Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия и традицияСтр 1 из 30Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ
Многообразие биосферы было создано генетическими кодами наследственности, в рамках которых происходят процессы адаптации. Многообразие же ноосферы (В.И. Вернадский) было создано традициями, в сети которых осуществляется жизнь человеческой культуры и происходят все инновационные процессы. Как подчеркивал ведущий представитель современной этологии и философ К. Лоренц: «Ту роль, которую в развитии и закреплении биологических ритуалов играла генетическая наследуемость, в культурной ритуализации безусловно взяла на себя традиция» (Лоренц К. Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах \\ Природа. 1969, №11. С.48). Все в жизни идет в рамках, заданных традициями, даже тогда, когда мы это и не осознаем. Хорошо подметил Э. Гуссерль: «В бессчетных традициях протекает наше человеческое существование. Весь совокупный культурный пир во всех его формах пришел из традиции» (Гуссерль Э. Начала геометрии. М., 1996. С.212). И именно традиция есть тот «социокод» (М. Петров) или «эйдос», который сознательно или бессознательно формирует мир культуры, тот или иной образ жизни. Мир культуры («Микрокосмос»), в отличие от мира природы (Макрокосмоса»), существует не основе диалектики «Бытия» и «Ничто» («Хаоса»), а на основе её аналога - диалектики «Традиции» и «Ничто». Философия - это рефлексия над культурой. Современная философия является по преимуществу философией культуры, т.е. размышлением о сути культурного Ландшафта, тех сил и факторов, которые определяют его динамику. Традиция является «эйдосом» культуры, образующим культурные формы (понятие, выработанное русским социальным философом Н.И. Кареевым) во всех сферах культуры – в менталитете, в обществе и хозяйстве. Вариативные комбинации традиций задают ту или иную «фигурацию» (Н.Элиас) культуры, формируют ту или иную культурную форму культурного Ландшафта, задают ритм и тип «танцевальных фигур» культуры. Потому философия как рефлексия над культурой должна иметь традицию основным объектом своих размышлений. Поворот философии к теории традиции, который, по моему мнению, произойдет в ближайшем будущем, я расцениваю таким же важным по значению поворотом как «кантовская революция» в новоевропейской философии. Важно при этом учитывать следующее: традиция не является чем-то «консервативным» и свойственным так называемым «традиционным» обществам, - традиция сама по себе есть источник и стимулирующий фактор инноваций, и без традиции никакая инновация существовать не может. В этом отношении, я являюсь сторонником современной трактовки концепта «традиция», ставшее каноничным со времен выхода работ Э. Шилза, который в 60-70х годах XX века выступил против неверного взгляда на традицию как явления, присущего лишь доиндустриальным обществам и низовым формам культуры, как «косного» и «реакционного» явления в культуре. Как правильно подчеркивает фактически единственный отечественный философ, который уделяет сейчас внимание традиции И.Т. Касавин: «Ученые постепенно приходят к мысли, что противопоставление «традиционных» и «рациональных» обществ, традиции и новации несостоятельно, что традиция является едва ли не универсальным средством анализа культуры и познания» (Касавин И. Т. Познание в мире традиций. М. 1990. С.17). В 70-80х годах XX века благодаря Э. Шилзу и Э. Маркаряну наблюдался определенный взлет интереса к концепту «традиция», но далее он совершенно угас, хотя, если мы возьмем, к примеру, химию, которая не исследует химические элементы и их свойства, - то это уже не химия, даже не алхимия. Если же основной «атом», основной системообразующий «атом» культуры современной философией не исследуется, то можно ли мы такую «философию» считать философией? По моему мнению, насущной задачей будущей философии является создание теории традиции, в которой будет дано синергетическое понимание культуры как сети традиций, которая формирует пространство культурных форм и время -судьбу культурного Ландшафта. Основной задачей философии является выявление общих основ культуры и их функциональных взаимоотношений. Наиболее типичным является выявление «эйдосов» или «идей» - т.е. таких вневременных и неизменных сущностей, которые стоят над изменчивым хаосом бытия. Есть важнейший момент, который, в конечном счете, приведет к осознанию мыслителями ближайшего будущего крайней необходимости создания теории традиции. Он состоит в том, что для комплексного осмысления человеческой культуры в её истории – цели, которая является основной для философов и культурологов, необходима общая методология. Исследователь культуры сталкивается постоянно с множеством школ и направлений в ментальной области культуры, которые действуют по исторической хронологии одновременно, но по своему тематическому содержанию находятся в измерениях иного «неисторического» порядка – порядка хронотопии традиции. И, самое главное, разные направления «архаические» и «новаторские» странным образом уживаются в истории и действуют на принципах «дополнительности». Все это крайне тяжело понять, не имея общеметодологической базы. То же относится к социальной сфере культуры: исторический срез культуры дает набор разнообразнейших форм социальной организации, как, опять-таки, «архаичных» и «новаторских», которые странным образом друг друга поддерживают и создают