![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Хозяйство
Основным посылом размышлений С. Булгакова был отход от идей марксизма в сторону философии «всеединства» Вл. Соловьева, потому тематика интерпретации хозяйства в русле философемы Вл. Соловьева была для него актуальной. В своей работе «Философия хозяйства»(1912), которая была одновременно и докторской диссертацией он дает философскую интерпретацию хозяйственной деятельности. По его мнению: «Хозяйство как постоянное моделирование или проектирование действительности, а вместе и объективирование своих идей есть реальный мост из я в не-я, из субъекта в объект, их живое и непосредственное единство, которое не нужно уже доказывать, напротив, оно само должно в качестве непосредственейшего показания нашего хозяйственного опыта лечь в основу дальнейших построений. Отношение между я и не-я есть отношение двух миров или двух энергий, находящихся в постоянном взаимодействии. И лишь при свете хозяйственного отношения к миру может быть правильно понята и сама функция познания, природа чистого разума, теоретического я. Того чистого разума, или гносеологического, т.е. отвлеченно теоретизирующего субъекта, для которого проблемой прежде всего становится самое существование действительности и которое истощается в бесконечных сомнениях по этому поводу, в непосредственной жизни просто не существует» (Фил.х. 79) «В суде Божием над Адамом определяется и та перемена, которая произошла в положении человека в мире: он из царя природы становится её невольником и из художника или садовника в раю Божьем хозяином и земледельцем. Человек обрекается на хозяйство, возникает «труд в поте лица», все становится хозяйственным и трудовым. А вместе с тем в мир входит смерть, жизнь становится смертной.» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 275) «В грехопадении прародители поддались соблазну похоти, Ими овладели похоть знания, получаемого помимо любви к Богу и богосознания, похоть плоти, ищущей телесных услаждений независимо от духа, похоть власти, стремящейся к мощи помимо духовного возрастания. Тем было нарушено равновесие духовных сил человека. Он поддался в своем отношении к миру соблазну магизма, вознадеявшись им овладеть с помощью внешних, недуховных средств, которые символически изображены как вкушение плода с запретного древа» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.304) «Восхотеть мира ради него самого, во имя власти над ним, и значило впасть в магизм, превратиться из прирожденного царя и господина в мага - узурпатора. Однако магическое отношение к миру предполагает не только стремление овладеть им, но и его противодействие, не только мощь, но и пленение. Иначе говоря, магизм уже подразумевает возникновение хозяйственного отношения к миру, - человеческую актуальность, появляющуюся в умственном, волевом и телесном усилии, или в труде, и предполагающую наличность потребности, или хозяйственной нужды» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.304) «Хозяйственное, т.е. активно-трудовое, воздействие человека на природу основано на центральном его положении в мироздании, не утраченном и после грехопадения. Оно софийно в глубочайшей основе своей, хотя эта софийность, облекшаяся в магизм и закрывавшаяся корою вещества и природной необходимости. Все хозяйственное в грубом или тонком смысле утилитарно, преследует практическую цель, ограничивающуюся интересами земного бытия» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.305)
2. ХОЗЯЙСТВО И ИСКУССТВО
«Противоречивая природа хозяйства, от которой зависит роковая его ограниченность, хорошо раскрывается при сопоставлении хозяйства и искусства в их основных устремлениях. И то и другое софийны в своей основе, хотя и по-разному и в разной степени, поэтому они не могут быть до конца разделены. Они напрашиваются как два вида или модуса человеческого творчества. Каковы же эти модальности? Эстетическое отношение обычно сопровождается практическою незаинтересованнностью, бескорыстием. Искусство * не имеет дела с утилитарными оценками этого мира, ибо оно зачаровано красой иного, горнего мира и стремится сделать ее ошутимою» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.305-306) «Хозяйство в своей области технично и закономерно, а искусство в своей же области незакономерно и чудесно» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.306)
«..искусство эротично и вдохновенно, хозяйство прозаично и закономерно, - так противополагаются они в специфических устремлениях своих. Однако это различие имеет еще и другое выражение. Хозяйственный труд есть мощь, - магия этого мира; искусство же перед лицом мира бессильно и безответно. Хозяйство активно воздействует на мир, киркой и мотыгой оно разрыхляет и перепахивает его «землю» искусство же оставляет ее незатронутой и лишь с создает на земле или над землею свой особый мир красоты. Хозяйство создается «богатство», «цивилизация» с ее наукой, промышленностью, войной, в этом смысле им делается история, как и возвещает об этом философствующий хозяйственный магизм, «экономический материализм». Искусство же остается залетным гостем в этом мире, который оно только тревожит вестью о мире ином» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.306)
