Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СУХАНОВ И.В. (р.1923)
Иван Васильевич Суханов, доктор философских наук, тема докторской диссертации «Обычаи, традиции, обряды как социальные явления» (1974). Заведовал кафедрами философии в Казанском авиаинституте (1955-1961), Горьковского политехнического института (1966-1971). С 1971 года – зав. кафедрой философии Института водного транспорта (сейчас Волжской академии водного транспорта). Заслуженный деятель науки России. В нашей стране советского периода он одним и первых делал попытки по исследованию традиции, опубликовав первую достаточно серьезную статью о традиции - «Место и роль традиций в развитии социалистического общества» (1960). Он давал следующие определения традиции: «Традиция- это система действий, передающаяся из поколение в поколение и формирующая мысли и чувства людей, вызываемые у них определенным общественным отношением.» (Суханов И.В. Место и роль традиций в развитии социалистического общества \\ Труды Казанского авиационного института. Общественные науки (философия). Казань. 1960. Вып.53.С. 93). «Традиции - это такие формы общественных отношений, посредством которых приобретают устойчивость мысли и чувства, соответствующие этим отношениям. Эта общественная роль традиций особенно отчетливо просматривается в тот момент их развития, когда оформлявшиеся ими общественные отношения, способствуя выработке у людей таких чувств, мыслей, духовных качеств, которые требовались умершими общественными отношениями» (Суханов И.В. Место и роль традиций в развитии социалистического общества \\ Труды Казанского авиационного института. Общественные науки (философия). Казань. 1960. Вып.53.С. 98). Или еще, но несколько позднее он давал такое определение: «Обычаи и традиции – это нерегламентированные юридическими установлениями формы передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в данном обществе идеологических отношений (политических, нравственных, эстетических, религиозных). В каждой общественно-экономической формации образованию системы обычаев и традиций всегда предшествовало утверждение экономических и соответствующих им идеологических отношений, и только на основе их возникали обычаи и традиции, выполнявшие роль социальных механизмов передачи опыта поведения, накопленного старыми поколениями, молодым поколениям» (Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. Горький. 1973. С.4).
«Традиции и обычаи в отличие от других элементов культуры представляют собой способы реализации идеологических отношений (политических, нравственных, эстетических, религиозных и т.д., поддерживается не деятельностью законодательных институтов общества, а силой общественного мнения, личных убеждений и привычек» (Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. Горький. 1973. С.15).
В то время проблема традиций была связана с анализом их соотношения с обычаями. Вопрос не совсем так уж актуален, чтобы на нем останавливаться серьезно, но в то время на эту тему говорили все, кто касался вопросов традиции. Суханов утверждал: «Содержанием обычая всегда бывает правило поведения – деятельное предписание поступка в конкретной ситуации. Оно подробно регламентирует то, что в данном случае нужно делать, и не требует того, каким нужно быть» (Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. Горький. 1973. С.16). Суханов говорит: «В отличие от обычая традиция непосредственно направлена не на идеологическое отношение, а на духовные качества личности, необходимые для успешной реализации этого отношения. Обычай утилитарен, он устанавливает порядок отношений только в настоящем времени. традиция лишена подобного утилитаризма; формируя в человеке определенные духовные качества как обобщенные отражения самых разнообразных конкретных отношений, она вместе с регулированием отношений настоящего времени устанавливает способы реализации отношений, могущих возникнуть и в будущем»(Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. Горький. 1973. С.18). Т.е. обряд это внешне исполнение каких-то предписаний поведения, а традиция это действие исходя из «внутренних убеждений» личности. Он считает, что обычай формирует простые привычки – стереотипно повторяющиеся действия, в известной мере носящие характер автоматизмов, а вот традиция формирует сложные привычки – определенную направленность поведения. Этим он, наверное, хотел сказать, что традиция – это более высшая форма организации культуры. Суханов считает, что: «Область материального производства не входит в сферу действия обычаев и традиции…. Сфера действия обычаев и традиций – область идеологических общественных отношений» (Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. Горький. 1973. С.127-128). Здесь он критикует сторонников «расширительной» трактовки традиций. Кроме Н. Сарсенбаева, этой «расширительной» точки придерживались, в частности, А. Уледов и Л.Буева. А. Уледов писал: «Традиции имеют место в материальном производстве, в политической жизни, в художественном творчестве, в науке и т.д.» (Уледов А.Н. Структура общественного сознания. М. 1968. С.177). Ему вторила и Л. Буева: «..нет оснований для «зачисления» традиций и обычаев в явления преимущественно духовной жизни общества и истолкования их как норм и принципов общественного поведения людей на уровне практического обыденного сознания» (Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. С.89). Хотя мнение Суханова имеет смысл. Действительно, передаются образцы, «слепки» с поведенческих и деятельностных форм, которые носят символический, «духовный» характер. Но это не причина, конечно, ограничивать традицию лишь областью идеального, хотя бы потому, что идеальным, символическим проникнута вся культура.
