Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Хвостов В. М. (1868-1920)
Вениамин Михайлович Хвостов, известный социальный философ и социолог некантианского направления. В 1920 году покончил жизнь самоубийством, чем показал силу традиции, не выдержав мощные модернизационные процессы России тех времен. Хвостов сторонник многофакторности исторического процесса, и в этом постоянный критик однофакторности «экономизма» Бельтова (Г.Плеханова) и других марксистов. Вот что он говорит: «Я думаю, что человеку свойственны стремления самые разнообразные. Во - первых, он заботиться о поддержании своего физического существования и для этого предпринимает известные действия. Во- вторых, он заботиться о познании окружающего мира и самого себя, и это стремление присуще ему независимо от всяких материальных расчетов. В-третьих, человек имеет и такие потребности, как напр., стремление к власти, стремление к свободе. Есть у людей потребности религиозные, эстетические, потребность в симпатии окружающих и т.д.» (Хвостов В.М. Теория исторического процесса. Очерки философии и методологии истории. М., 1919, с.319-320) Детерминизм исторических процессов он отрицает, как и истолкование исторических процессов путем каких-то закономерностей. Считает, что анализ истории возможен путем «идеальных типов», по сути, одновременно с Н.И. Кареевым и М. Вебером вводя это центральное понятие в современной социологии. Вот что он говорит по этому поводу: «Тип есть обобщение, которое не достигает, однако, значения научного или даже эмпирического закона. Закон имеет характер положение всеобщего и необходимого; он не допускает исключения. Напротив, тип есть такое понятие, которое допускает исключения.»(там же, 332) Понятие прогресса считает оценочным понятием, а потому считает, что строго можно говорить лишь об эволюции. Культурная традиция для Хвостова – это одно из центральных понятий философии истории. В отличие от обществ животных, которые действуют согласно инстинктам и генетической программе, то у людей «инстинкт такого преобладающего значения не имеет; главное значение получает в развитых человеческих обществах умственная работа и возникающие в её результате идейные построения. Благодаря идейной работе, мы ставим себе постоянно новые цели, производим изменения и в общественном строе. Но тем не менее было бы ошибочно представлять себе жизнь человеческого общества чистым результатом идейного процесса; нам приходиться считаться с силой, действие которой и в истории человеческих обществ аналогично действию животного инстинкта: этой силой является общественная культурная традиция»(Там же, с.252) Он говорит, что хотя традиции крайне сильны, но не обладают должной устойчивостью и силой сопротивления, как инстинкт, а потому поддается силе критического мышления, более динамична и способна к изменению: «Будучи сплочен духовной, психической связью, общественный организм оказывается, в общем, гораздо подвижнее биологического. В биологическом единстве структура является обыкновенно весьма малоподвижной и очень устойчивой. Поэтому мы вперед можем указать все те органы, которые необходимы для животного или растения определенного типа. Напротив, структура человеческих обществ менее устойчива и допускает самые разнообразные вариации и изменения. Она гораздо подвижнее и структуры обществ животных, потому что в основе её лежит, главным образом, общественная традиция, передающаяся путем воспитания старших поколений младших, тогда как в основе обществ животных лежит почти исключительно инстинкт, создаваемый физиологической наследственностью»(Хвостов В.М. Нравственная личность и общество. Очерки по этике и социологии. М., 1911 с.171) Далее он утверждает, что традиция проявляет себя «решительно во всех областях общественной жизни»(Теория ист.проц с.257), даже в науке: «В области науки, казалось бы, всего менее нужно ожидать влияния традиции. На самом деле, однако, много новых открытий оставались очень долго непризнанными, потому что они не соответствовали привычному научному мировоззрению; традиционное мировоззрение и в этой области перевернуть нелегко» (Там же 256-257) Культурную традицию он понимал следующим образом: «Под именем культурной традиции мы разумеем известные воззрения и учреждения, которые являются привычными в человеческом обществе и, благодаря силе привычки, приобретают иногда чрезвычайную устойчивость»(252) Далее он правильно подмечал: «При революционных переворотах приходится считаться с действием традиции. Революции никогда не удастся вполне направить жизнь общества на новый путь. Когда остынет революционный пыл, традиция заявляет о своих правах и оживляет многое из старого уклада, временно устраненного революцией. Вот почему каждая революция сменяется реакцией в более или менее сильной степени.» (Хвостов В.М. Основы социологии. М., 1920 с.54) Это высказывание произвело сильное впечатление на другого известного философа и социолога П. Сорокина, который постоянно это высказывание Хвостова цитировал.
