Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория традиции Э. Шилза.
Совершенно новое понимание традиции было дано Э. Шилзом в статье «Традиция и свобода: их противоположность и взаимозависимость»(1958). В ней он утверждал: «Традиция - это не мертвая рука прошлого, она скорее подобна руке садовника, питающей и выявляющей духовные стремления, которые сами по себе не смогли бы появиться. В этом отношении традиция является скорее поддержкой для зарождающейся индивидуальности, чем ее врагом. Она скорее возбуждающее средство, чем наркотик, для нравственных исканий и самодисциплины. Она устанавливает связь между реципиентом и священными ценностями его жизни в обществе» (Shils E. Tradition and Liberty: Antinomy and Interdependence \\ Ethics.1958. Vol. XLVIII, № 3.р.156). В данном случае традиция выступает не как косное и деспотичное начало, а как руководящее и направляющее культурное творчество явление. Хотя Шилз не считает, что традиция способна к саморазвитию: «Традиция может меняться в ответ на изменения внешних обстоятельств, проецировать происходящие изменения в обществе, в котором они перед тем практиковались. Традиции меняются потому, что обстоятельства, которым они адекватны, меняются» (Трад.. р.257-258). В этом отношении он прав. Дело в том, что традиция не есть какое-то стоящее над людьми установление, она творится людьми, выражается и транслируется через реальную жизненную практику, в чем имеется определенное отличие в трактовке у его коллег по изучению проблемы традиции, в частности у Ш. Эйзенштадта и Э. Маркаряна, которые считают традицию во многом «самодовлеющей» в социальнокультурных процессах. Но это отличие, как мне кажется, не имеет принципиального значения. Главное, что все они являются сторонниками активности традиции.
Эдвард Шилз, который как о нем шутят «читал все и обо всех»
Определение традиции.
Профессор Гарвардского университета Эдвард Шилз говорит о традиции следующее: «Традиции представляют собой верования, стандарты и правила, вербализированные в большей или меньшей мере, но никогда полностью, унаследованные от предыдущих поколений в результате процесса непрерывной трансмиссии от поколения к поколению» (традиция и свобода, р.154) Шилз верно говорит о том, что «традиция уменьшает скорость изменений в обществе, но поскольку она допускает умеренное количество изменений, она обеспечивает упорядоченность развития и делает возможным свободное развитие в направлении большей справедливости» (р.163). И это крайне важно для введения инноваций: «Между механизмами устойчивости и механизмами изменения нет абсолютного различия. Устойчивость есть в самом изменении и вокруг него, и механизмы изменения требуют также действия механизмов устойчивости; без этого инновация бы поблекла и мог бы произойти возврат к прежнему состоянию» (втор.р.1-2)
Традиция и традиционализм.
«искусство политики свободы частично заключается в ослаблении, сокращении и уменьшении интенсивности священной традиции до такой степени, когда для свободы создаются наиболее благоприятные условия, но при этом форма традиционного мировоззрения остается неподорванной. Основательный подрыв традиционного мировоззрения и восприимчивости индивида к традиции может привести только к беспорядку, который временно принимается за расширение свободы и в дальнейшем вызывает к жизни идеологический традиционализм и взрыв энтузиазма, причем ни тот ни другой не оставляют места для свободы личности.»(р.164)
«Традиционализм- это сознательное, преднамеренное утверждение традиционных норм при полном осознании их традиционной природы и убеждения в том, что их ценность обусловливается традиционной передачей из некоего священного источника… Всегда догматичное и доктринерское, оно требует единообразия. Оно требует бескомпромиссной приверженности; оно не проводит различия между конструктивным и неконструктивным и рассматривает все элементы превозносимой им традиции как равно существенные» (трад и свобода р.160). Далее он утверждает, что «традиционализм враждебен не только свободе, он полностью враждебен и традиции – неопределенной, подвижной традиции, которая даже если не включает традицию свободы, все же позволяет ей существовать на своей периферии, постепенно расти и укореняться» (р.161).
Центр и периферия.
Шилз считает, что общество всегда имеет центр, эта «центральная зона» и является образующей для традиции: «Центр, или «центральная зона», это как бы в свертке ценности и верования данного общества. Именно «центр» структурирует символы, ценности и верования. И центром он является благодаря тому, что он пределен и не поддается преобразованию. Именно он определяет природу сакрального в каждом обществе»(р.117) Центр является основой не только традиции, а именно инновационных процессов в традиции. Самое главное, именно структурирование и «систематизация» традиции посредством усиления роли «центра» культуры и создает основу для инноваций. «Рыхлая» традиция периферии более устойчива к инновациям.
Эдвард Шилз, который как о нем шутят «читал все и обо всех»
До 50-х годов понимание традиции шло в русле веберовского противопоставления традиционных и индустриальных обществ. Традиция понималась как нечто «отжившее и устаревшее» и не способное к развитию образование, противостоящее современному образу жизни, признаком которого является способность к постоянным изменениям и динамичному развитию. Это понимание было подвергнуто критике Э. Шилзом, который базировался на такое же мнение зарубежных востоковедов. Совершенно новое понимание традиции было дано Э.Шилзом в статье «Традиция и свобода: их противоположность и взаимозависимость»(1958). В ней он утверждал: «Традиция- это не мертвая рука прошлого, она скорее подобна руке садовника, питающей и выявляющей духовные стремления, которые сами по себе не смогли бы появиться. В этом отношении традиция является скорее поддержкой для зарождающейся индивидуальности, чем ее врагом. Она скорее возбуждающее средство, чем наркотик, для нравственных исканий и самодисциплины. Она устанавливает связь между реципиентом и священными ценностями его жизни в обществе.»(Shils E. Tradition and Liberty: Antinomy and Interdependence \\ Ethics.1958. Vol. XLVIII, № 3.р.156) В данном случае традиция выступает не как косное и деспотичное начало, а как руководящее и направляющее культурное творчество явление. Хотя Шилз не считает, что традиция способна к саморазвитию: «Традиция может меняться в ответ на изменения внешних обстоятельств, проецировать происходящие изменения в обществе, в котором они перед тем практиковались. Традиции меняются потому, что обстоятельства, которым они адекватны, меняются» (Трад.. р.257-258) В этом отношении он прав. Дело в том, что традиция не есть какое-то стоящее над людьми установление, она творится людьми, выражается и транслируется через реальную жизненную практику, в чем имеется определенное отличие в трактовке у его коллег по изучению проблемы традиции, в частности у Ш. Эйзенштадта и Э. Маркаряна, которые считают традицию во многом «самодовлеющей» в социальнокультурных процессах. Но это отличие, как мне кажется, не имеет принципиального значения. Главное, что все они являются сторонниками активности традиции.
Определение традиции.
Профессор Гарвардского университета Эдвард Шилз говорит о традиции следующее: «Традиции представляют собой верования, стандарты и правила, вербализированные в большей или меньшей мере, но никогда полностью, унаследованные от предыдущих поколений в результате процесса непрерывной трансмиссии от поколения к поколению.» (традиция и свобода, р.154) Шилз утверждает, что повторяемость во времени «сама по себе не является решающим критерием традиционных представлений или действий. Традиция утверждается через межвременную преемственность представлений. Преемственность означает передачу наследия. Передаче подлежат не действия, а только их образцы, нормы и принципы легитимности. Однако преемственность подразумевает не только передачу, но и восприятие этого наследия. Как передача, так и восприятие могут быть обусловлены различными мотивами. Однако следует подчеркнуть наличие отчетливой тенденции мотивировать восприятие легитимностью авторитета, принимаемого как передатчик, связью этой легитимности с традиционностью авторитета и тех норм, которые он поддерживает или утверждает. Именно в механизме передачи традиционных верований и их принятия и состоит отличие традиционных и иных представлений.»(Ср.из. с242) Шилз верно говорит о том, что «традиция уменьшает скорость изменений в обществе, но поскольку она допускает умеренное количество изменений, она обеспечивает упорядоченность развития и делает возможным свободное развитие в направлении большей справедливости» (р.163). И это крайне важно для введения инноваций: «Между механизмами устойчивости и механизмами изменения нет абсолютного различия. Устойчивость есть в самом изменении и вокруг него, и механизмы изменения требуют также действия механизмов устойчивости; без этого инновация бы поблекла и мог бы произойти возврат к прежнему состоянию» (втор.р.1-2)
Традиция и традиционализм.
«искусство политики свободы частично заключается в ослаблении, сокращении и уменьшении интенсивности священной традиции до такой степени, когда для свободы создаются наиболее благоприятные условия, но при этом форма традиционного мировоззрения остается неподорванной. Основательный подрыв традиционного мировоззрения и восприимчивости индивида к традиции может привести только к беспорядку, который временно принимается за расширение свободы и в дальнейшем вызывает к жизни идеологический традиционализм и взрыв энтузиазма, причем ни тот ни другой не оставляют места для свободы личности.»(р.164)
«Традиционализм- это сознательное, преднамеренное утверждение традиционных норм при полном осознании их традиционной природы и убеждения в том, что их ценность обусловливается традиционной передачей из некоего священного источника… Всегда догматичное и доктринерское, оно требует единообразия. Оно требует бескомпромиссной приверженности; оно не проводит различия между конструктивным и неконструктивным и рассматривает все элементы превозносимой им традиции как равно существенные» (трад и свобода р.160). Далее он утверждает, что «традиционализм враждебен не только свободе, он полностью враждебен и традиции – неопределенной, подвижной традиции, которая даже если не включает традицию свободы, все же позволяет ей существовать на своей периферии, постепенно расти и укореняться» (р.161).
Центр и периферия.
Шилз считает, что общество всегда имеет центр, эта «центральная зона» и является образующей для традиции: «Центр, или «центральная зона», это как бы в свертке ценности и верования данного общества. Именно «центр» структурирует символы, ценности и верования. И центром он является благодаря тому, что он пределен и не поддается преобразованию. Именно он определяет природу сакрального в каждом обществе»(р.117) Центр является основой не только традиции, а именно инновационных процессов в традиции. Самое главное, именно структурирование и «систематизация» традиции посредством усиления роли «центра» культуры и создает основу для инноваций. «Рыхлая» традиция периферии более устойчива к инновациям.
|