![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория ментальности. « слово есть определенная форма, реализуемая разными путями, но первоначальным материалом имеющая артикулируемый органами речи звук
1. СЛОВО
«…слово есть определенная форма, реализуемая разными путями, но первоначальным материалом имеющая артикулируемый органами речи звук. Слово есть звуковой знак, форма звука» (Булгаков С.Н. Философия имени. СПб. 1998. С.17). «Мысли без слов также не существует, как и слов без смысла» (Булгаков С.Н. Философия имени. СПб. 1998. С.26).
«…слова-идеи суть голоса мира, звучание вселенной, ее идеация. Наряду со своим алогическим бытием она приобретает идеальное выражение в слове. Логос в отношении к неизреченной и неизрекаемой, трансцендентной для мысли и слова сущности выражается словом» (Булгаков С.Н. Философия имени. СПб. 1998. С.36). «Я есть ориентирующая точка бытия, мысли и слова. От я отсчитываются направления, им измеряются расстояния» (Булгаков С.Н. Философия имени. СПб. 1998. С.82).
1. РЕЛИГИЯ.
«Религиозный культ вообще есть колыбель культуры, вернее, ее духовная родина. Целые исторические эпохи, особенно богатые творчеством, отмечены тем, что все основные элементы «культуру» были более или менее тесно связаны с культом, имели сакральный характер: искусство, философия, наука, право, хозяйство» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения.. М., 1994.С.326)
Булгаков считает, что необходимо создать четвертую «критику» – это критику религиозного сознания. Сутью религиозного сознания является живая связь человека с Богом, живая явленность в вере, а не разуме факта присутствия Бога в мире, которая осуществляет нерациональным способом: «Жизнь святых, подвижников, пророков, основателей религий и живые памятники религии: письменность, культ, обычай, словом, то, что можно назвать феноменологией религии, вот что, наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в познание в области религии, нежели отвлеченное о ней философствование» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения.. М., 1994. С.13) Булгаков не является сторонником психологической интерпретации религии, хотя и признает необходимость психологической настроенности религиозного мировосприятия.
Основой структуры религиозного сознания, он считает ЕСИ (ЕСИ - буквальный перевод на церковнославянский язык греческой надписи на храме в Дельфах фразы «Ты есть»). «ЕСИ, синтетическое религиозное суждение a priori, есть единственная опора религии, без которой она не существует, подобно тому как искусство не существует без красоты или мораль без различия добра и зла. И тем самым религия становится независимой от этики, эстетики, теоретического познания, философии и науки, ибо имеет свою собственную опору, свой собственный орган восприятия» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения.. М., 1994.. С.20)
Способом связи человека с Богом, «религацией», по мнению Булгакова является молитва. «Где нет молитвы, там нет религии» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения.. М., 1994.. С.26) - утверждает он. Именно посредством молитву у человека появляется возможность прикоснуться к Трансцендентному. Имя Божие, которое говорится в молитве – «есть как бы пересечение двух миров, трансцендентное в имманентном» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения.. М., 1994.. С.26)
Главное в религии это догмат. Догмат, по Булгакову, - это формула, которая в образах и понятиях выражает религиозное суждение. Догмат выражается в мифах, в мифе происходит встреча имманентного и трансцендентного. «Религиозные образы, реализующие и выражающие религиозное содержание, представляют собою то, что обычно называют мифом. Мифу в религии принадлежит роль, аналогичная той, какая свойственна понятию и суждению в теоретической философии: от его понимания зависит оценка религиозно-догматического сознания» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения.. М., 1994.. С.57) По мнению Булгакова, «Можно сказать (применяя кантовский термин), что миф есть синтетическое религиозное суждение a priori, из которого далее уже аналитически выводятся апостериорные суждения» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения.. М., 1994.. С.57)
«Догмат есть сигнализация понятиями того, что не есть понятие, ибо находится выше логического мышления в его отвлеченности; в то же время он есть формула, выраженная в понятиях, логическая транскрипция того, что дано в религиозном опыте. Поэтому догмат, входя в мышление, является ему инородным и в этом смысле трансцендентным дискурсивному мышлению, не есть его вывод и порождение» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения.. М., 1994.. С.69)
Булгаков выявляет основную антиномию религиозного сознания, которая состоит в том, что, с одной стороны, трансцендентное недоступно для понимания и восприятия; но, с другой стороны, оно дано для человека. Именно эта антиномия, по мнению Булгакова, «…как раз создает постоянный и незаменимый импульс, она есть нерв религии, придает ей глубину и движение и, хотя и неразрешимая, она постоянно разрешаема в религиозной жизни, вновь и вновь переживаясь как источник религиозных озарений в пламени веры. Для веры и не должно быть понятного до конца, вера есть дитя тайны, подвиг любви и свободы, она не должна убояться рассудочного абсурда, ибо здесь открывается вечная жизнь, безбрежность Божества» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения.. М., 1994.. С.93) Именно этой антиномией и выявляются два пути в теологии: отрицательная (апофатическая) и положительная. Апофатическая теология считает, что определение божества возможно лишь отрицательным путем, те указанием того, чем Божество не является. Катафатическая теология считает, что определение Божества возможно. «Догматы суть иероглифы религиозных тайн, раскрывающихся лишь в религиозном опыте и в меру этого опыта» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения.. М., 1994.. С.68)
2.ФИЛОСОФИЯ.
