Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория традиции и синергетика
Традиция – это метастабильное образование, обладающее свойством самоорганизации. Она подвержена постоянным изменениям, мутациям. Для описания процессов действия традиции как нельзя более подходит синергетическая методология. Г. Хакена, И. Пригожина, Г. Николиса и др. В реальности не существует абсолютного порядка или абсолютного беспорядка. Это возможно лишь в абстракции, существует целый ряд промежуточных между абсолютным порядком и абсолютным беспорядком форм организации, именно этот множественный ряд и образует окружающую реальность. Традиция, с одной стороны, это способ организации культуры, но, с другой, это способ её мутагенных преобразований. С одной стороны, она починяется законам логики, разума и порядка, с другой, именно, она инициирует процессы алогичного, неразумного и беспорядочности в культуре. Вот что важно и уникально в традиции – если разумные доводы действуют не всегда, то традиция так «отрегулирована», что её доводы всегда имеют силу. Разум сам может иметь силу только тогда, когда разумные доводы станут традиционными для той или иной социальной группы. Но, вот что странно, тогда он сам превращается часто в иррациональную силу, происходит его «мутация». Для понимания механизма действия традиции как нельзя точно подходить концепт – «жизненный разум», один из центральных концептов философии «перспективизма» Х. Ортеги-и-Гассета – философа, который вплотную подходил к проблематике традициологии, хотя и не употреблял этот концепт как основной концепт философии. Традиция своим рационально-иррациональным характером как нельзя органична реалиям культуры, ибо как правильно подчеркивал в свое время Р.Дж. Коллингвуд: «Представление о том, что человек, помимо своей осознанной исторической жизни, отличается от всех остальных живых существ тем, что он рациональное животное, - не более чем простой предрассудок. Вообще люди рациональны лишь временами, производя усилия над собой, их рациональность непостоянна, порою весьма сомнительна» (Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С.216) Синергетика – это новое направление, которое занимается изучением процессов самоорганизации. Оно имеет междисциплинарный характер. Основоположниками синергетики являются Г. Хакен, И. Пригожин, Г. Николис и др. Во многом это направление имеет истоком общую теорию систем.
В отношении комплексного приложения принципов синергетики ко всему объему философских проблем имеет смысл отметить работу Васильковой В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации)» (1999), которая основана на ее докторской диссертации.
В реальности вообще не существует абсолютного порядка или беспорядка. Это возможно лишь в абстракции, существует целый ряд промежуточных между абсолютным порядком и абсолютным беспорядком форм организации, которые и существуют в реальности. Как подчеркивал А. Дж. Тойнби: «Неопределенность – постоянная спутница людей, вышедших на широкую дорогу цивилизации. Путь полон неожиданностей, например кораблекрушений и пожаров, и все это сопровождается как удивительной деморализацией, так и редкостным героизмом. Глубина этой неопределенности особенно велика, когда на общество обрушивается не природная стихия, а социальная болезнь вроде войны или революции» (Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс. 1991. С.304)
«Символом нашего физического мира не может быть устойчивое и периодическое движение планет, что лежит в основе классической механики. Это мир неустойчивостей и флуктуаций, в конечном счете ответственных за поразительное разнообразие и богатство форм и структур, которые мы видим в окружающей нас природе» (Николис Г., Пригожин И. Познание. Сложного. Введение. М., 1990. С.7)
В принципе зачатки синергетического подхода были заложены В. Оствальдом, который исследуя кинематику химических реакций вплотную подходил к идеям синергетики. Он же дал импульс для возникновения энергетической концепции культуры, которая была потом развита Л. Уайтом, который, в свою очередь уделял достаточно место применению законов термодинамики к культурным системам.
Кардано создает науку о случайном. Испанский схоласт XVI в. Л. Молина дает интерпретацию Августина о свободе воли дав первые принципы учения о саморганизации.. Л. И. Мандельштам, А.А. Андронов.
