Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Антроплогия П. Л. Лаврова
В русской философии этого периода проблему традиции затрагивали почти все философы, ибо тогда напряженно стоял вопрос: как и какими методами производить модернизацию в России? Естественно, нельзя было обойти вниманием и роль традиций русского народа в этом процессе и механизмы действия традиции вообще в культуре. Но особо интересны в этом отношении П.Л. Лавров, Н.И Кареев и В.М. Хвостов, которые уделили особое внимание проблеме и механизму действия традиции. Петр Лаврович Лавров является до сих пор недостаточно оценным у нас философом. Его пробовали использовать в своих целях марксисты в конце 20-х начале 30-х годов, но его слишком оригинальная философема плохо подходила под то, чтобы её считать «предтечей» марксизма. Подумав, они начали выстраивать традицию «революционной» идеологии с Чернышевского – посредственного философа и писателя, взяв для этого методологию Г. Плеханова. С другой стороны, - с наше время, - он также не подходит под очередной «штамп» интерпретации русской философии своим крайним неприятием религии. Как бы то не было, история русской философии второй половины XIX века реально была представлена двумя центральными фигурами – В.С. Соловьевым и П.Л. Лавровым. Правильно писал еще в начале 20-х годов известный «небольшевистский» философ и социолог А.А. Гизетти: «Разные, друг друга не знавшие, может быть, предвзято враждебные; они оба бесконечно нужны и дороги нам сейчас. Именами Лаврова и Соловьева начались новые главы в истории русской философии….Начались и оборвались… Но теперь, через откровение нового Ада и Чистилища истории- Россия поймет, что они шли к одной цели разными путями, и сохранит вместе зерна до дня, когда все оживет и воскреснет.»(403) Лавров относится отрицательно к традиции, противопоставляя её творческой мысли. В противоположность Шпенглеру он относится отрицательно и к культуре. Он под культурой понимает «совокупность форм общежития и психических приемов, которая, как в самые отдаленные эпохи жизни человечества и некоторых других животных пород, так и в продолжении всей истории, обнаруживает стремление передаваться от поколения к поколению, как нечто неизменное» (задачи понимания истории с.24) То есть культура это нечто «зоологическое» и присущее, как он утверждает, либо «пасынкам истории»- племенам и народам, оставшимся на обочине истории; либо «культурным дикарям» – человеческим особям, которые воспринимают внешние атрибуты достижений человеческой мысли, пользуются ими, но сами остаются по развитию на уровне «пасынков истории»; либо «дикарям высшей культуры»- которые легко перескакивают от одной моды на что-либо к другой, не понимая ни смысла, ни значения общественных преобразований и достижений человеческого гения. И только прогрессивная интеллигенция несет в себе критическую мысль, которая «действуя неудержимо на культуру для распространения истины и справедливости, обращает культуру в прогрессивную цивилизацию и создает историю» (Лавров П.Л. Собрание сочинений IV серия. Вып.1 Пг., 1918 с.118) Мысль у Лаврова не «витает в небесах», он считает что «источником всей эволюции человеческой мысли приходится, по-видимому, принять мысль техническую и творчество общественных форм. И то и другое вырабатываются в психической деятельности человека, как орудия в борьбе за существование, подобно тому как различные биологические органы и функции развиваются в мире биологических организмов. Как орудия этой борьбы, две упомянутые области мысли оказываются у человека унаследованными от его зоологических предков» (Задачи пон ист. С.58)
Он считает, что основу человеческой культуры составляют потребности. Одни из них, общие для всех живых существ, вызывают в них бессознательную деятельность, которая выражается у людей в виде привычек и традиций (предания). Другие – это аффективные потребности типа страсти к власти, которые вызывают определенные изменения в обществе, но не создают истории и прогресса. Важнейшую роль в развитии общества он относит мысли, которая и делает человека человеком. Потребности он разделяет на основные «эта самая потребность нервного возбуждения вызвала у развитого человека наслаждение сознанием процесса методической критики, точного научного знания и объединяющего философского понимания; затем, на почве последнего, еще более редкую потребность последовательности в жизненной деятельности, гармонией понимания и практической жизни, гармонии личных и общественных стремлений, личного развития и общественной солидарности. Наконец, этим же путем становится для исключительных личностей доступно и наслаждение сознательным участием в историческом процессе, даже в счет всех низших нервных возбуждений и, в случае нужды, в счет самой жизни особи» Задачи понимания истории Спб., 1903 с.42)
«Мысль есть единственный деятель, сообщающий человеческое достоинство общественной культуре. История мысли, обусловленной культурою, в связи с историею культуры, изменяющейся под влиянием мысли, - вот вся история цивилизации»(Лавров П.Л. Философия и социология. В 2х т. Том 2 М., 1965 с.109) \\\ из блока русская философ перепеч сокращ…
