Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценность






 

Всякое культурное образование должно иметь ценность, чтобы существовать и транс­лироваться в истории. Ценность является основной причиной устойчивости тра­диции. Только та традиция, которая имеет ценность, способна быть устойчивой. Цен­ностью же обладают те явления в культуре, которые, во-первых, соответствуют ба­зо­вым ин­стинктам, во-вторых, соответствуют принципам разумности. Но есть еще и третий момент – они должны соответствовать базовым целям и задачам, которые опре­деляют тот или иной образ поведения культурной общности.

Люди в сфере ментальности формируют свои взгляды на природу и культуру, используя регулятивные идеалы истины, красоты и блага; в сфере социальной жизни ин­тересы людей вращаются регулятивных идеалов равенства, справедливости и пользы; в сфере хозяйствен­ной – вокруг капитала, труда и стоимости (цены, т.е. ценности). Берется в качестве идеала, как правило совершенно недостижимого, что всякое явление культуры должно отвечать принципам Разума (Истины); вызывать удо­вольствие и наслаждение, т.е. соответство­вать базовым инстинктам человека - (Красота); соответствовать принципам и об­разу жизни, принятой данной общностью (Благо). Оно должно отвечать ценностям общественной солидарности, и стимулировать хозяйственную деятельность. Оно должно быть привлекательным и необходимым. Как пишет один из отечественных ис­следователей моды А.Б. Гофман: «Культурные об­разцы, или социальные правила пове­дения, имеют две стороны. Первая состоит, в том, что им надо следовать, вторая в том, что им хотят следовать. В первом случае эти пра­вила, или образцы, выступают как со­циальные нормы, во втором – как социальные цен­ности» (Гофман А.Б. Мода и люди. Новая тео­рия моды и модного поведения. М., Наука, 1994.С.12). Т.е. всякое явление, ко­торое может стать традицией в культуре должно соответствовать базовым универса­лиям культуры.

Это понятие, использует В.С. Степин, он называет их «мировоззренческими универсалиями культуры». Эти универсалии задают своеобразие той или иной культурной общности, задают ритм са­мовоспроиз­водства культуры, и формы ее ретрансляции. В определенные пе­риоды истории происходит изменение универсалий, на­чина­ется поиск новых форм ус­тойчивого бытия культуры на базе новых уни­версалий, или но­вой интерпретации их. В этом процессе выработки Степин опять-таки отводит боль­шую роль философии, кото­рая и выступает как генератор новых идей и новых типов «уни­версалий». Классифицирует «универсалии культуры» В. Степин крайне расплывчато. В. Степин подчеркивает, что универсалии «не локализованы в ка­кой-то одной области культуры, а пронизывают все ее сферы. Поэтому преобразование категориальных смы­слов, начавшееся под влиянием новых социальных потребностей в одной или нескольких областях культурного творчества, рано или поздно с неизбежно­стью отре­зонирует в других» (Степин В.С. Теоретическое знание. «Прогресс- Традиция». М.: 2000. С.275)

 

Ценность образуется и на исходных инстинктах человека и на изобретениях человече­ского разума. Продукты инстинктивных желаний и продукты изобретений человече­ского разума причудливо переплетаются в ценностях. И эти исходные идеалы «Истины», «Красоты», «Блага» и др., выработаны мыслью творческих личностей, но при трансформации в ценности и реализации в практике преломляются крайне своеобразно в культуре. Иногда они выступают просто красивой оберткой для осуществления прямо противоположных этим идеалам вещей. В этом отношении инте­ресна социальная стратификация П.Л. Лаврова. Он разделял людей на «критически мыслящих личностей», «дикарей высшей культуры» и «пасынков цивилизации». «Кри­тически мыслящие личности» – это «культурные герои» цивилизации, которые создают новые артефакты культуры, изобретают новые социальные формы и техники производства. Т.е. это те люди, которые и создают культуру, придают ей динамику движения вперед. «Критически мыслящие личности» – это люди, для которых мысль и разум являются основными и определяющими их образ жизни. «Дикари высшей куль­туры» – это те, которые в меру своих талантов и испорченности перенимают их достижения, применяя их либо в качестве занятных «вещиц», либо для своих достаточно мерзких целей: для показа своего превосходства (путем демонстрации своей «интеллигентности», «культурности» и «благородства»), в качестве орудия наси­лия, для реализации своих «склочных» интересов или в качестве средства наживы. Эти дикари высшей культуры составляют элиту общества. Таким только способом – через элиту - идеи «критических личностей» проникают в общество, становятся ценностями. «Пасынки цивилизации» – это основная масса людей, которые через подражание цен­ностям элиты постепенно приобщаются к разуму «критических личностей», но относятся к принятым через ценности достижениям мысли «критически мыслящих личностей» как муравьи или бобры, т.е. следуя им почти инстинктивно.

 

На базе соотношения разума и инстинкта возникают ценности: 1) эстетические ценно­сти мировосприятия, ибо люди во основном функционируют именно в эстетических измерениях ментальности; 2) нравственные ценности, имеющих в основе аффективные формы поведения; 3) материальные ценности воспроизводства жизнедеятельности, формируемых на принципе здравого смысла «практического разума».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал