Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логос и традиция
Греки совершенно не знали, а вернее не хотели знать времени, их мышление статично, их мировоззрение основано на статичных структурах ментальности. Хотя проблематичность такой формы ментальности для адекватной выработки форм познания и понимания мира и форм социального поведения прекрасно понималась, что выразилось в известных апориях Зенона. Все «архетипы» менталите греков были построены на статичных концептах: «логос», «гармония», «эйдос», «форма». Эта установка на вневременный формы имела и идеологический подтекст – греки считали себя «центром» мира, который не подвластен изменению и времени, изменению и временности подвержен лишь окружающий их мир «варваров». Снобизм греков в этом отношении хорошо известен.
§2 МЫСЛЬ XVII-XVIII ВВ: РАЗУМ И ТРАДИЦИЯ
Поиск устойчивых форм в философии XVII-XVIII века выражался в нахождении их на базе Разума. Вообще рационализм «новых философов» был «идеологическим террором» против традиции. Творцы новой традиции европейской философии пробовали искать более надежную основу мировоззрения в Разуме, хотя дальнейший опыт показал, что такая опора крайне ненадежна, ибо Разум, как и Вера - это концепт, который обладает крайне неопределенным содержанием. Критика Декарта состоит в утверждении ошибочности того, что всякое знание беспредпосылочно. Пирс считает, что всякое знание начинается с каких-то систем верований, имеющих основание в привычках и традициях. Негативизм к традиции «новых» философов известен. Декарт признается, что в результате изучения опыта древних и мнений людей получил лишь одно полезное убеждение: «Самая большая польза, полученная мною, состояла в том, что я научился не особенно верить тому, что мне было внушено только посредством примера и обычая, так как видел, как многое из того, что представляется нас смешным и странным, оказывается общепринятым и одобряемым у других великих народов» (Декарт Р. Сочинения в 2-х томах Том 1 М., 1989 с.255) К примеру, другой «новый философ» Ф.Бэкон пишет следующее: «тщетно ожидать большого прибавления в знаниях от введения и прививки нового к старому. Должно быть совершено обновление до последних основ, если мы не хотим вечно вращаться в круге с самым ничтожным движением вперед» (Бэкон Ф. Сочинения в 2х томах т.2 М., 1978 с.17). Для него традиция – это «идол», который преграждает путь к истине. Хотя, в отношении Ф.Бэкона надо быть более справедливым, отметив, что в нем отсутствует тотальный негативизм, ибо он считает, что надо держать перипатетическую «золотую середину» между опытом древних и открытиями новых, хотя «немногие могут соблюсти такую меру, чтобы не отбрасывать то, что справедливо установлено древними, и не пренебречь тем, что верно установлено новыми»(там же с.24) Собственно такое отношение и во многом осталось в либерально-сциентистком направлении европейского философствования. Вот что пишет К.Поппер: «Меня не интересует традиция. Я хочу руководствоваться собственными суждениями о вещах. Сам, независимо от какой бы то ни было традиции, определяю достоинства и недостатки вещей. Я хочу думать собственными мозгами, а не с помощью мозгов людей, которые жили когда-то очень давно» (цит. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990 с.223) Этот «бунт» был инициирован реальностью, в Европе происходило становление абсолютной монархии, которая нуждалась в иных системах менталитета, необходимых для утверждения рациональных систем управления. Совершенно закономерно перерастание абсолютизма во XVIII веке в системы «просвещенной монархии» во времена Фридриха Великого и Иосифа II, короли и самодержцы привечали философов, под их покровительством создавались академии –как новой формы функционирования системы образования и институциализации ментальной сферы культуры. Он был инициирован и необходимостью утверждения новых форм ведения хозяйственной деятельности, основанных на развитой финансовой системе и фабрично-заводских форм производства.
|