![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗИБЕР Н.И. (1844-1888)
Первым последователем марксизма был, по свидетельству его современников, Николай Иванович Зибер. Н.И. Зибер окончил юридический факультет в Киеве, после защиты диссертации он получил в 1871 году степень магистра политической экономии. Затем был направлен за границу, по возвращению через два года Зибер был избран доцентом политэкономии. Но через два года он выходит в отставку и едет в Швейцарию (родину его отца), вернулся он в Россию только незадолго до своей смерти. Из работ Зибера наиболее известны: «Теория ценности и капитала Д. Рикардо(1871), «Экономическая теория Карла Маркса»(1876), «История швейцарской альменды»(1881), «судьба общинного землевладения в Швейцарии»(1882), «Очерки первобытной экономической культуры»(1883), «Рикардо и К.Маркс в их общественно-экономических исследованиях»(1885). Особый интерес вызывают его исследования по первобытному хозяйству, они во многом были инициированы спорами о сельскохозяйственной общине, которые были одной из актуальных проблем в европейской историографии, особенно в немецкой и русской. Его работы по первобытной культуре не потеряли научную ценность и сейчас, а во многом могут быть отличным научным пособием и фундаментом для понимания специфики и механизма действия хозяйства в первобытности, да и сейчас. Его с полным основанием можно считать основателем русской традиции экономической антропологии и экономической социологии.
«В этих бессознательно одобрительных приговорах общественного мнения и общественного темперамента всему, что прямо или косвенно вытекает из равенства или простой кооперации труда, высказывается в сущности тот факт, что этот вид соединения работ представляет самую универсальную форму общественной организации, от которой человечество уклоняется лишь временно, с целью отыскания путей к восстановлению её в новых и сложнейших формах. Так называемое «естественное право» представляет не что иное, как совокупность переживаний тысячелетнего экономического строя» (Зибер Н.И. Очерки первобытной экономической культуры М., 1937. С.6)
«Душа охотника или находится в непрерывном и чрезмерном возбуждении, или спит и видит сны. Напротив, пастух, жизнь которого более обеспечена, который в своих стадах преодолел заботу о завтрашнем дне, не нуждается в том, чтобы свободно предаваться чрезмерным усилиям, а завтра, насытившись, сну: его работа легка, но она ежедневно повторяется, потому он обыкновенно умереннее, веселее, спокойнее, чем охотник, но не имеет и энергии охотника, его уверенности в собственной силе и смелой гордости этой последней. Охотник грабит, пастух крадет, месть охотника кровава, пастуха скрытна, охотник имеет свободу дикаря в лесу, пастух приручен, как и его стада, и воспринял все ценные свойства такового» (Зибер Н.И. Очерки первобытной экономической культуры М., 1937. С.30)
«Они лучше не станут есть два дня, чем будут работать два часа сряду. Мужчины занимаются только охотой, рыбной ловлей, собиранием меда, постройкой хижин, войной и разъездами; полевая работа в их глазах есть последнее занятие и исполняется только их женами, которые, так сказать, вполне содержат своих ленивых мужей..» (Зибер Н.И. Очерки первобытной экономической культуры М., 1937. С.147)
«Вес занятия дикарей скорее необходимое развлечение, без которого самая жизнь была бы невыносима, нежели тяжелая работа; они проводят всю жизнь в такой праздности, что когда их видишь прикладывающими руки к работе, то думаешь, что скука и тоска от лени, а не осмысленное движение заставляет их взяться за работу» (Зибер Н.И. Очерки первобытной экономической культуры М., 1937. С.144)
|