Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Маркарян Э.
Эвальд Маркарян известен как один из зачинателей культурологии в СССР. В 1981 году на страницах журнала «Советская этнография» на основе его статьи была проведена дискуссия на предмет традиции. В ней принимали участие Арутюнов С.А., Чистов К.В., Власова В.Б., Токарев С.А., Соколов Э.В., Першиц А.И., Праздников Г.Л., Сарингулян К.С., Бернштейн Б.М., Бородин Е.Т., Крупник И.И., Гофман В.М., Зыков М.Б., Данилова Л.В.. Э.Маркарян еще в 1978 году выступил с идеей создания традициологии на конференции, посвященной вопросам этнокультурной традиции в Ереване. На ней он сказал следующее: «Различия в проявлениях культурной традиции в прошлые и современные эпохи должна быть соответственным образом дифференцированы и типологизированы. Но это должно производиться в пределах единого круга явлений, интегрируемого под общим понятием «культурная традиция»» (с.93) Далее он выступил со статьей в журнале «Советская этнография» (1981, №2), которая послужила основой дискуссий на страницах этого журнала. Подытоживая результаты этой дискуссии, он повторяет мысль необходимости создания «традициологии», говоря еще следующее: «Можно высказать предположение, что в дальнейшем, при упрочении связей общественных и биологических наук, «традициология» способна стать дисциплиной, выполняющей и научно- интегративные функции по отношению к этим наукам» (Маркарян Э.С. О значении междисциплинарного обсуждения проблем культурной традиции \\ Советская этнография. 1981. № 3. С.61). Более того, он подчеркивал: «Формирующаяся сегодня культурологию невозможно представить без систематически разработанного учения о культурной традиции» (Маркарян Э.С. О значении междисциплинарного обсуждения проблем культурной традиции \\ Советская этнография. 1981. 33. С.70)
Определение традиции.
Инициатор создания «традициологии» Э. Маркарян утверждает такое понимание традиции: «… культурная традиция – это выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно – временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах» (Маркарян Э., С Узловые проблемы теории культурной традиции \\Советская этнография. 1981. №.2 С.80; или Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. С.154). Он считает, что традиция есть лишь одна из составляющих более широкого понятия «культурный фонд», в которое входят индивидуальные стереотипы и инновации, которые зафиксированы в памяти культуры, но не приняты ею, а находятся в «архиве». Он отличает генетический код и коды культурной традиции, но тем не менее совершенно верно говорит о том, что коды традиции выросли из биологических кодов различных биологических видов. Он признает, что есть переходные формы «прототрадиции», которые спорадически проявляются в тех или иных социальных образованиях у высших животных.
«Традиция представляет собой такую информационную характеристику культуры, которая выражает в одинаковой степени все без исключения сферы общественной жизни в той мере, в какой они несут в себе принятый группой, т.е. социально-стереотипизированный опыт. Таким образом, культурная традиция – это выражаемый в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной передачи аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах» (Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. С.154)
Динамика традиции.