устойчивый каркас современности, что мало понятно. Это относится и к хозяйственной сфере культуры – различные типы хозяйственных практик и форм хозяйственного обмена удивительным образом устойчиво сосуществуют друг с другом. Все это становится ясным, когда мы обратимся к анализу этих феноменом с точки зрения теории традиции, которая позволяет разложить и систематизировать это разнообразие на отдельные нити «сети» традиций. И именно теория традиции позволяет довольно четко и адекватно систематизировать все это. Традиция, по моему мнению, станет центральным концептом будущей философии. Одни, двигаясь в русле классической новоевропейской традиции философствования, считают, что философия всегда занималась вопросами соотношения «слов» (идей) и «вещей» (бытия), была в своей основе эпистемологией, традициями и обычаями же занимается этнография. Но, во-первых, надо помнить, что авторитетное в недавнем прошлом структуралистское направление в философии, представленное К. Леви-Строссом и его последователями, имело своим корнем и основой этнографию, сформировалось на базе исследования примитивных обществ, и взяло большую часть своей терминологии из этнографии. А, во-вторых, как всем известно, всякое познание, всякая гносеологическая координация между субъектом и предметом познания определяется типом культурного действия, определяемого теми или иными традициями определенной культуры. Потому все концепты эпистемологии – это производные от концепта «традиция». Здесь можно согласиться с мнением многих о «конце эпистемологии», ибо эпистемологические проблемы - это культурологические проблемы. Другие считают, что философия всегда была онтологией, давая человеку мировоззренческие ориентиры в окружающем мире, давая ту или иную картину мира. Но, как стало ясно в результате современных исследований в философии науки, всякая картина мира (онтология) формируется на базе тех или иных культурных традиций, эта картина мира сама является одним из механизмов традиции, которым обеспечивается стабильность и способность к трансляции тех или иных культурных форм. Потому онтологические проблемы – это культурологические проблемы. Третьи могут возразить, что концепт «традиция» – это концепт социальной философии и социологии, который не имеет прямого отношения собственно к философии. Но иной философии, кроме социальной философии, не существует и не существовало. «Царь» философии – Платон – это, прежде всего, социальный философ - реформатор, для которого вопросы сознания и бытия – это вопросы, которые производны от социальных вопросов, возникших перед афинским обществом после поражения в страшной Пелопоннесской войне. Его философия – это выраженное в метафизических концептах стремление найти пути сохранения традиций греческого народа и афинского общества путем серии инновационных проектов, - т.е. это еще несовершенная, «идеологизированная» и неадекватно выраженная культурология. А так как теория традиции – это общеметодологическая часть культурологии, то, следуя элементарному силлогизму, все вышеуказанные проблемы – это проблемы традициологии как новой формы философии. Философские концепции прошлого были неполноценными или неадекватно выраженными теориями традиции, т.е. занимались проблемой устойчивости значений, смыслов и образцов организации действия в культурном пространстве; способов их трансляции в истории. Любая философская концепция прошлого – это несовершенное отражение частных сторон и проявлений действия традиции в культуре, и она занималась анализом устойчивых и способных к трансляции видов познания окружающего мира, форм ментальности и типов социальных взаимодействий. Все выработанные метафизикой концепты формируются на базе архетипических интенций, парадигм и ценностей, которые устойчивы в человеческой ментальности или имеют превалирующее значение для того или иного периода истории. Метафизические концепты имеют реальные аналоги в социальной и хозяйственной сфере культуры, и базируются на реальной психологической конституции человека. Они производны от них - все они происходят из мифологических антроморфных и социоморфных мыслеобразов. Это было достаточно убедительно показано многими мыслителями XIX-XX века в отношении их антропоморфизма, а в отношении социоморфизма - К. Марксом, Э. Дюркгеймом, М. Шелером и К. Мангеймом, а также в определенных моментах «несчастным гением философии» - Ф. Ницше. Также можно сказать, перефразируя известные лозунги о возврате к первоначальной «целостности бытия», заданной мифом и досократической ментальностью, - теория традиции (или традициология) – это своеобразный возврат к той исходной антропо - социоморфной «конкретности» и «целостности» бытия, ибо концепт «традиция» и есть та забытая «конкретность» и «целостность» бытия человеческой культуры. Вся «тайна» метафизических спекуляций находится в реальностях культуры, в реальной антропологии человеческой экзистенции, определяемой механизмами традиции, а не какими-то выдуманными «из головы» абстрактными концептами типа хайдеггеровского «Dasein», являющимися несовершенными субститутами концепта «Традиция», вторичными этому базовому концепту. А потому считаю бессмысленным оперировать спекулятивными концептами и символами, выработанными прежней философией для описания реалий культурной жизни, которые получают свою легитимность только в соотношении с реальными «сущностями» - традициями, которыми