Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И. Г. Гердер (1744-1803) как основатель традициологии.
Первые ростки исследования собственно традиции возникли лишь перед концом метафизического периода существования философии, который получил свое завершение в критической философии И. Канта. В философии Иоганна Готфрида Гердера, оппонента И. Канта, даны общие методологические принципы традициологии. Его работу «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791) можно считать первой работой по теории традиции. В девятой книге этой работы Гердер дает фактически архитектонику построения традициологии. Он считал, что традиция является основой философии истории, основой человеческой культуры. Далее, вся философская мысль времен Реставрации в первой трети XIX века двигалась идеями традиционализма и историцизма, которые противопоставлялись идеям Просвещения и механицизма, свойственного XVIII веку. Различные элементы традиции рассматривались мыслителями романтического направления во всех европейских странах. Но комплексного исследования традиции они не делали. Наиболее интересна для дальнейшей истории становления традициологии философия Г. Гегеля, который применил идеи И. Гердера в своей диалектической философии. Вся «тайна» гегелевской философии, как не говорили иное некоторые, лежит именно в культурологии Гердера, хотя Гегель мало его упоминает в своих работах. Гегелевскую философию можно характеризовать как синтез философии двух идейных антиподов - И. Канта и И. Гердера. Основателем теории традиции в новой истории (как и культурологии) можно с полным правом считать Иоганна Готфрида Гердера(1744-1803). Его работа «Идеи к философии истории человечества»(1784-1791) можно считать первой работой по теории традиции. Вот что он пишет о традиции: «..наш специфический характер заключается в том, что, рожденные почти без инстинктов, мы только путем упражнения в течение всей жизни воспитываемся до уровня человечности, и на этом основывается наша способность как к совершенствованию, так и к порче и разложению… Тут же нам открываются и принципы этой философии, простые и неоспоримые, как сама естественная природа человека; они называются традицией и органическими силами. Всякое воспитание может осуществляться только через переход прототипа в копию; а как лучше назвать это, если не преданием и традицией?»(избр. С244) И далее: «Если человек остается среди людей, то он может избежать этой развивающей или уродующей культуры: традиция овладевает им, формирует его мозг и развивает члены его тела. Какова эта традиция и насколько эти последние поддаются воздействию, - таким становится человек»(с.245) Тут вспоминаются слова Джованни Пико делла Мирандолы(1463-1494), которые он вложил в уста Бога при творении им человека: «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессметрным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и высшие божественные» (История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.1, 1962, с.508)
Г. Гегель является одним из тех источников, из которого рождается та или иная культурологическая концепция. В частности, крайне плодотворна историософская концепция неогегельянцев Коллингвуда и Б. Кроче. Но никто из вышеуказанных философов не повторяет дословно гегелевскую концепцию, считать их неогегельянцами можно довольно условно. Отличился в этом и наш современный отечественный философ В.С. Библер, который в серии своих работ поставил задачу на базе «Науки логики» Гегеля построить свою «Логику (диалогику) культуры», хотя это обещание так пока не реализовалась.
|