Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория модернизации Ш. Эйзенштадта (Р. 1923)
Вот что он пишет: «Верования и культурные представления, являясь базисными элементами социального порядка, играют ключевую роль в определении типа институциональной динамики. Верования и представления приобретают столь важное значение благодаря тому, что их содержание воплощается в базисных образцах социального взаимодействия, а именно, в совокупности регулятивных принципов, определяющих основные параметры социальных ролей» (Ш. Айзенштадт Конструктивные элементы великих революций: культура, социальная структура, история и человеческая деятельность.\\ Thesis. Том 1 Вып.2 М., 1993 с.207-208) «..две функции культуры – подержание порядка и изменение порядка – представляют две стороны одной модели. Но между ними нет фундаментального противоречия, обе они являются неотъемлемыми частями символической сферы социальной системы» (тезис, с.208)
Шмуэль Эйзенштадт (Айзенштадт) – профессор Иерусалимского университета, один из самых известных современных социологов и культурологов. В отношении анализа проблемы традиции наиболее интересна его монография «Традиция, изменения и современность»(1973). В ней подведен итог переосмысления представлений о традиции.
Эйзенштадт считает традицию неотъемлемым элементом любой социальной организации. Он считает, что традиция это «…застывшая символизация моделей социального строя и совокупности кодов, норм поведения, которые очерчивают пределы ограничивающего культурного порядка, пределы участия в нем, предписывают «адекватный» выбор целей и образцов поведения; она (традиция) может также рассматриваться как модусы оценки, а также санкционирования и легитимации всей целостности культурного и социального порядка или любой из его частей» (Eisenstadt S. N. Tradition, Change and Modernity/ N.Y., 1973. р.139).
Ядро традиции составляют взгляды общества и человека самые важные проблемы человеческого существования, «определение соотносительной важности различных измерений человеческого существования и их значения для культурной и политической солидарности; восприятие взаимосвязи и соотнесенности космического, культурного, социального и политического порядков; модели участия в формировании социального и культурного порядков; случаи узаконивания этих порядков» (Соц и трад.р.10) Он отмечает, что понятие традиции крайне неопределенно. Особенно в отношении роли и значения традиции в современных обществах. Он критикует противопоставление современного и традиционного общества, критикует взгляд на то, что современное общество, лишенное влияния традиции, более успешно способно решить свои проблемы. Он пишет по этому поводу: «Насколько такое представление ни казалось правдоподобным, более обстоятельный взгляд на реальные свидетельства очень быстро выявлял прямо противоположные процессы. Во-первых, очень часто получается так, что чем сильнее какой-либо компонент традиционной регуляции, будь то семья, община, а иногда и политический институт, подвергается разрушению, тем больше степень дезорганизации, преступности и хаоса, а не утверждения жизнеспособного порядка. Во- вторых, можно привести много примеров вполне успешной модернизации, предпринимаемой под традиционной культурно-смысловой оболочкой и даже традиционными элитами. Значение этих факторов для данной проблемы получает все большее признание. В-третьих, как признается, что во многих случаях, когда первоначальный толчок к модернизации исходит от антитрадиционных элит, очень скоро они пытаются, хотя бы и нерешительно, возродить более традиционные аспекты и образы данного общества. Все эти положения означают, что, насколько бы велик не был контраст между «традиционным» и «современным» обществами, успешная модернизация может быть проведена при опоре на некоторые элементы традиционной регуляции, отвечающие ее направленности. Это означает и то, что устойчивое функционирование «современного» общества в большей степени зависит от наличия соответствующих традиционных предпосылок, от их использования и включения в современную систему.»(цит. Ср.из. с.239) «Традиционализм обозначает идеологическую установку или позицию, которая ориентирована против новых символов, превращает некоторые черты унаследованной традиции в единственно легитимные символы традиционного порядка и поддерживает их в борьбе с любыми новыми течениями и инновациями.»(р.156)
«Популяции, живущие в рамках того, что обычно называется «обществом» макросоциетального порядка, как правило, не организованы в одну систему, а обладают скорее несколькими различными видами и уровнями организации»(р.359)
Способы формирования традиции.
Эйзенштадт рассматривает механизмы установления традиции, отрываясь от взглядов М.Вебера на харизматической стиль управления. Харизматическое управление базируется на основе полной дезориентации общества, потере им традиций. В этот-то период появляются харизматические личности, которые ведут толпу, структурируют новые смыслы. Анализ такого состояния дает нам процесс формирования традиции в «хирургической» чистоте. Затем происходит процесс институализации традиции: «трансформация религиозных и культурных верований в «законы» и «нормы» социального порядка осуществляется через деятелей проектов социального переустройства, которые группируются в конкурирующие или сотрудничающие друг с другом элиты»
«На макросоциальном уровне артикуляция символических и харизматических изменений институционального общества сосредоточена в том, что Э. Шилзом было названо центром общества или общественным центром.»
|