«Между хозяйством и искусством существует одновременно и враждебное отталкивание и взаимное притяжение, соревнование, даже как бы некая зависть. Если хозяйству во всех его формах, сверху донизу, присуще известное устремление к художественному стилю, то и искусство тоже соревнует хозяйству в его мощи. Перед ним встает соблазн стать магическим, приобрести власть над миром, с которым оно связано чрез свою материю, восприемлющую художественную форму» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.307) «С другой стороны, и хозяйство (в широком смысле) тоже ощущает себя как творчество и, на известной высоте достижений, начинает несколько стыдиться хозяйственности своей как клейма рабства, и потому ищет возможного приближения к искусству, преднамеренно и сознательно * эстетизирует. Однако эта связь хозяйства и искусства отнюдь не является лишь своего рода экономическим декадентством, напротив, скорее можно полагать, что она в век экономизма и капитализма оказалось ненормально ослаблена, чем и объясняется нарождение преднамеренного, надуманного эстетизма. Насколько хозяйство содержит в себе элемент творчества, хотя бы и самого низшего порядка, оно действительно сближается с искусством. Оно никогда не может ограничиться чисто утилитарными задачами, но стремится при разрешении их и к красоте, или хотя бы к красивости. Поэтому всякая хозяйственная эпоха имеет свой художественный стиль, в котором отражается дух этой эпохи, национальный вкус, художественная преемственность или школа и под. Утрата хозяйством художественного стиля ощущается как духовная его болезнь, вследствие которой возникает усиленное стремление художественно облагородить и осмыслить хозяйственный труд (этим, как известно, определяется пафос социальной проповеди Дж. Рескина и его последователей). Каждая эпоха имеет эстетический минимум, соблюдение которого становится уже хозяйственно необходимым, как известный художественный вкус является хозяйственно обязательным» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.307-308)
«Человеку еще в раю было поручено возделывать и холить землю, он изначально был призван к активности и творчеству в мире. Его активность была свободна от принудительности, а потому и обособленных задач для искусства и хозяйства не могло существовать там, где не было искусства и неискусства, или хозяйства и нехозяйства. Таков синтез хозяйства и искусства, деятельная, творческая жизнь в красоте, предуказан был для Адама и Евы. Это изначальное единство жизни раскололось после грехопадения, когда создался плен плоти и необходимость хозяйства, а тем самым обречено было на особое существование и искусство. Наметились два русла мысли, два мироощущения: «экономический материализм», свойственный «черни», и идеалистический эстетизм «поэтов», и враждебно противопоставились «поэт и чернь», будучи оба правы. Однако * расколотостью жизни не мирится человеческое сознание и тоскует об утерянном единстве и цельности. И каждая из обособившихся стихий, хозяйство и искусство, хочет выплеснуться из своих берегов» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.308-309) «Хозфяйство хочет перерасти себя, не только вытягиваясь в сторону искусства, но и напрягаясь в своей собственной стихии, в динамике своей. Оно стремится стать не только одной из сторон жизни, но единственной или, по крайней мере, определяющий, не признавай над собой никакого внехозяйственного или сверх хозяйственного суда. В результате получается экономизм, как особое мироощущение и мировоззрение» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.309)
«Хозяйственный эгоизм есть стихийная сила, которая необходимо нуждается в регулировании не только внешнем, но и внутреннем, духовно-аскетичным; предоставленный же самому себе и освобожденный от всякого удержа, он становится силой разрушительной» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.309)
«Стиль хозяйства соответствует духовному стилю эпохи» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.309)
«Искусство иерархически стоит выше хозяйства, ибо область его находится на грани двух миров. Она зрит нездешнюю красоту и её являет этому миру…» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.318)
3. ХОЗЯЙСТВО И ТЕУРГИЯ
Хозяйство не только, по Булгакову стремится стать искусством, но стать вообще единственной и определяющей стороной человеческой жизни. «Хозяйство, основанное на эгоизме, неизбежно страждет от дисгармонии и борьбы, личной и групповой («классовой»).. Хозяйственный эгоизм есть стихийная сила, которая необходимо нуждается в регулировании не только внешним, но и внутреннем, духовно-аскетическом; предоставленный самому себе и освобожденный от всякого удержа, он становится силой разрушительной. Относительно хозяйства было бы одинаково неправильно как брезгливое его отрицание, так и полное им порабощение. Хозяйственный труд наложен на нас как кара за грех, и мы должны принимать ее как «послушание», обязательное для всего человечества. Барская брезгливость в отношении к хозяйству ничего общего не имеет с той от него свободой, о которой учит Евангелие: оно хочет не пренебрежения, но духовного преодоления, выхода за пределы мира сего с его необходимостью. Но хозяйство не должно стать и самодовлеющим, являясь само для себя целью, как этого хочет экономизм: обогащением для обогащения. Хозяйство должно сохранять значение только средства для достойной жизни, причем подлинным критерием здесь является религиозный ее идеал. Этим идеалом и связанным с ним аскетическим саморегулированием хозяйства определяется его дух. Который, не будучи приурочен к определенным формам, изнутри их собой определяет. Стиль хозяйства соответствует духовному стилю эпохи (напр., довольно прозрачна связь, существующая между капитализмом и новоевропейским гуманизмом)» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.309)
Здесь он упоминает «Философию общего дела» Н.Ф. Федорова. Федоров, по его мнению, превращает хозяйство в теургию.
«..хозяйство на своем собственном пути не имеет эсхатологии, и, когда пытается вступить на ее путь, оно впадает в лжеэсхатологию, гонится за призраком, обманчивым и лживым. Эта лжеэсхатология коренится в неверной оценке хозяйства, в забвении об его условности и относительности. Наш век, отмеченный не только исключительным расцветом хозяйственной деятельности, но и экономизмом в качестве духовного самосознания, вместе с тем отличается напряженным хозяйственным эсхатологизмом. Последний затемняет религиозное сознание не только уединенных мыслителей, но и народных масс, мистически оторванных от земли: таковы социалисты, ставшие жертвою неистовой и слепой лжеэсхатологии, по иступленности своей напоминающей мессианические чаяния еврейства в христианскую эру. Ныне в мировой войне рушится эта вавилонская башня экономизма. Всякому, имеющему очи, чтобы видеть, становится ясно, что здесь терпит неудачу самая грандиозная из бывших до сих пор попыток ее сооружения. Еще раз не удалось магическое царство от мира сего, и как хорошо, что оно не удалось? Самым ходом исторических событий понуждаются люди хотеть иного царства, царства не от мира сего. «Новая история» не удалась, но именно этой неудачей, углубленным опытом добра и зла, подготовляется общий кризис истории и мироздания. И неудача всей мировой истории есть и самая большая ее удача, ибо цель ее не в ней, а за ее пределами, - туда зовет и нудит историческая стихия» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.317)
«… магизм уже подразумевает возникновение хозяйственного отношения к миру, - человеческую актуальность, проявляющуюся в умственном, волевом и телесном усилии, или в труде и предполагающую наличность потребности, или хозяйственной нужды» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.304)
ЛИТЕРАТУРА: 1. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994. 2. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990. 3. Булгаков С.Н.
ГЛАВА 6 СИМВОЛИЗМ
Трибуной декадентства стал «Северный вестник», который до этого был журналом либерально-народнического направления. Переход интеллигенции в мистицизм после 1905 года Воровский в статье «В ночь после битвы» назвал мародерством. Так он охарактеризовал творчество Л. Андреева и Ф. Сологуба.
§1 МЕРЕЖКОВСКИЙ Д.С. (1866-1941)
Дмитрий Сергеевич Мережковский – писатель, поэт, философ. Закончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Мережковский – один зи организаторов Религиозно-философского общества, которое ставило задачей объединить интеллигенцию и церковь. Октябрьскую революцию он не принял и вместе со своей женой З.Н. Гиппиус (1869-1945) покинул Россию, обосновавшись в 1920 году в Париже. На него большое влияние оказали Ф.М. Достоевский и В.С. Соловьев.
§2 БЕЛЫЙ А. (1880-1934)
Андрей Белый – это псевдоним Бориса Николаевича Бугаева – поэта, философа, литературного критика. Б.Н. Бугаев закончил физико-математический факультет Московского университета. В начале творчества испытал сильное влияние В.С. Соловьева, Ф.М. Достоевского, Ф. Ницше, Г. Ибсена. Впоследствии испытал вияние Д.С. Мережковского. Активно участвовал в «Весах» – первом журнале символистов, который издавался В. Брюсовым. Главный теоретический труд «Символизм» (1910). В 1912 становится учеником Р. Штайнера – основателя антропософии. После Октябрьской революции активно участвует в общественной жизни, сочувствуя большевикам. Он участвует в работе Пролеткульта, в создании Вольфила (Вольной философской ассоциации). В 1921 году эмигрирует, но в 1923 году возвращается в Россию.
§3 ИВАНОВ В.И. (1866-1949)
Вячеслав Иванович Иванов – философ, культуролог, поэт-символист. Поступил на филологический факультет Московского университете, учился в Берлине у Знаменитого историка Момзена. После Октябрьской революции читал лекции по истории литературы и искусства. В 1920 году переехал в Баку. Был ректором Бакинского университета, даже наркомом просвещения Азербайджана. В 1924 году переезжает в Рим. На его творчество оказали сильное влияние Вл. Соловьев и Ф. Ницше.
|