![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ОБЩЕСТВО. «В мире общественности, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос» (Бердяев Н
«В мире общественности, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос» (Бердяев Н. Философия неравенства. М. 1990. С.
«Есть два понимания общества и два пути его. Или общество понимается как природа, или общество понимается как дух. Или общество строится как природа, согласно законам природы, или оно строится как духовная реальность. Этим определяются общественные идеалы и характер общественной борьбы. Общество как природа находится во власти необходимости, движется борьбой за преобладание и господство, в нем происходит естественный отбор сильных, оно строится на принципах авторитета и принуждения, и отношения в нем определяются как объектные. Общество как дух движется исканием свободы, оно основывается на принципе личности и отношениях субъектных, оно движется желанием, чтобы любовь и милосердие были в основании строения общества. Общество как природа покорна закону мира. Общество как дух хочет быть покорным закону Бога» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.269)
«Свобода человека в том, что кроме царства Кесаря существует ее царство Духа. Существование Бога обнаруживается в существовании духа в человеке. И Бог не походит ни на силу природы, ни на власть в обществе и государстве» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.299)
««Мировая гармония» совсем не применима к этому миру, это – ложная идея, прикрывающая зло и неправду. Этот мир терзается злобной ненавистью и жестокой враждой. Человеческая история являет неприглядную картину беспощадной войны людей, племен, классов. Мир между людьми есть лишь краткий миг, передышка, и pax romana недолго длился. Образ мировой гармонии есть образ умопостигаемого мира, упреждающий преображение мира» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.236)
«В политике нет ничего священного и есть много преступного. Ее десакрализация есть настоящий процесс освобождения человека» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 237)
«Историческая действительность не есть замкнутая действительность, не есть тюрьма под железными затворами. Существуют прорывы в исторической действительности в высшую духовную действительность, переливы энергии трех измерений в четвертое измерение. Эти прорывы нарушают все рационалистические учения об историческим процессе разбивают все закономерности рациональных социологий. В мировом историческом процессе действуют не только имманентные ему духовные силы, но и силы таинственные и мистические, не поддающиеся никакому учету: и благодатные, и темные силы» (Бердяев Н. Философия неравенства. М. 1990. С. 263).
«Царство Божье за историей и над историей, но не в истории. Оно – всегда четвертое измерение по сравнению с тремя измерениями истории. Нельзя искать четвертое измерение внутри трех измерений пространства» (Бердяев Н. Философия неравенства. М. 1990. С. 262).
2. КОЛЛЕКТИВИЗМ И КОММЮНОТАРНОСТЬ
«Коллективизм есть принудительная организация общения, признание коллектива особенной реальностью, стоящей над человеческой личностью и угнетающей её своим авторитетом. Коммюнотарность есть осуществление полноты свободной жизни личностей. В жизни религиозной это и есть соборность, всегда предполагающая свободу. Коллективизм же есть перерождение и деформация человеческого сознания и совести, отчуждение сознания и совести, подчинение человека фиктивной, неподлинной реальности» (Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. Спб.: РХГУ, 1996 с.23-24)
«Общество существует не только памятью, но и подражанием. Между людьми существует связующее их общее, но это общее находится в отношениях людей, оно не находится вне людей и над людьми. И между поколениями, не живущими уже в данном отрезке времени есть связующее нас и их общее, но это общее определяется не тем, что они принадлежат к общественному организму, составляя его части, * это есть экзистенциальная общность, преодолевающая разрыв времени, которая лишь объективируется в обществе. Реально нечто общее, а общность человеческого существования. Прошлое всегда продолжает жить и действовать. И это имеет двойное значение, положительное и отрицательное» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.С.65-66)
2. ГОСУДАРСТВО И БЮРОКРАТИЯ
«Бесспорно, начало власти связано с существованием зла. И это в двойном смысле. Власть принуждена бороться с проявлением зла; в этом её функция. Но она и сама сеет зло и бывает новым источником зла» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.С.316) «Государственная власть может очень рационально править народом, но само начало власти совершенно иррационально. Дар людей власти заключается в способности ко внушению. Властвует тот, кто ввергает народные массы в гипнотическое состояние. Пропаганда играет здесь такую колоссальную роль, она есть вульгарная форма гипнотизирования» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.С.315)
