![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЧЕЛОВЕК. Николай Бердяев – убежденный персоналист
Николай Бердяев – убежденный персоналист. Для него человек – это верховная ценность. С этой точки зрения он критикует все концепции, которые принижают ценность человеческой личности и индивидуальность. Его персоналистская концепция утверждает первенствующее значение экзистенции и свободы человеческой личности: «… свобода предполагает примат экзистенции на эссенцией. Эссенция и есть застывшее, охлажденное бытие. Первичное существование есть свобода и акт, есть творчество. Лишь во вторичной сфере существование попадает во власть застывшего, охлажденного бытия. Первично – движение, бездвижность – вторична, есть порождение известного направления движения. Поэтому метафизика Парменида и элеатов есть ошибочная метафизика, она имеет дело со вторичным, а не с первичным. Более прав Гераклит, но и он не доходит до первичного» (Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. Спб.: РХГУ, 1996 с.69-70) Он признает крайнюю противоречивость человека, в котором заключено и «…богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабье, способное к подъему и падению, к великой любви и жертве и к великой жестокости и беспредельному эгоизму» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.С.12) «Личность есть прорыв, разрыв в этом мире, внесение новизны. Личность не есть природа, она не принадлежит в объективной, природной иерархии, как соподчиненная ее часть» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.С.12)
«Глубоко говорит Паскаль, что человек поставлен между ничто и бесконечностью. Это есть экзистенциальное положение человека, а не абстракция мысли. Попытались стабилизировать и укрепить бытие между ничто и бесконечностью, между нижней и верхней бездной, но это было лишь приспособлением разума и сознания к социальным условиям существования в объективированном мире. Но бесконечность снизу и сверху врывается и действует на человека, опрокидывает стабилизированное бытие и установившееся сознание, порождает трагическое чувство жизни и ведет к эсхатологической перспективе. Вот почему то, что я называю эсхатологической метафизикой (она же есть экзистенциальная метафизика), не есть онтология, она образует стабилизированное бытие и предвидит конец бытия как объективации» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.С.213)
«Нет сплошного, непрерывного бытия. Есть прорывы, разрывы, бездны, парадоксы, есть трансцензусы. Поэтому только существует свобода, существует личность. Примат свободы над бытием есть также примат духа над бытием. Бытие – статично, дух- динамичен» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.С.44)
|