В отношении динамики традиции он высказывается довольно четко и ясно, что не хочется перефразировать его мысли и подвергать критическому анализу то, с чем я согласен полностью, достаточно процитировать довольно длинный абзац: «Культурная традиция обычно противопоставляется творческому началу активности людей. Подобное противопоставление вполне оправдано, если эти явления рассматривать в статике. Однако если подходить к изучению традиции с точки зрения развития, динамики, то столь жесткое противопоставление оказывается неправомерным, ибо любая инновация, если она принимается множеством входящих в ту или иную группу людей, стереотипизируется и превращается в традицию. Поэтому динамика культурной традиции – это постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образования новых. Она выступает в качестве стержня социальной самоорганизации. Важно при этом подчеркнуть органическую взаимообусловленность традиций и инноваций. С другой стороны, традиции выступают в качестве необходимой предпосылки творческих процессов создания того фонда, путем комбинации элементов которого во многом и осуществляются эти процессы. Традиции же обычно и задают им общую направленность. Являясь потенциальным источником повышения организации и увеличения адаптивных возможностей социальной системы в новых условиях, инновации сами по себе могут в разной степени дестабилизировать ее, повышая в ней состояние неопределенности, и тем самым вызвать увеличение энтропии. Лишь благодаря стереотипизации принимаемых группой инноваций кривая энтропийных процессов в принципе может пойти на снижение. Этот момент является важным дополнительным аргументом в пользу необходимости рассмотрения инноваций и традиций в их органическом единстве» (Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. С.155) (Советская этнография. 1981. №2. С.80-81). Далее Маркарян подчеркивает важный момент: «Динамизм современной эпохи у многих создает впечатление того, что культурные традиции перестали играть в ней сколько-нибудь существенную роль. Это впечатление иллюзорно. Культурная традиция и сегодня продолжает оставаться универсальным механизмом, который благодаря селекции жизненного опыта, его аккумуляции и пространственно- временной трансмиссии позволяет достигать необходимых для существования социальных организмов стабильности и устойчивости. Без действия этого механизма общественная жизнь людей просто немыслима. Правда временная длительность стереотипизированных форм опыта стала, как правило, значительно короче, чем это было в прошлые эпохи истории человечества» (Маркарян Э., С Узловые проблемы теории культурной традиции \\ Советская этнография. 1981. №2 С.87).
Оппоненты в дискуссии на страницах журнала «Советская этнография» в 1981 г.
Из оппонентов имеет смысл выделить тех, которые впоследствии затрагивали проблему традиции в своих работах. Сергей Александрович Арутюнов, в частности, говорит о том, что Маркарян в своем определении традиции не затронул два тесно связанных с традицией понятия- обычай и ритуал. Под Арутюнову, под обычаем «…следует иметь в виду такие стереотипизированные формы поведения, которые связаны с деятельностью, имеющей практическое значение. Ритуал же объемлет только те формы поведения, которые являются чисто знаковыми и сами по себе практического значения не имеют» (№2, с.97). Далее он совершенно верно отмечает, что понятие традиции так широко, что совпадает с с «подавляющей частью общего объема культуры, и это ущемляет его операциональность. За его пределами по существу остаются лишь формы личностной, индивидуальной культуры»(97). Он правильно считает, что имеет смысл включить в понятие традиции лишь то, что более-менее постоянно воспроизводится в обществе и не включать, что находится в «хранилище» культуры. И это верно. Эти же мысли далее развивает один из ведущих современных культурологов Б.С. Ерасов, он считает, что надо различать «традицию» и «наследие»: «Наследие – это сумма всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт, включающий и то, что было отвергнуто и не стало традицией, сохраняясь лишь в арсенале культуры, включая также и переосмысленное прошлое, то, что подвергнуто переоценке, трансформации, исправлению и т.п… Разделяя наследие и традиции, определим последние как сложившиеся, наличные, рассчитанные на повторение образцы, регуляции общественного поведения и деятельности»(Ерасов Б.