Особую роль в создании традициологии играет русская философия второй половины XIX века. Наиболее ярко тема традиции проявилась в русской философии второй половины XX века среди философов, которые мыслили в русле неокантианско-позитивистского направления. В принципе, в русской философии этого периода проблему традиции затрагивали почти все философы, ибо тогда напряженно стоял вопрос: как проводить модернизацию в России? Естественно, нельзя было обойти вниманием и роль традиций русского народа в этом процессе и механизмы действия традиции вообще в культуре. В связи с этим очень напряженно обсуждался вопрос о критериях культурного прогресса. Особо интересны в этом отношении П.Л. Лавров, Н.И Кареев. Петр Лаврович Лавров (1823-1900), который является до сих пор является недостаточно оценным у нас философом. Его пробовали использовать в своих целях марксисты в конце 20-х - начале 30-х годов, но его слишком оригинальная философема плохо подходила под то, чтобы её «подогнать» под советский вариант марксизма. Подумав, они начали выстраивать традицию «революционной» идеологии с Чернышевского – посредственного философа и писателя, взяв для этого концепцию истории русской философии Г. Плеханова. С другой стороны, - с наше время, - он также не подходит под очередной «штамп» интерпретации русской философии своим крайним неприятием религии. Как бы то не было, история русской философии второй половины XIX века реально была представлена двумя центральными фигурами – В.С. Соловьевым и П.Л. Лавровым. Правильно писал еще в начале 20-х годов достаточно известный философ и социолог А.А. Гизетти, закончивший свою жизнь в сталинских лагерях: «Разные, друг друга не знавшие, может быть, предвзято враждебные; они оба бесконечно нужны и дороги нам сейчас. Именами Лаврова и Соловьева начались новые главы в истории русской философии….Начались и оборвались… Но теперь, через откровение нового Ада и Чистилища истории- Россия поймет, что они шли к одной цели разными путями, и сохранит вместе зерна до дня, когда все оживет и воскреснет» (403) Лавров относится отрицательно к традиции, противопоставляя её творческой мысли. В противоположность Шпенглеру он относится отрицательно и к культуре. Он под культурой понимает «…совокупность форм общежития и психических приемов, которая, как в самые отдаленные эпохи жизни человечества и некоторых других животных пород, так и в продолжении всей истории, обнаруживает стремление передаваться от поколения к поколению, как нечто неизменное» (Задачи понимания истории с.24). Культура для Лаврова это нечто «зоологическое» и присущее, как он утверждает, либо «пасынкам истории»- племенам и народам, оставшимся на обочине истории; либо «культурным дикарям» – человеческим особям, которые воспринимают внешние атрибуты достижений человеческой мысли, пользуются ими, но сами остаются по развитию на уровне «пасынков истории»; либо «дикарям высшей культуры»- которые легко перескакивают от одной моды на что-либо к другой, не понимая ни смысла, ни значения общественных преобразований и достижений человеческого гения. И только прогрессивная интеллигенция несет в себе критическую мысль, которая «действуя неудержимо на культуру для распространения истины и справедливости, обращает культуру в прогрессивную цивилизацию и создает историю» (Лавров П.Л. Собрание сочинений IV серия. Вып.1 Пг., 1918 с.118) Мысль у Лаврова не «витает в небесах», он считает что «источником всей эволюции человеческой мысли приходится, по-видимому, принять мысль техническую и творчество общественных форм. И то и другое вырабатываются в психической деятельности человека, как орудия в борьбе за существование, подобно тому как различные биологические органы и функции развиваются в мире биологических организмов. Как орудия этой борьбы, две упомянутые области мысли оказываются у человека унаследованными от его зоологических предков» (Задачи пон ист. С.58)
Он считает, что основу человеческой культуры составляют потребности. Одни из них, общие для всех живых существ, вызывают в них бессознательную деятельность, которая выражается у людей в виде привычек и традиций (предания). Другие – это аффективные потребности типа страсти к власти, которые вызывают определенные изменения в обществе, но не создают истории и прогресса. Важнейшую роль в развитии общества он относит мысли, которая и делает человека человеком. Потребности он разделяет на основные «эта самая потребность нервного возбуждения вызвала у развитого человека наслаждение сознанием процесса методической критики, точного научного знания и объединяющего философского понимания; затем, на почве последнего, еще более редкую потребность последовательности в жизненной деятельности, гармонией понимания и практической жизни, гармонии личных и общественных стремлений, личного развития и общественной солидарности. Наконец, этим же путем становится для исключительных личностей доступно и наслаждение сознательным участием в историческом процессе, даже в счет всех низших нервных возбуждений и, в случае нужды, в счет самой жизни особи» Задачи понимания истории Спб., 1903 с.42)
«Мысль есть единственный деятель, сообщающий человеческое достоинство общественной культуре. История мысли, обусловленной культурою, в связи с историею культуры, изменяющейся под влиянием мысли, - вот вся история цивилизации» (Лавров П.Л. Философия и социология. В 2х т. Том 2 М., 1965 с.109)
|