Синергетика возникла независимо от кибернетики и даже в противовес ей. Синергетика отталкивается от мысли, что реальные процессы хаотичны и нелинейны, организованные процессы – это лишь частные моменты, вернее результат этих хаотичных процессов. Кибернетика отходит от иного – от идеи принципиальной организованности процессов. Методологической основой синергетического рассмотрения явлений – это понимание того, что все устойчивые системы образуются из хаоса, и даже после того, как система самоорганизуется в ней присутствует всегда элемент хаотичности и дезорганизованности, который имеет не деструктивный, а конструктивный характер. Более того, фактор хаотичности – это фактор, который придает динамичность развитию системы. Корни такого миропонимания можно увидеть у древних китайцев, с их концепцией «Дао», и Гераклита. Синергетика является во многом родственным системному подходу к явлениям, но, с другой стороны, прямо противоположным. Синергетика отталкивается от идеи о нелинейности протекающих в мире процессов, а системный подход наоборот утверждает об идее о возможности управляемых процессов.
Теория бифуркаций восходит к А. Пуанкаре (1879) и к работам А.А. Андронова (1933). Если ньютонова теория рассматривает природу как движение плавных и непрерывных процессов, теория катастроф рассматривает окружающий мир еще как скачкообразные процессы.
Все философские концепции содержат в себе понимание того, что все факты человеческой культуры и окружающего мира диалектичны, т.е. могут быть осознаны и описаны на базе каких-то серий оппозиций. Это понимание является основополагающим. Исходной основой возникновения европейской традиции философии был именно это. Со времен Парменида со всей напряженностью стоит вопрос как можно упорядочить хаос природы и культуры. Это стремление имело базой процесс рационализации общества и процесс рационализации знания об окружающем мире. Рей Бредбери «И грянул гром»» популярный пример – «эффекта бабочки».
1.ТРАДИЦИЯ И ЯВЛЕНИЯ АВТОКОЛЕБАНИЙ
Создатель теории нелинейных колебаний А.А. Андронов (1901-1952). Теория нелинейных колебаний была создана Л.И. Мандельштамом, Н.Д. Папалекси, А.А. Андроновым, Н.М. Крыловым. Хотя некоторые моменты имелись уже у французского инженера А. Леоне (1885) и А. Пуанкаре. Л. И. Мандельштам говорил о «моде» на «нелинейное колебательное мышление». В такой же степени имеет основание стремление к созданию социальной физики. Применение аппарата классической физики действительно не могло дать должного эффекта. Но ментальность человеческой культуры совершенствуется, ситуация меняется. Получившая последнее десятилетие распространение методология исследования нестационарных процессов в физике и химии вполне приложима для исследования социокультурных процессов.
2.ТРАДИЦИЯ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В СИНЕРГЕТИКЕ
Лейбниц проводил аналогию другого порядка – часовую мастерскую, где стрелки всех часов рассогласованы.
Аттракторы – от английского to attract – притягивать. Аттрактором является любое притягивающее множество – устойчивый фокус или устойчивый предельный цикл. Репеллером – является отталкивающее множество точек.
Странные аттракторы. Вихревая дорожка Кармана, которая возникает при обтекании круглого цилиндра. Конвективные валики. La bifurcation –раздвоение.
Дорожка Бенара-Кармона в нестационарном режиме.
Тут вспоминаются слова Г. Гёссе: «Пусть тот, кто занимается историей, наделен самой трогательной детской верой в систематизирующую силу нашего разума и наших методов, но, помимо этого и вопреки этому, долг его – уважать непостижимую правду, реальность, неповторимость происходящего» (Гёссе Г. Игра в бисер» М.1969 С.177-178, уточнить)
3. ПОРЯДОК ИЗ ХАОСА: ОРГАНИЗАЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Древние прекрасно понимали изначальность хаоса в формировании структуры Космоса. К сожалению, в западноевропейской мысли эта изначальная мудрость была временно утеряна. Только сейчас заново в виде синергетической парадигмы происходит восстановление на новом уровне этого мировидения.
|