Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Матрица кодов традиции
Традиция по своему характеру похожа на тропизмы, которые наблюдаются в биологических формах организации природы. Тропизмы выявил Жак Лёб, который в своих идеях следовал идее Декарта о животных машинах. Матрица кода традиции представляет «смысловое» произведение двух матриц – это матрица антропологических кодов, которая состоит из «векторной» суммы трех антропологических факторов: инстинкта - А(И), разума - А(Р) и ценности - А(Ц); и матрица культурных кодов, которая составлена из трех составляющих культуры: векторной суммы символических систем менталитета – ∑ К(М), векторной суммы социальных поведенческих актов - ∑ К(С) и векторной суммы хозяйственных технологий – ∑ К(Х): || ∑ К(М) || || А(И), А(Р), А (Ц)|| • || ∑ К(С) || || ∑ К(Х) ||
Все элементы этой матрицы кода достаточно независимы. К примеру, между инстинктом и разумом, хотя и есть связь, но, как известно, они противостоят друг другу, таким же образом ценность и разум связаны друг с другом, но часто противополагаются. Из этих циклических флуктуаций отношений и вырабатывается своеобразие той или иной традиции. Но этим не ограничивается число возможных конфигураций. В той или иной традиции играют роль и культурные коды. Следует заметить, что культурные коды – это не культурные формы. В культурных формах действуют культурные коды. К примеру, в сфере менталитета действует культурный код во всем объеме составляющих культурного кода, ибо в сфере менталитета действуют не только коды символических конструкций, а и коды социальных поведенческих актов. Сфера менталитета – это еще и социальная форма со своим «кодексом» поведенческих актов, которые выработала себе интеллигенция – социальный носитель менталитета. Кроме этого в сфере ментальности действуют и хозяйственные аспекты – творчество по созданию символических систем – это труд и форма духовного производства, а потому для устойчивости и трансляции традиции имеют значение не только добротность символических конструкций и социальные ритуалы интеллигенции как факторы устойчивости традиции, но и хозяйственные факторы – экономическая деятельность образовательных учреждений, сеть издательских центров, наличие печатных органов – научных журналов и иных периодических изданий. Многие считают, что символические системы зависят либо от тех или иных ритуалов и социальных актов поведения или же из хозяйственных практик. Это не всегда так. Как неправомерно выводить инстинкт из разума, или разум из ценности, так неправомерно выводить символические системы из социальных актов поведения или хозяйственных практик. Да, они взаимосвязаны, но обладают достаточной независимостью, друг друга определяют. Это относится и к культурным кодам, каждое из трех множеств культурных кодов обладает своим смысловым содержанием, которое может лишь частично редуцироваться из других множеств культурных кодов: символические системы не могут идентифицироваться с социальными актами поведения и хозяйственными практиками; социальные акты поведения не могут выведены полностью из символических систем и хозяйственных практик и т.д. и т.п.
2. СООТНОШЕНИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ КОДОВ
Человек – величина переменная. То, что люди отличаются друг от друга – это истина известная. Они отличаются по психофизиологическим предрасположенностям, по психике и по характерам. Они отличаются по уровню образования, социальному положению и типы хозяйственной деятельности. Важным моментом современной ментальности является подчеркивание того, что поведение человека имеет исторический характер, и тип человека существенно влияет на устойчивость тех или иных культурных форм, и культурные формы влияют на тот или иной тип человека. Существенным моментом в формировании типа человека является степень увеличения рациональных форм мышления, поведения и деятельности и вывод на периферию инстинктивных форм.
3. САКРАЛЬНОЕ И ПРОФАННОЕ
Динамика традиции определяется степень напряженности между сакральным центром традиции и её периферийным окружением. Динамика традиции определяется также расположенностью сакрального центра во временной последовательности. Сакральный центр находится либо в прошлом, либо в настоящем, либо в будущем.
|