Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы культуры






 

1. ТРАДИЦИЯ

 

«… традиция не есть количественный принцип и не есть внешний авторитет. Верность ей тре­бует продолжения творческого процесса. Познание Истины достигается совокупностью духов­ных сил человека, а не интеллектуальных лишь. И это определя­ется тем, что Истина духовна и есть жизнь в Духе. Ошибка, ложь в своем источнике носит не интеллектуальный, не теоретический характер, она связана с ложной направленностью духа и актом волевым. Откры­тие Истины есть свободный волевой, и не только интеллектуальный акт, есть поворот всего че­ловеческого существа и творческой ценности. Критерий лежит в самом акте Духа. Нет критерия Истины вне свидетельства самой Истины, и ложно искание абсолютных гарантий, ко­торое всегда принимает Истину. Таково сознание человека на грани двух миров» (Бердяев Н.А. Ис­тина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. Спб.: РХГУ, 1996 с.39)

 

2. ФАКТОРЫ КУЛЬТУРЫ

 

«Высшие цели жизни не экономические и не социальные, а духовные. Величие народа, его вклад в историю человечества определяется не могуществом государства, не разви­тием экономики, а его духовной культурой» ((Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Ке­саря. М., 1995. С.319)

 

«Дух есть свобода, а не природа, дух есть акт, творческий акт, а не застывшее и детерминированное, хотя бы по-иному, бытие. Для экзистенциальной философии духа природный материальный мир есть падшесть, объективация, самоотчуждение внутри существования, но форма тела, выражение глаз принадлежит духовной личности и не противополагаемы духу» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Ке­саря. М., 1995.С.215)

 

3. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

 

Н. Бердяев дает понимание соотношения между «культурой» и «цивилизацией» в русле идей О. Шпенглера. Для него культура глубоко символична, в отличие от этого цивилизация не имеет «такого благородного» происхождения, ее происхождение «мирское»: «Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура идет сверху вниз, путь её аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь её буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов, и признаки по преимуществу материальные, как, например, употребление железа и т.п. Культура же древних народов на самых начальных ступенях своих очень своеобразна и неповторимо индивидуальна, как культура Египта, Вавилона, Греции и т.п. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия» (Бердяев Н. Философия неравенства. М. 1990. С.248).

Культура благородна, она имеет истоком культ предков, предполагает связь между «отцами» и «детьми». «И чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее. Культура всегда гордится * древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым» (Бердяев Н. Философия неравенства. М. 1990. С.248-249). Цивилизация же напротив «…не ищет древних и глубоких источников. Она гордится изобретением сегодняшнего. У нее нет предков. Она не любит могил. Цивилизация всегда имеет такой вид точно она возникла сегодня или вчера. Все в ней новенькое, все приспособлено к удобствам сегодняшнего дня» (Бердяев Н. Философия неравенства. М. 1990. С.249).

«Современная цивилизация не строит уже пирамид и не дорожит тем, чтобы памятники ее имели тысячелетнюю прочность. Все быстротечно в современной цивилизации. Цивилизация, в отличие от культуры, не борется со смертью, не хотят вечности. Она не только мирится со смертоносной властью времени, но и на этой смертоносности временного потока основывает все свои успехи и завоевания. Цивилизация очень приятно и весело устраивается на кладбищах, забыв о покойниках. Цивилизация футуристична. В цивилизации есть хамизм зазнавшегося parvenu. Этот хамизм сообщается и культуре, которая хочет быть окончательно безрелигиозной.

В культуре действуют два начала – консервативное, обращенное к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущему и созидающее новые ценности. но в культуре не может действовать начало революционное, разрушительное. Революционное начало по существу враждебно культуре, антикультурно» (Бердяев Н. Философия неравенства. М. 1990. С.249).

 

«В культуре всегда действовало два начала – классическое и романтическое, и в разные эпохи преобладало то одно, то другое начало и создавало преобладающий стиль культуры» (Бердяев Н. Философия неравенства. М. 1990. С. 255).

 

«Классическая культура есть культура имманентная, осуществляющая совершенство в пределе, замкнутое и завершенное совершенство на земле. Она стремится к строгим формам, не допускающим прорывов, в ней не раскрываются беспредельные дали. Романтическая культура есть культура с трансцендентными прорывами, осуществляющая совершенство в беспредельности, размыкающая и не допускающая совершенство на земле. Формы ее не столь строги, и в ней всегда есть прорывы, всегда раскрываются за ней беспредельные дали» (Бердяев Н. Философия неравенства. М. 1990. С.255).

 

«Цивилизацией нужно обозначать более социально-коллективный процесс, культурой же процесс более индивидуальный и идущий вглубь» ((Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.С.73)

 

«Культура основана на аристократическом принципе..» ((Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.С.74)

 

«цивилизацией нужно обозначать более социально-коллективный процесс, культурой же про­цесс бо­лее индивидуальный и идущий вглубь.»(О раб. С.73)

 

«..трагедия культуры в том, что всякая высокая качественная культура не имеет перед собой перспек­тивы бесконечного развития. Цветение культуры сменяется упадком. Образование культурной тра­диции означает высокую культуру, при этом являются не только творцы куль­туры, но и культурная среда. Слишком же затверделые и закреп­ленные традиции культуры оз­начают ослабление культур­ного творчества. Культура всегда кончается декадансом, в этом её рок. Объективация творчества оз­начает охлаждение творческого огня. Эгоцентризм и изоляция культурной элиты, которая де­лается более потребительской, чем творческой, ведет к подмене жизни литературой. Образуется искусст­венная атмосфера литературы, в которой люди ведут призрачное существование. Культурные люди становятся рабами литературы, рабами последних слов в искусстве. При этом эстетические суждения бывают не личными, а элитски-групповыми» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 75)

 

«Человек попадает в рабство к идеальным культурным ценностям. Человек превращает в идолы науку, искусства, все качества культуры, и это делает его рабом. Сиентизм, эс­тетизм, снобизм куль­турности – сколько форм человеческого рабства» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.77)

 

«Цивилизация возникла как средство, но была превращена в цель, деспотически управ­ляющую чело­веком. Культура со всеми своими ценностями есть средство для духовной жизни, для ду­ховного вос­хождения человека, но она превратилась в самоцель, подавляющую творческую свободу человека» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.78)

 

«Но умирает не только символическая культура, потрясена в своих основах техниче­ская инду­стриальная цивилизация, она * погибает от созданных ею сил. Человек раз­давлен собствен­ными открытиями и изобретениями, к которым мало приспособлена его природа, формирован­ная совсем в другую эпоху. Романтический возврат к состоянию, предшествующему технике, машине, индустриализации человеческой жизни, невозможен. Но это ставит вопрос о развитии и обнаружении духовных сил в человеке, которым овладели и подчинили себе выпущенные на свободу не демоны природы, а демоны техники и машины.

Над современным человеком господствует не варварство лесов, как в прошлом, а вар­варство самой цивилизации. Жизнь человеческая оказалась объективированной, депер­сонализирован­ной до потери самого образа человека. Мы свидетели гибели целой ци­вилизации, основанной на ложных началах. Испытание может прийти только от откро­вения, идущего из глубины Духа. Кончается теллурическая эпоха, связанная с землей, и человек брошен в космическое пространство» (Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. Спб.: РХГЦ, 1996 с.151)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал