![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ОБЩЕСТВО. История, по с. Булгакову, начинается со времени изгнанием человека из рая
1.ВРЕМЯ ИСТОРИИ.
История, по с. Булгакову, начинается со времени изгнанием человека из рая. Потому история есть история трагедии, переживания этой трагичного факта. «История есть, прежде всего, рождение человечества, объективное время, наполненное рождениями, а потому и смертями, и внутренне связанное их последованием» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.301)
«Тайна тварности проявляется в противоречивом самосознании твари о вечности и временности своего бытия. Время есть актуальный синтез бытия и небытия, Werden. Настоящее, которое всегда поглощается прошлым и устремляется в будущее, есть как бы не имеющая измерения точка, движущаяся в океане меонального бытия: полубытия прошедшего и будущего, - уже-не- бытия и еще-не бытия. В интуиции временности ощущается антиномия тварности, - божественного начала, погруженного в ничто и его собой оплодотворившего» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.175)
«Самое сознание временности, с его жгучестью и остротой, порождено чувством сверхвременности, не – временности жизни, оно родится лишь при взгляде во время из вечности» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 175)
«Объективное время содержит достаточное основание для порядка поколений и смены исторических народов, чем и определяется скелет истории. Если история вообще есть рождение человечества, то оно осуществляется с внутренно определенным планом и последовательностью. История связана «временами и сроками», имеющими основание в духовной организации человечества. Поэтому она не есть «дурная бесконечность», естественно присущая формальному времени, но имеет грани, а. В частности, необходимо предполагает и начало, и конец, которых совершенно не знает абстрактное время» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.302)
«Жизнь есть творчество, а поэтому и история есть творчество. Это ее свойство по существу не связано с теперешним греховным состоянием человечества, ибо и в райском своем состоянии человечество имело ту же основу бытия в творческой свободе своей (благодаря чему и явилась возможность грехопадения). Иначе сказать, человеческая история, как рождение и вместе творческое саморождение человечества, как некий завершенный эон, протекала бы и в раю, и в жизни прародителей до грехопадения мы имеем уже это райское начало истории. Грехопадение же только внесло в историю как творчество трагический и антиномический оттенок, лишило ее той гармоничности, с какой совершался бы рост человечества, не отравленного грехом.. Пред Адамом и Евой до грехопадения возможен был двоякий путь истории, как рождения и жизнетворчества: путь сыновства и послушания, от которого и отступили в грехопадении прародители, и дорога добра и зла, исторической трагедии. Ибо ныне человеческая история есть существенно трагедия, и такова она уже в своей основе. Видеть в истории подготовляющееся торжество гармонии или ликующий «прогресс» значит обнаруживать слепоту и глухоту душевную» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.303)
«Философия истории по существу своему может и должна быть философией трагедии, и сама она становится трагедией для такой философии, которая не желает или не умеет принять неустранимость антиномии в жизни и мысли» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.304)
2. ВЛАСТЬ
«Власти как таковой неизменно присущ известный религиозный или мистический ореол, который позлащает не только корону наследственного монарха, но и ликторскую секиру республиканского консула. Власть, сведенная целиком к роли утилитарного средства, не просуществовала бы и одного дня, сделавшись игралищем борющихся интересов, и новейший кризис власти в век революции связан именно * с непомерным, хотя все-таки не окончательным, преобладанием интересов и вообще всяческого утилитаризма в жизни власти» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.335-336)
3.ОБЩЕСТВО
«Человечество существует как семья, как племя, как классы, как национальности, как расы, наконец, как единый человеческий род. Бесспорно одно, что оно определенным образом организовано, есть организм, как в верном предчувствии важной мистической истины учит социология, так наз. Органической школы. Эта связность выражается в политике, экономике, нравах, социальной психологии, вплоть до моды и сплетен. Однако непосредственно она переживается скорее как болезненное чувство дезорганизованности: взаимная борьба и эгоистическое самоутверждение царят в общественности. Здесь постоянно соперничают силы центробежная и центростремительная. Поэтом искание * организованной общественности есть всегдашняя забота и труд для всего человечества, причем оно делается тем напряженнее, чем сложнее становится само разрастающееся общественное тело человечества, чем ощутительнее социализируется жизнь. Человечество ищет такой общественной организации, при которой торжествовала бы солидарность и был бы нейтрализован эгоизм: такова мечта всех утопий» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.344-345)
|