![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Трубецкой Е. Н. (1863-1920)
Князь Евгений Николаевич Трубецкой- брат Сергея Николаевича Трубецкого и друг Владимира Соловьева. Был в Добровольческой армии Деникина, умер от тифа в Новороссийске в январе 1920 г. Особо отличают его работы: «Миросозерцание В.С. Соловьева»(1913) и «Смысл жизни»(1918), которую считают его наиболее значительной философской работой. При анализе работы «Смысл жизни» всегда надо учитывать тот своеобразный категориальный аппарат, который выработала традиция философии «всеединства» для описания реальных процессов культурного творчества. Конечно, этот аппарат сильно затемняет суть дела, но смыслы вполне поддаются расшифровке на обычный язык нормального размышления. По сути, архитектонику его работы «Смысл жизни» можно считать архитектоникой традиции и видения её закономерностей функционирования князем Евгением Николаевичем. Окончание этой работы во многом стимулировано грохотом пушек октябрьского расстрела Кремля в 1917 г. В переломные моменты, как отмечает и сам Евгений Николаевич, всегда ставится вопрос о смысле жизни, т.е., переводя на язык нашего рассмотрения, - о соответствии традиции процессу модернизации. Соответствует ли смысловое «ядро» культуры жизни, как встроиться со своим устойчивым миросозерцанием, системой привычных социальных связей и быта в бушующий, безумный, «бессмысленный» мир? Этот вопрос и является исходным для работы Евгения Николаевича «Смысл жизни».
СМЫСЛ
Смысл, по мнению Евгения Николаевича, это вневременное, обреченное в форму вечности ментальное образование. И действительно, заданный «ритм традиции» в виде сложившихся понятий, форм поведения – «привычек и обычаев» вневременен, он всегда транслируется, воспроизводится в тех или иных временных промежутках, как стереотип, который не подвластен течению времени и месту в пространстве. При процессе модернизации традиции мы наблюдаем вообще совершенно иные пространственно-временные измерения, чем наблюдаемые в реальном бытии. Несоразмерность этих пространственно- временных координат «реальности» и «традиции»- есть исходная проблема философии. И вокруг «этих вопросов идет вековечный спор двух противоположных жизнепониманий- жизнепонимания натуралистического, которое ищет подлинной жизни и ее смысла в плоскости здешнего, и жизнепонимания супранатуралистического, которое утверждает, что истинная жизнь и ее смысл сосредотачиваются в ином, верхнем потустороннем плане бытия. Рассмотрение этих двух решений жизненной проблемы приводит нас к заключению об одинаковой односторонности, а потому одинаковой несостоятельности обоих.»(1.56) ««смысл» есть общезначимое мысленное содержание, или, что то же, общезначимая мысль, которая составляет обязательное для всякой мысли исконное» (Трубецкой Е.Н. Избранное. М., 1995 с.9)
«Всякое вообще движение, всякое событие во времени имеет свой неподвижный смысл – истину, которая его выражает: иначе всякое высказывание об этом движении или событии было бы неправдою» (Трубецкой Е.Н. Избранное. М., 1995 с.16)
Крайне интересен анализ структуры мирового смысла (т.е., говоря нормальным языком- традиции и систем задачи её устойчивости.). Это образ «космического креста».
|