![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Всеединство
Что примечательно, Трубецкой, в отличие от иррационалистически настроенных философов «всеединства» утверждает мысль, истину и сознание основой смысловых структур традиции и культуры: «Истина есть абсолютный синтез, т.е. такой синтез представлений, который имеет сверхпсихологическое, безусловное значение. Вера в истину, которая составляет a priori всего нашего сознания, есть именно вера в такой абсолютный синтез, в котором все представления возможные и действительные даны в их безусловном значении.» (Трубецкой Е.Н. Избранное. М., 1995 с.26)
Но мысль у него имеет не рациональный характер- она онтологична (но не в смысле психологической детерминированности её). Эта мысль есть мысль всеединая. Она представляет собою «эйдос» Платона, это «мир идей объективно связанных связью единого, есть именно вселенское, безусловное сознание в отличие от сознания индивидуального, объективная мысль-истина.»(Трубецкой Е.Н. Избранное. М., 1995 с.25)
Всеединая мысль Трубецкого «есть мысль интуитивная, а не рефлектирующая. Наша смертная мысль всегда находится в процессе искания смысла, а потому всегда либо восходит к искомому смыслу от какой-либо еще неосмысленной ею данности, о которой она размышляет, рефлектирует, либо, наоборот, исходя из сознанного смысла, возвращается от него к данности, выводя по отношению к ней логические последствия Всеединому уму этот психологический процесс рефлексии безусловно чужд: ибо этот ум не переходит от данности к смыслу или обратно- от смысла к данности. Он непосредственно видит этот смысл во всем, что дано; для того, чтобы видеть смысл чего-либо, ему не нужно искать его, ни отвлекаться от данности, ни размышлять о ней, потому что безусловная мысль сама есть безусловный смысл всего ею мыслимого Деятельность всеединого ума есть непосредственное всеведение и всевидение; в этом смысле нужно понимать и самый термин «абсолютное сознание». Всеединый ум видит и знает, а мы, люди, чрез него видим и вместе с ним- со-знаем.».(Трубецкой Е.Н. Избранное. М., 1995 с.30)
«Всеединое сознание есть абсолютный синтез, это значит, что в нем все связано воедино: и временное и вечное. Временные ряды в нем даны в их законченной полноте и связаны с их вечным началом и концом» (там же, с.132)
В этой мысли заключена суть устойчивой системы символов, способных к трансляции и передаче, что и есть традиция: её иррациональный характер, интровертная позиция по отношению к динамике окружающего мира. Вообще в трактовке ментальных систем сознания Е.Трубецкой явно склоняется к феноменологическому направлению в философии.
«Мысль разорванная, расколотая, противоречивая есть именно мысль смертная. Антиномия и антиномизм суть именно то, что принадлежит смерти. Наоборот, бессмертна мысль, пришедшая в разум истины, и потому самому – безусловно логическая. В мысли, как и в бытии, греховное состояние есть распад, раздвоение, хаос внутренних противоречий, а исцеление есть в точном смысле восстановление безусловной целостности, т.е. всеединства. Логическая форма коренится в присущей всякой мысли интуиции безусловного, всеединого» (Трубецкой Е.Н. Избранное. М., 1995 с.235)
|