«… в действительности договоры и рациональные объяснения не играют никакой роли, все формы власти опираются на подсознательные коллективные чувства и страсти, если не опираются на религиозные верования» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.С.316)
«Совершенно ошибочна точка зрения, которая видит в политической жизни самые корыстные чувства людей и социальных групп. Так называемые интересы социальных групп сплошь и рядом носят совершенно иррациональный, противный всякому разумному расчету характер» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.С.315)
«Бюрократию образует какой угодно социальный строй. Революция свергает старую бюрократию и немедленно создает новую, еще более расширенную и нередко пользуется для этого кадрами старой бюрократии, готовой служить какому угодно режиму. Судьба Талейрана и Фуше символична. Русская коммунистическая революция создала небывалую по своим размерам и силе бюрократию. Это есть образование новой буржуазии, или новой пролетарской аристократии» ((Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.С.124)
«Можно установить три идеи: мировая империя (римская империя Карла Великого, империя Наполеона); множество суверенных наций-государств, стремящихся к состоянию равновесия; мировая федерация свободных наций, отказавшихся от суверенитета и согласных подчиниться мировой организации. Только к последнему должно стремиться, но это предполагает радикальное, духовное и социальное изменение» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.С.317)
3. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО.
«Личность ни на одно мгновение не становится частью какого-то организма, какого-то органического целого. Никакой органичности, целостности, тоталитарности в обществе не существует, общество всегда частично, и утверждение за общественным образованием целостной органичности есть ложная сакрализация относительных вещей» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.63.)
«Не общество есть организм, а человек есть организм. В основании организации общества должна быть положена идея целостного человека, а не целостного общества» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.64)
«В человеческой личности есть много родового, принадлежащего человеческому роду, много исторического, традиционного, социального, классового, семейного, много наследственного и подражательного, много «общего». Но это именно и есть не «личное» в личности. «Личное» оригинально, связано с первоисточником, подлинно. Личность должна совершать самобытные, оригинальные, творческие акты, и это только и делает ее личностью, составляет единственную ценность. Личность должна быть исключением, никакой закон не применим к ней» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.С.14)
«Личность в человеке есть победа над детерминацией социальной группы. Личность не есть субстанция, а акт, творческий акт. Всякий акт есть творческий акт, не творческий акт есть пассивность» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.С.14)
«Личность не есть биологическая или психологическая категория, но категория этическая и духовная. Она не может быть отождествляема с душой. Личность имеет стихийно-бессознательную основу» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.15)
«Личности человека нет, если нет бытия, выше ее стоящего, если нет того горнего мира, к которому она должна восходить. Личности нет, если нет сверхличных ценностей, и личности нет, если она есть лишь средство сверхличных ценностей.. Отношение личности к универсальному совсем не есть отношение к родовому, общему» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.22)
«Универсальное находится не в идеальной сверхличной сфере, а в личности, принадлежащей к экзистенциальному плану. Универсальное и так называемые сверхличные ценности принадлежат не миру объективности, а миру субъективности. Объективация универсальных ценностей и порождает рабство человека» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.22)
«Непреодолимые противоречия связаны с понятием Бога, с идеей Бога, образованной путем объективации. Одинаково неверно было бы сказать, что Бог есть универсальное и что Бог есть сингулярное, индивидуальное. Различие между универсальным и сингулярным находится в плане объективации, но не Бог находится в плане объективации, он находится в плане экзистенциальном, в опыте трансцендирования. Отношение между человеком и Богом не есть отношение каузальное, ни отношение частного и общего, ни отношение средства и цели, ни отношение раба и господина, оно не походит ни на что, взятое из объективного мира, природного и социального, это отношение ничему не аналогично в этом мире. Бог не существует, как находящаяся надо мною объективная реальность, как объективация идеи, Он существует, как экзистенциальная встреча; как трансцендирование, и в этой встрече Бог есть личность» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.23) «Разорванность объективированной социальной жизни людей ведет к тому, что людям предлагают или свободу без хлеба или хлеб без свободы. Сочетание же хлеба и свободы есть самое трудное задание и высшая правда» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.С.268)
|