живет культура, следуя здесь феноменологии неоаристотелика А. Мейнонга (1853-1920) и мысля конкретными предметностями человеческойкультуры – её традициями. В связи с этим, для традициологии, с одной стороны, приемлемы и ценны все философские концепции, - ибо они с той или иной точки зрения раскрывали механизм действия традиции в культуре; но, с другой, - неприемлема полностью ни одна из них, ибо концепт «традиция» как основной в них не выявлен. Я вообще считаю, что философия как сложившаяся форма ментальности – это дело будущего. Отдельные «взлеты» западноевропейской философии, и, прежде всего, наивысшего её взлета в форме критической философии Канта, которая по своему направлению уже есть нечто «трансцендентное» философии философствование, явно свидетельствуют о том, что вершина философии ещё не достигнута, и ещё много дел у «альпинистов» философской мысли. А потому рассуждения о «конце» философии, которые популярны на протяжении последних полутора веков, считаю не состоятельными. Это не конец философии вообще, а конец прежней «метафизической» философии. Прошлое философское знание включается в новое постфилософское с двух сторон: как включение прошлых философских исследований частных сторон традиции; как рассмотрение прошлой философии одним из ведущих механизмов действия традиции в культуре. Негативный момент превращения современной философии в историю философии, отрыв её от своей функции реальной культурно-социальной критической практики имеет и положительную сторону. Эта положительная сторона состоит в том, что сама философия при этом постфилософском анализе встраивается в реальный контекст истории культуры, т.е. превращается в культурологический анализ. Т.е. философия автоматически превращается в философию культуры. Многие философы и культурологи игнорируют концепт «традиция». В частности, в отечественной мысли со времен выступления Э. Маркаряна с идеей создания традициологии в журнале «Советская этнография» (1981, №2-3) идет игнорирование самобытности концепта «традиция», считается, что концепт «традиция» совпадает с концептом «культура». Это свойственно и многим зарубежным ученым. Позволю себе с ними не согласиться. Традиция есть система культурных кодов, действующих во всех областях культуры. И когда понятие «культура» смешивают с понятием «традиция», то и возникает путаница, ибо традиция есть лишь элементарный «атом-код» культуры, а не само её «тело». Более того «пространство-время» традиции имеет иные измерения, чем «пространство-время» культуры. Если мы убираем понятие «традиция» и заменяем его понятием «культура», то получается, что культура есть именно эта система культурных кодов. Но тогда остальное есть не культура, а общество, т.е. система социальных взаимодействий, при этом выпадает из общества сфера духовной культуры - менталитет, которая занимается воспроизводством этих культурных кодов и которая социально организована. Также становится непонятным: как в системе социальных взаимодействий действуют устойчивые формы её организации, которые к тому же не всегда передаются путем переноса через формы ментальности - нужно их относить к культуре или нет. Более того, непонятно к чему относится хозяйство, т.е. форма производственной деятельности (к слову сказать, это также имеет отношение к духовной культуре, ибо духовная культура – это тоже производство). При предлагаемой же расположенности понятий: «традиция» - «культура»: «менталитет» - «общество» - «хозяйство», - все укладывается в довольно стройную систему. Традиция – это система культурных кодов, которая действует во всех областях культуры, культура же слагается из ментальной, социальной и хозяйственной сферы. При различении «традиции» и «культуры» путаница исчезает: есть коды традиции, есть культура, в которых они действуют, есть менталитет – как набор символических конструкций, закрепляющий человеческий опыт и его образ жизни, есть общество - система социальных взаимодействий, есть хозяйство – как система производственной деятельности, - и они все являются частными сферами и моментами проявления культуры. Более ясным это становится, когда, следуя Г. Тарду или следуя критике П. Сорокина в поздний период его творчества организмических концепций культуры Данилевского, Шпенглера и Тойнби, заметим, что ареалы ментальных, социальных и хозяйственных систем не совпадают. Факт, что исповедующие те или иные верования общности людей не всегда замкнуты лишь определенным государством или иным общественным объединением. Идентично, ареал распространения той или иной хозяйственной системы не детерминирован тем или иным менталитетом или социальной формой. Но механизм традиции действует во всех них. При отождествлении же «традиции» и «культуры» вообще нельзя понять, как связана культура, понимаемая при такой интерпретации обычно как «духовная» культура, с социальными и хозяйственными системами. В данном случае подходит теория «пяти причин» основателя неосхоластики Франсиско Суареса, который добавил к «четырем причинам» Аристотеля, «пятую причину» – causa exeplaris (уподобительную причину). «Уподобительная причина» образует коды традиций; «форма» - задает культурные формы в менталитете, обществе и хозяйстве; «причину движения» задают интересы; а «то, ради чего» задают ценности; а «материя» или «субстрат» состоит из мыслей, поведения и деятельности реальных людей - из их «жизненного мира» повседневности.
|