Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шацкий Е.
Известный польский социолог Ежи Шацкий, марксист по убеждениям, в 1968 году выпустил книгу «Традиция. Обзор проблематики». Эта работа не отличается оригинальностью, да и таких задач Шацкий себе не ставит, он просто делает обзор тех или иных мнений, вплетая их в ткань своих размышлений, в результате в достаточно популярной форме дает обзор всей проблематики теории традиции. В своих идеях он во многом опирается на работы Э.Шилза. В его работе можно отметить несколько интересных моментов.
1. РАЗУМ И ТРАДИЦИЯ
Ежи Шацкий пишет, что до сих пор неясно является ли традиция явлением иррациональным. Это мнение об иррациональности традиции возникает из того, что традиция возникает и формируется в культуре самопроизвольно, она «не выдумана». В связи с этим интересен поднятый им вопрос о характере отношения разума и традиции. В отношении этого он цитирует М.Шелера, который писал: «Массы никогда не будут философами. Эти слова Платона справедливы и сегодня. Большинство людей свое мировоззрение черпает из религиозной или какой-то другой традиции, которую они всасывают с молоком матери. Человек, стремящийся к мировоззрению, основанному на философии, должен иметь смелость полагаться на свой собственный разум» (Sheler M. Philosophical Perspectives. Boston 1958, p.1 цит.340) Т.е здесь мы наблюдаем традиционное противопоставление разума и традиции. Ежи Шацкий предостерегает от противопоставления разума и традиции, ибо здесь «имеем дело не столько с взаимоисключающимися крайностями, сколько с широкой шкалой промежуточных позиций. В современных обществах традиция требует рациональных обоснований, разум же имеет за собой традицию» (Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. С.349). Шацкий правильно подчеркивает роль разума в механизме закрепления и придания устойчивости традиции. Действительно, во многом деятельность разума состоит в доказательстве «состоятельности» той или иной традиции. Рационализация же традиции является не столько системой её модернизации, сколько способом её закрепления. Динамика культурного творчества, как правильно пишет Шацкий «идет в обоих направлениях: от традиции к разуму и от разума к традиции»(с.349). В подтверждение он цитирует автора, который не испытывает особой симпатии к традиции, К.Поппера: «Я не думаю, что мы могли бы когда- нибудь полностью освободиться от пут традиции. Так называемое освобождение- это, в общем-то, всего лишь переход от одной традиции к другой. Но зато мы можем освободиться от различных табу, сохраняющихся в силу традиции. Мы можем это сделать, не просто отбросив традицию, но и критически воспринимая ее отдельные элементы. Мы освобождаемся от табу, если думаем о нем, размышляем о том, сохранить ли его или отторгнуть. Но чтобы провести такую рефлексию, мы прежде всего должны иметь четкое представление о данной традиции, понимать её функцию и значение традиции вообще» (цит. с.349-350)
2.Время традиции и время истории.
Любопытно акцентирование им внимания на разнице между временем истории и временем традиции. Вот что он пишет: «Традиция всегда «исторична» в том смысле, что относится к действительной или мнимой истории (тому, что было). Нет традиции без завороженности прошлым, поэтому-то, когда говорят, что исторические знания родились из традиции, это совершенно правильно. Но в то же время традиция глубоко антиисторична, ибо возводит прошлое в ранг вневременной нормы, политического, эстетического, нравственного абсолюта»(Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. С.427). Т.е., если история темпоральна по своей сути, её интересует временность событий и фактов, то традиция, хотя и включает в свое определение темпоральность, но уделяет внимание не фактам и событиям истории, а процессам изменения стилей и образов жизни эпохи. Ясно, что в данном случае время истории не совпадает в временем традиции. Е.Шацкий цитирует польского ученого Януша Славиньского: «нельзя трактовать в категориях причинно-генетических, поскольку она является столь специфическим «давно», которое существует одновременно с «сегодня» и остается с ним в функциональных связях. Традиция, как явление, возникает в результате превращения диахронического течения (до и после этого) в порядок синхронический, в порядок сосуществования компонентов определенного состояния культуры» (Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. С.427). Он далее продолжает цитировать Славиньского: «Формирование традиции, - снова цитирую Славиньского, - это не просто механическое наслоение фаз историко-литературного процесса (соответственно исторического – Е.Ш.), а постоянная перетасовка слоев, непрерывная реорганизация их состава. Выделив конкретную форму традиции, мы находим или соприкосновение слоев, которым в диахронии соответствовать могут фрагменты, весьма отдаленные друг от друга, или, наоборот, отдаление слоев, представляющих соприкасающиеся фазы процесса» (цит. с.428). Все верно, традиция не использует измерения исторической хронологии. Как отмечает Шацкий: «Можно наблюдать, как в разные периоды своего существования социальные группы присваивают себе в качестве «образцовой истории» разные отрезки своего прошлого, иногда очень отдаленные во времени» (Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.С.428).
3.Традиция и традиционализм.
Он правильно отмечает: «противопоставление «традиционных» и «современных» обществ, по-видимому, не слишком плодотворно в познавательном отношении; исследуя проблематику общественного наследия, следовало бы сосредоточить внимание как на различиях, так и на сходствах. Следует признать, что «традиция» одинаково важна во всех устойчивых обществах, но различными бывают ее механизмы, а также оценки самого факта зависимости от «предков»» (Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. С.288).
УТОПИЯ
Ежи Шацкий выделяет два типа утопий – эскапистские и героические. Эскапистские утопии – это мечты о лучшем мире без призыва к осуществлению этой мечты в существующем мире. Героические же предполагают программу действий по претворению идеалов утопии в действительность. Эскапистские утопии разделяются на утопии места, в которых повествуется о странах с идеальным устройством общества; утопии времени, которые описывают идеальное устроцйство, которое было или будет где-нибудь и когда-нибудь. Есть еще третья разновидность утопии – утопии вневременного порядка, которые располагают идеал вне сферы земного существования человека: «Образец просто переносится куда-то вне времени и пространства, связывается с вечными ценностями наподобие Бога, Природы, Разума и т.п.» (Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. С.56).
Героические утопии Е. Шацкий делит на утопии ордена и утопии политики. Утопии ордена – это система идеалов, которые исповедуют определенные группы людей. Утопиии политики – ставят задачи более радикально – они ставят целью изменить все общество согласно идеалам.
«Самым подходящим положением для утопии оказывается граница между известным и неизвестным миром. Известный мир дурен, новый мир, как кажется обещает все. Утопии не производят на свет народы прочно укоренившиееся и удовлетворенные» (Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. С.62).
ЛИТЕРАТУРА: 1. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990 2.
|