Как правильно в свое время подчеркивал П. Сорокин, что без этих символических форм менталитета, выражающих ценности и нормы, социальное взаимодействие представляет из себя обычное биофизическое явление. Сам Суханов, утверждая о том, что в сфере материальной деятельности традиции не действует, признает, что существует воздействие со стороны морали на те или иные формы труда и типы деятельности. Но существует не только моральная и идеологическая оценка труда, но и сам процесс труда состоит из устойчивых навыков, стабильных технологий производства, которые передаются из поколения в поколение. С одной стороны, Суханов прав, считая, что в традиции передается нечто как «идеальный образец», хотя и воплощенный в материальной форме, зачастую, - но, с другой стороны, материальное производство также имеет свои традиции, свой «этос». Суханов считает сферу действия обычаев и традиций как нерегламентируемые законом, а потому сужает сферу действия традиции, но тем не менее он правильно подчеркивает, что «несмотря на то, что сфера действия обычаев и традиций с возникновением государства и права, различных уставных организаций значительно сужена, юридические и уставные регламентации не вытеснили эти социальные явления из области регулируемых общественных отношений» (Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. Горький. 1973. С.131-132). Суханов занимается анализом причин неудач введения традиций и обычаев социализма в двадцатые года. Он совершенно верно говорит, что в «обрядах двадцатых годов было одно слабое звено: организаторы этих обрядов не понимали того, что в обряд нельзя вводить действия самой жизни; обрядовые акты всегда символичны, они служат выражению мыслей и чувств в средствах, отличных от явлений реальной жизни» (Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. Горький. 1973. С.198). Но, с другой стороны, эти доклады и заседания, пение «Интернационала» все-таки имело по началу для необразованной массы именно этот символический смысл и религиозное «действо», вопрос состоит, поэтому не в том, что они не имели «символического характера», а эти «символы» оказались недееспособны. Хотя и Суханов считает сферу действия обычаев и традиций как нерегламентируемые законом, а потому сужает сферу действия традиции, но тем не менее он правильно подчеркивает, что «…несмотря на то, что сфера действия обычаев и традиций с возникновением государства и права, различных уставных организаций значительно сужена, юридические и уставные регламентации не вытеснили эти социальные явления из области регулируемых общественных отношений» (Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. Горький. 1973. С.131-132). Суханов занимается анализом причин неудач введения традиций и обычаев социализма в двадцатые года. Он совершенно верно говорит, что в «…обрядах двадцатых годов было одно слабое звено: организаторы этих обрядов не понимали того, что в обряд нельзя вводить действия самой жизни; обрядовые акты всегда символичны, они служат выражению мыслей и чувств в средствах, отличных от явлений реальной жизни» (Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. Горький. 1973. С.197). Но, с другой стороны, эти доклады и заседания, пение «Интернационала» все-таки имело по началу для необразованной массы именно этот символический смысл и религиозное «действо», вопрос состоит, поэтому не в том, что они не имели «символического характера», а эти «символы» оказались недееспособны.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.1976. 2. Суханов И.В. Обычаи, традиции как социальные явления. Горький. 1973. 3. Суханов И.В. Место и роль традиций в развитии социалистического общества \\ Труды Казанского авиационного института. Общественные науки (философия). Казань. 1960. Вып.53.С.
|