«Коренное различие между философией и религией заключается в том, что первая есть порождение деятельности человеческого разума, своими силами ищущего истину, она имманентна и человечна и в то же время воодушевлена стремлением перерасти свою имманентность и свою человечность, приобщившись к бытию сверхприродному, сверхчеловечному, трансцендентному, божественному; философия жаждет истины, которая есть главный и единственный стимул философствования» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения.. М., 1994.. С.69)
«Истина трансцендентна философии, которая знает лишь ее отблеск, ее аспект – истинность, как вечное искание Истины» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения.. М., 1994.. С.70) «По своей интуитивной основе философия сближается с искусством, интуитивная природа которого не вызывает оспаривания, философия есть искусство понятий» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения.. М., 1994.. С.71)
3.ИСКУССТВО
«Между культом и искусством существует особенно тесная связь. Их сближает общая им благородная бесполезность пред лицом мира сего с его утилитарными ценностями, одинаковая их хозяйственная ненужность и гордая расточительность. Факт культа, как и искусства, наглядно свидетельствует о той истине, что не о хлебе едином живет человек, что он не есть economic man, меряющий мир меркантильным аршином, но способен к бескорыстию и вдохновению» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения.. М., 1994.. С..326)
«Искусство иерархически стоит выше хозяйства, ибо область его находится на грани двух миров. Оно зрит нездешнюю красоту и ее являет миру; оно не чувствует себя немотовствующим и сознает свою окрыленность» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения.. М., 1994.. С.318)
4.СОФИЯ
Все вещи в Боге. Они есть истечение, эманация из Божественного Ничто. Всякое явление в мире представляет из себя «теофанию», явленность божественного. Булгаков вводит четвертую ипостась- «Софию», «Вечную Женственность» «Бог есть Любовь, которая составляет не качество или свойство, не предикат, но самое существо Божие. И в этой Божественной Любви каждая Ипостась, отдавая Себя любви, находит Себя в других Ипостасях, осуществляет единое Божество. В Св. Троице абсолютно личный характер Божества, его ипостасность, соединяется и с абсолютно-сверхличным характером Его троичности – «Троицы в Единице и Единицы в Троице». Чрез * откровение трех ипостасей проявляется качественная различимость в жизни Св. Троицы. Первой Ипостаси принадлежит божественное Отцовство, субстанциальность, исход; второй Ипостаси принадлежит различение, Логос, ведение, она есть Сердце Божие, в котором Отец любит Сына; третья Ипостась, Дух Святой, чувствует и Отца и Сына, в Них находит она себя и радуется Любви Божественной. Св. Троица открывается миру в триединстве Отца, Сына и Св. Духа, как в связанном внутренним отношением и последовательно раскрывающемся акте Божественной жизни. В самом Божестве нельзя допустить никакой последовательности или постепенности развития, ибо Св. Троица предвечно сверх – есть в едином слитом акте Любви и Тожества. Божественная жизнь во Св. Троице замкнута в себе и абсолютна. Она не нуждается в каком внешнем восполнении и раскрытии» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.185-186) Ну а, по Булгакову, София есть четвертая ипостась, которая не «участвует в жизни внутрибожественной, не есть Бог, и потому не превращает триипостасность в четвероипостасность, троицу в четверицу. Но она является началом новой, тварной многоипостасности, ибо за ней следуют многие ипостаси (людей и ангелов), находящиеся в софийном отношении к Божеству» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.186-187)
