![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы искусства
Плеханов посвящает в своем творчестве много внимания проблемам эстетики и литературной критики. Плеханов отвергает мнение Л. Толстого, что искусство выражает чувства людей, а слово выражает мысли. Он считает, что слово выражает и чувства, приводя в пример поэзию: «Нет, оно, выражает и чувства их, и мысли, но выражает не отвлеченно, а в живых образах» (Плеханов Г.В. Избранные произведения в 5-ти томах. Т.5. М. 1958. С.285). По мнению Г. Плеханова, искусство всякого народа всегда находится в причинной связью с его экономикой. Вообще «… труд старше искусства… вообще человек сначала смотрит на предметы и явления с точки зрения утилитарной и только впоследствии становится в своем отношении к ним на эстетическую точку зрения» (Плеханов Г.В. Избранные произведения в 5-ти томах. Т.5. М. 1958. С.354). Возникновение же идеи «искусства для искусства», по мнению Плеханова, «… возникает там, где существует разлад между художниками и окружающей их общественною средою» (Плеханов Г.В. Избранные произведения в 5-ти томах. Т.5. М. 1958. С.693).
«Идеал красоты, господствующий в данное время, в данном обществе или в данном классе общества, коренится частью в биологических условиях развития человеческого рода, создающих, между прочим, и расовые особенности, а частью – в исторических условиях возникновения и существования этого общества или этого класса. И именно потому он всегда бывает очень богат вполне определенным и вовсе не абсолютным, т.е. не безусловным содержанием» (Плеханов Г.В. Избранные произведения в 5-ти томах. Т.5. М. 1958. С.703).
ПОЛЕМИКА С НАРОДНИЧЕСТВОМ
Сильный удар по утверждению народников о случайности российского капитализма сыграло творчество Д. Н. Мамина - Сибиряка, который в своих романах «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», показал, что развитие капитализма в России приобрело необратимый характер. Николай-он «Очерки» Н. Кривенко в статье «По поводу культурных одиночек» («Русское богатство».1893 №12). Н. Михайловский «Литература и жизнь» («Русское богатство». 1894. №1-2.)
В области экономики против «неомарксизма» выступал Николай-он («Русское богатство».1894. №6). В.В. (Неделя. №47-49. 1894). В сентябре 1894 года выходят произведшие шум «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России». Как писал В. Воровский: «С их резкой критикой социологического и экономического учения народничества, с их безапелляционным, несколько утрированным разжалованием личности, эти «Заметки» явились для народнического движения тем же, чем красная тряпка для быка» (Воровский В.В. Сочинения. Т.1. М. 1933. С.139).
САНИН
А. Санин написал пространную статью «Народничество в прошлом и настоящем» (Научное обозрение. 1898. №2, 6).
«Различие в способах понимания общественных явлений вообще, - идет-ли дело об отдельных мыслителях, создающих цельные стройные системы социальных воззрений и идеалов, или же о массе людей, довольствующейся разрозненными эмпирическими понятиями, - зависит всецело от различия социальных точек зрения, а различие социальных точек зрения определяется различием общественно-экономического положения различных общественных групп к общественному производству, к общественному труду, в широком смысле слова» (Санин А. Народничество в прошлом и настоящем \\ Научное обозрение. СПБ. 1898. №2. С.265).
«Различные общественно экономические положения различных классов представляют собою различные, так сказать, наблюдательные пункты, с которых только и может рассматриваться общественная жизнь; эти * общественно экономические положения выдвигают различные точки зрения, с которых только и могут объясняться общественные явления. Точка зрения – это те огни, сквозь которые рассматриваются человеком все окружающее» (Санин А. Народничество в прошлом и настоящем \\ Научное обозрение. СПБ. 1898. №2. С.266). Санин утверждает, что именно через эти «точки зрения» «классовая среда» вырабатывает элементарные формы мышления и способы, путем которых эмпирические данные формируются в «социальные понятия, в целые системы социальных воззрений, в социальные теории, в социальные идеалы, в социальные утопии» (там же. С.266). Он пишет далее: «От свойств социальной точки зрения, от природы «наблюдательного пункта» вполне зависит, что именно будет видеть наблюдатель и в каком именно свете будет видеть, как широко будет его «поле зрения» и как далеко будут они проникать вглубь общественных явлений, что он будет видеть лишь сбоку, лишь отчасти, лишь в более или менее урезанном, извращенном, изуродованном виде и чего он е будет видеть вовсе, какая, наконец, общая картина общественных отношений получиться у него, какое представление будет он иметь относительно общественных явлений, как будет он понимать общественную жизнь, как он будет представлять себе свое собственное положение, т.е. положение того класса, к которому он принадлежит по своей точке зрения, положение других общественных классов и свои отношения к ним, как он будет объяснять причины бедствий, неудач, страданий, успехов своего класса, какие средства будут ему казаться пригодными для улучшения его участи, какие выставит он общественные требования, каким создает социальные идеалы, какие выставит способы за эти идеалы, и т.д., и т.д.» (Санин А. Народничество в прошлом и настоящем \\ Научное обозрение. СПБ. 1898. №2. С.266).
Санин подчеркивает, что изучение Маркса в России в начале нельзя было сделать никаких иных выводов, кроме чисто народнических, а в своем подлинном виде оно могло проникнуть лишь тогда, когда «…народничество потеряло свою власть над умами, когда экономическая эволюция выдвинула новую, радикально отличную от народничества, точку зрения, создала и возможность, и необходимость совершенно иного понимания явлений общественной жизни» (Санин А. Народничество в прошлом и настоящем \\ Научное обозрение. СПБ. 1898. №2. С.271).
Санин оговаривается, что он не отрицает объективной истины: «… объективная истина существует, но познавание её обусловливается классовыми отношениями. В обществе, разделенном на классы, познавательная деятельность втиснута в классовые рамки, и ни одни идеалы, как бы гениален он не был, не может выскочить из этих рамок: всякий может познавать объективную истину лишь постольку, поскольку это допускается жизненным положением представляемого им класса, - следовательно, лишь постольку, поскольку оказывается, так сказать, «объективным» положение этого класса» (Санин А. Народничество в прошлом и настоящем \\ Научное обозрение. СПБ. 1898. №6. С.1000).
§3 ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА МАРКСИЗМА
|