С. Социально-культ тр. С.7) Особое внимание Арутюнов уделяет в своей статье «Обычай, ритуал, традиция» и в последующей монографии «Народы и культуры: развитие и взаимодействие» (1989) динамике традиции, механизмам превращения инновации в традицию. Что и определяет несколько неверное определение им традиции как временной, а не и пространственной системе передачи: «Традиция означает передачу в диахронном плане, от старших к младшим, от поколения к поколению, от когорты к когорте, устоявшихся форм поведения, навыков, понятий, всего, что образует костяк культуры. В зачаточных формах традицию можно наблюдать уже в сообществе приматов, да и других общественных животных, чье поведение регулируется не только врожденным инстинктом, но и навыками, приобретенными путем научения» (Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М. 1989. С.160). С.А. Арутюнов пишет: «В отличие от биологических у культурных вариаций нет существенных препятствий для передачи их путем диффузии. Следовательно, возможны в принципе любые соединения любых культурных традиций. Кроме того, частичная филогенетическая последовательность может иметь место между разными общими стадиями культурной эволюции за счет заимствования отсталыми культурами достижений более высших культур без прохождения промежуточных этапов развития» (Арутюнов С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма \\ Этнографическое обозрение 1993. №4. С.42). «для культурной эволюции этнообразования характерен постоянный баланс дискретности и диффузии.. Именно этот баланс дискретности и диффузности позволяет, с одной стороны, четко выкристаллизовываться этнически специфичным целостным культурным системам, а с другой – сохраняет их как системы открытые, постоянно обменивающиеся друг с другом как биологическим генофондом, так и различными видами синхронной и диахронной информации, включая и передачу культурной специфики – заимствование, подражание, калькирование, стимуляцию инноваций в сфере языка, материальной и духовной культуры» (там же с.42-43) «Мода в культурной эволюции в известной мере аналогична мутациям биологической эволюции» (там же с.49)
Праздников правильно говорит, что: «Традиция есть некое связующее звено между культурным наследием и творчеством, осуществляющее не только преемственность культур, но их диалог. Традиция рождается во встречном движении обеих тенденций культуры.» (№2, с.97) Далее он выступил со статьей в журнале «Советская этнография» (1981, №2), которая послужила основой дискуссий на страницах этого журнала. Подытоживая результаты этой дискуссии, он повторяет мысль необходимости создания «традициологии», говоря еще следующее: «Можно высказать предположение, что в дальнейшем, при упрочении связей общественных и биологических наук, «традициология» способна стать дисциплиной, выполняющей и научно-интегративные функции по отношению к этим наукам».(№3, 61) Инициатор создания «традициологии» Э. Маркарян утверждает такое понимание традиции: «культурная традиция – это выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно – временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах.»(СЭ, с.80; т.к с.154) Он считает, что традиция есть лишь одна из составляющих более широкого понятия «культурный фонд», в которое входят индивидуальные стереотипы и инновации, которые зафиксированы в памяти культуры, но не приняты ею, а находятся в «архиве». Он отличает генетический код и коды культурной традиции, но тем не менее совершенно верно говорит о том, что коды традиции выросли из биологических кодов различных биологических видов. Он признает, что есть переходные формы «прототрадиции», которые спорадически проявляются в тех или иных социальных образованиях у высших животных. В отношении динамики традиции он высказывается довольно четко и ясно, что не хочется перефразировать его мысли и подвергать критическому анализу то, с чем я согласен полностью, достаточно процитировать довольно длинный абзац: «Культурная традиция обычно противопоставляется творческому началу активности людей. Подобное противопоставление вполне оправдано, если эти явления рассматривать в статике. Однако если подходить к изучению традиции с точки зрения развития, динамики, то столь жесткое противопоставление оказывается неправомерным, ибо любая инновация, если она принимается множеством входящих в ту или иную группу людей, стереотипизируется и превращается в традицию. Поэтому динамика культурной традиции – это постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образования новых. Она выступает в качестве стержня социальной самоорганизации. Важно при этом подчеркнуть органическую взаимообусловленность традиций и инноваций. С другой стороны, традиции выступают в качестве необходимой предпосылки творческих процессов создания того фонда, путем комбинации элементов которого во многом и осуществляются эти процессы. Традиции же обычно и задают им общую направленность. Являясь потенциальным источником повышения организации и увеличения адаптивных возможностей социальной системы в новых условиях, инновации сами по себе могут в разной степени дестабилизировать ее, повышая в ней состояние неопределенности, и