«.. метафизическая природа Софии совершенно не покрывается обычными философскими категориями: абсолютного и относительного, вечного и временного, божественного и тварного. Своим ликом, обращенным к Богу, она есть Его Образ, идея, Имя. Обращенная же к ничто, она есть вечная основа мира, Небесная Афродита, как её, в верном предчувствии Софии, именовали Платон и Плотин. Она есть горний мир умопостигаемых, вечных идей, который открылся философскому и религиозному созерцанию Платона, исповедавшего его в своем учении, этом воистину софиесловии. Мир тварный существует, имея основой мир идей, его озаряющий, иначе говоря, он – софиен, вот величайшая, содержательнейшая и важнейшая истина о мире, сущность космодицеи платонизма» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения.. М., 1994.. С.189)
«София по отношению к множественности мира есть организм идей, в котором содержатся идейные семена вещей. В ней корень их бытия, а без них и вне их не существует ничего. В этом смысле можно говорить вместе с Платоном, что идеи суть причины бытия, однако не в смысле предшествования во времени, но как пребывающая, сверхвременная его основа. Отношение идей к вещам, Софии к миру, есть отношение сверхвременного (и в этом смысле вечного) к временному. София присутствует в мире как его как его основа, но она остается и трансцендентна миру, прежде всего потому, что он находится во времени и становлении. А София выше времени и вне всякого процесса. Но вместе с тем никак нельзя и отделить её от мира, а тем более ему противопоставлять, ибо вне Софии мира не существует. То, что в нем подлинно есть, или что скрепляет его бытие в небытии, именно и есть София. Мир идей, идеальное все, актуально содержащееся в Софии, для мира тварного существует не только как основа или причинность (в вышеуказанном смысле), но и как норма, предельное задание, закон жизни, аристотелевская энтелехия в отношении к потенциальному состоянию бытия. Каждое существо имеет свою идею – норму, оно ищет, творит себя по определенному, ему одному, его идее свойственному образу, но это потому, что оно в сверхвременной природе своей имеет эту идею как единственное подлинное бытие свое..» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.194)
«…мир и София вовсе не образуют двух начал или миров, находящихся в том или ином отношении между собою, это – один и тот же мир. София есть основа мира, его идеальная энтелехия, она существует не где-то вне мира, но есть его основная сущность и в этом прав Аристотель в своей онтологии» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.195) София «… есть та универсальная инстинктивно-бессознательная или сверхсознательная душа мира, anima mundi, которая обнаруживается в вызывающей изумление целесообразности строения организмов, бессознательных функциях, инстинктах родового начала» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.196)
«София открывается в мире как красота, которая есть ощутимая софийность мира. Потому искусство прямее и непосредственнее, нежели философия, знает Софию» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.199) «Искусство есть мудрость будущего века, его познание, его философия. И философия софийна, лишь поскольку она дышит этим пафосом влюбленности, софийным эросом, открывающим умные очи, иначе говоря, поскольку она есть искусство: основной мотив философской системы, её тема опознается интуицией, как умная красота, сама же система есть лишь попытка рассказать на языке небожественного о вещах божественных» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.199)
5. ЧЕЛОВЕК
«Человек есть одновременно тварь и не-тварь, абсолютное в относительном и относительное в абсолютном. Он есть живая антиномия, непримиримая двойственность, воплощенное противоречие. И эту антиномичность находит человек в глубине своего сознания, как выражение подлинного своего существа» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.242)
Булгаков уделяет много внимания эротической теме, традиционно популярной у философов «Всеединства». «Полный образ человека есть мужчина и женщина в соединении, в духовно – телесном браке. Каждый в отдельности есть полу – человек, однако, является самостоятельной личностью, ипостасью, имеет свою духовную судьбу. В недрах же духа всякий человек остается все-таки двуполым, потому что иначе невозможна была бы его жизнь» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения.. М., 1994.. С.263)
|