Хвостов В.М. Теория исторического процесса. Очерки философии и методологии истории. М., 1919 «традиция, таким образом, является необходимым фактором в социальной жизни и, как это ни покажется парадоксальным, она составляет необходимое условие общественного развития. В самом деле: традиция облегчает нам выполнение массы действий, ставших привычными. Над ними не приходиться задумываться, так как они выполняются по установившемуся шаблону. Благодаря этому, экономится масса времени. Многие процессы св силу традиции почти что механизируются и выполняются быстро, без размышления. Это оставляет досуг для размышления о тех явлениях, которые почему-нибудь обратили на себя особое внимание. Если бы нам приходилось размышлять о каждом своем шаге в общественной жизни, то при её сложности у современных народов нам не оставалось времени на некую критику, и в обществе не возникало бы новых идей» (258) «Сила традиции неодинакова в разные эпохи, у разных народов и в разных классах оного и того же народа»(260) «..идея должна выдержать борьбу с традицией, и это – также очень важное обстоятельство. Только та идея становится социальной силой, которая воспринята обществом. А общество воспринимает только те идеи, которые она может, если не строго логически, то психологически связать со всей накопившейся традицией. Если какой- либо гений высказал идею, которая не может быть уложена в такую связь, то она и не получит социального значения, она окажется преждевременной» (277) Имеет смысл упомянуть и Вениамина Михайловича Хвостов (1868-1920), известного философа и социолога некантианского направления. В 1920 году покончил жизнь самоубийством, личным примером показав силу традиции, не выдержав мощные модернизационные процессы России тех времен. Хвостов сторонник многофакторности исторического процесса, и в этом постоянный критик однофакторности «экономизма» Г.Плеханова и других марксистов. Вот что он говорит: «Я думаю, что человеку свойственны стремления самые разнообразные. Во - первых, он заботиться о поддержании своего физического существования и для этого предпринимает известные действия. Во- вторых, он заботиться о познании окружающего мира и самого себя, и это стремление присуще ему независимо от всяких материальных расчетов. В-третьих, человек имеет и такие потребности, как напр., стремление к власти, стремление к свободе. Есть у людей потребности религиозные, эстетические, потребность в симпатии окружающих и т.д.» (Хвостов В.М. Теория исторического процесса. Очерки философии и методологии истории. М., 1919, с.319-320) Культурная традиция для Хвостова – это одно из центральных понятий философии истории. В отличие от обществ животных, которые действуют согласно инстинктам и генетической программе, то у людей «…инстинкт такого преобладающего значения не имеет; главное значение получает в развитых человеческих обществах умственная работа и возникающие в её результате идейные построения. Благодаря идейной работе, мы ставим себе постоянно новые цели, производим изменения и в общественном строе. Но тем не менее было бы ошибочно представлять себе жизнь человеческого общества чистым результатом идейного процесса; нам приходиться считаться с силой, действие которой и в истории человеческих обществ аналогично действию животного инстинкта: этой силой является общественная культурная традиция» (Там же, с.252) Он говорит, что хотя традиции крайне сильны, но не обладают должной устойчивостью и силой сопротивления, как инстинкт, а потому поддается силе критического мышления, более динамична и способна к изменению: «Будучи сплочен духовной, психической связью, общественный организм оказывается, в общем, гораздо подвижнее биологического. В биологическом единстве структура является обыкновенно весьма малоподвижной и очень устойчивой. Поэтому мы вперед можем указать все те органы, которые необходимы для животного или растения определенного типа. Напротив, структура человеческих обществ менее устойчива и допускает самые разнообразные вариации и изменения. Она гораздо подвижнее и структуры обществ животных, потому что в основе её лежит, главным образом, общественная традиция, передающаяся путем воспитания старших поколений младших, тогда как в основе обществ животных лежит почти исключительно инстинкт, создаваемый физиологической наследственностью» (Хвостов В.М. Нравственная личность и общество. Очерки по этике и социологии. М., 1911 с.171) Он утверждал, что традиция проявляет себя «…решительно во всех областях общественной жизни» (Теория ист.проц с.257), даже в науке: «В области науки, казалось бы, всего менее нужно ожидать влияния традиции. На самом деле, однако, много новых открытий оставались очень долго непризнанными, потому что они не соответствовали привычному научному мировоззрению; традиционное мировоззрение и в этой области перевернуть нелегко» (Там же 256-257) Культурную традицию он понимал следующим образом: «Под именем культурной традиции мы разумеем известные воззрения и учреждения, которые являются привычными в человеческом обществе и, благодаря силе привычки, приобретают иногда чрезвычайную устойчивость» (252) Далее он правильно подмечал: «При революционных переворотах приходится считаться с действием традиции. Революции никогда не удастся вполне направить жизнь общества на новый путь. Когда остынет революционный пыл, традиция заявляет о своих правах и оживляет многое из старого уклада, временно устраненного революцией. Вот почему каждая революция сменяется реакцией в более или менее сильной степени» (Хвостов В.М. Основы социологии. М., 1920 с.54) Это высказывание произвело сильное впечатление на другого известного философа и социолога П. Сорокина, который постоянно это высказывание Хвостова цитировал.
Хвостов В.М. Теория исторического процесса. Очерки философии и методологии истории. М., 1919 «…традиция, таким образом, является необходимым фактором в социальной жизни и, как это ни покажется парадоксальным, она составляет необходимое условие общественного развития. В самом деле: традиция облегчает нам выполнение массы действий, ставших привычными. Над ними не приходиться задумываться, так как они выполняются по установившемуся шаблону. Благодаря этому, экономится масса времени. Многие процессы св силу традиции почти что механизируются и выполняются быстро, без размышления. Это оставляет досуг для размышления о тех явлениях, которые почему-нибудь обратили на себя особое внимание. Если бы нам приходилось размышлять о каждом своем шаге в общественной жизни, то при её сложности у современных народов нам не оставалось времени на некую критику, и в обществе не возникало бы новых идей» (258) «Сила традиции неодинакова в разные эпохи, у разных народов и в разных классах оного и того же народа» (260) «..идея должна выдержать борьбу с традицией, и это – также очень важное обстоятельство. Только та идея становится социальной силой, которая воспринята обществом. А общество воспринимает только те идеи, которые она может, если не строго логически, то психологически связать со всей накопившейся традицией. Если какой- либо гений высказал идею, которая не может быть уложена в такую связь, то она и не получит социального значения, она окажется преждевременной» (277)
|