тем самым вызвать увеличение энтропии. Лишь благодаря стереотипизации принимаемых группой инноваций кривая энтропийных процессов в принципе может пойти на снижение. Этот момент является важным дополнительным аргументом в пользу необходимости рассмотрения инноваций и традиций в их органическом единстве»(155) (СЭ, 80-81) Далее Маркарян подчеркивает важный момент: «Динамизм современной эпохи у многих создает впечатление того, что культурные традиции перестали играть в ней сколько-нибудь существенную роль. Это впечатление иллюзорно. Культурная традиция и сегодня продолжает оставаться универсальным механизмом, который благодаря селекции жизненного опыта, его аккумуляции и пространственно- временной трансмиссии позволяет достигать необходимых для существования социальных организмов стабильности и устойчивости. Без действия этого механизма общественная жизнь людей просто немыслима. Правда временная длительность стереотипизированных форм опыта стала, как правило, значительно короче, чем это было в прошлые эпохи истории человечества»(СЭ, 87) Из оппонентов имеет смысл выделить тех, которые впоследствии затрагивали проблему традиции в своих работах. Сергей Александрович Арутюнов, в частности, говорит о том, что Маркарян в своем определении традиции не затронул два тесно связанных с традицией понятия- обычай и ритуал. Под Арутюнову, под обычаем «следует иметь в виду такие стереотипизированные формы поведения, которые связаны с деятельностью, имеющей практическое значение. Ритуал же объемлет только те формы поведения, которые являются чисто знаковыми и сами по себе практического значения не имеют» (№2, с.97). Далее он совершенно верно отмечает, что понятие традиции так широко, что совпадает с с «подавляющей частью общего объема культуры, и это ущемляет его операциональность. За его пределами по существу остаются лишь формы личностной, индивидуальной культуры» (97). Он правильно считает, что имеет смысл включить в понятие традиции лишь то, что более-менее постоянно воспроизводится в обществе и не включать, что находится в «хранилище» культуры. И это верно. Эти же мысли далее развивает один из ведущих современных культурологов Б.С. Ерасов, он считает, что надо различать «традицию» и «наследие»: «Наследие – это сумма всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт, включающий и то, что было отвергнуто и не стало традицией, сохраняясь лишь в арсенале культуры, включая также и переосмысленное прошлое, то, что подвергнуто переоценке, трансформации, исправлению и т.п… Разделяя наследие и традиции, определим последние как сложившиеся, наличные, рассчитанные на повторение образцы, регуляции общественного поведения и деятельности» (Ерасов Б.С. Социально-культ тр. С.7) Особое внимание Арутюнов уделяет в своей статье «Обычай, ритуал, традиция» и в последующей монографии «Народы и культуры: развитие и взаимодействие» (1989) динамике традиции, механизмам превращения инновации в традицию. Что и определяет несколько неверное определение им традиции как временной, а не и пространственной системе передачи: «Традиция означает передачу в диахронном плане, от старших к младшим, от поколения к поколению, от когорты к когорте, устоявшихся форм поведения, навыков, понятий, всего, что образует костяк культуры. В зачаточных формах традицию можно наблюдать уже в сообществе приматов, да и других общественных животных, чье поведение регулируется не только врожденным инстинктом, но и навыками, приобретенными путем научения»(Н.и к., 160)
С.А. Арутюнов пишет: «В отличие от биологических у культурных вариаций нет существенных препятствий для передачи их путем диффузии. Следовательно, возможны в принципе любые соединения любых культурных традиций. Кроме того, частичная филогенетическая последовательность может иметь место между разными общими стадиями культурной эволюции за счет заимствования отсталыми культурами достижений более высших культур без прохождения промежуточных этапов развития» (Арутюнов С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма\\ Этнографическое обозрение 1993 №4 с.42) «для культурной эволюции этнообразования характерен постоянный баланс дискретности и диффузии.. Именно этот баланс дискретности и диффузности позволяет, с одной стороны, четко выкристаллизовываться этнически специфичным целостным культурным системам, а с другой – сохраняет их как системы открытые, постоянно обменивающиеся друг с другом как биологическим генофондом, так и различными видами синхронной и диахронной информации, включая и передачу культурной специфики – заимствование, подражание, калькирование, стимуляцию инноваций в сфере языка, материальной и духовной культуры» (там же с.42-43) «Мода в культурной эволюции в известной мере аналогична мутациям биологической эволюции» (там же с.49)
|