, здесь невозможно и говорить о независимости гения от среды. В области естествознания гений открывает законы, действие которых, конечно, не зависит от общественных отношений. Но роль общественной среды в истории всякого великого открытия сказывается, во-первых, в подготовке того запаса знаний, без которого ни один гений ровно ничего не сделает, а во-вторых, в направлении внимания гения в ту или другую строну. В области искусства гений дает наилучшее выражение преобладающей эстетической склонности данного общества или данного общественного класса. * Наконец, во всех этих трех областях влияния общественной среды сказывается в доставлении меньшей или большей возможности развития гениальных способностей отдельных лиц» (Плеханов Г.В. Избранные произведения в 5-ти томах. М., 1956. Т.1. С.667-668) «Влиятельные личности благодаря особенностям своего ума и характера могут изменять индивидуальную физиономию событий и некоторые частные их последствия, но они не могут изменить их общее направление, которое определяется другими силами» (Плеханов Г.В. Избранные произведения в 5-ти томах. М., 1956. Т.2. С.326)
|