Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сарсенбаев Н. С.
Нарулла Сарсенбаевич Сарсенбаев – казахский философ, для которого проблема традиции была центральной. Он выпустил серию книг по традиции. Для того времени они вполне содержательны и достаточно интересны. Он подчеркивал социально-психологический характер традиции и связывал традицию, и её устойчивость с психическим складом души. Вот что он писал: «По нашему убеждению, обычаи и традиции необходимо рассматривать как категории общественной психологии. Потому что, во-первых, они отражают нормы и принципы общественного поведения не индивидов, а коллективов и различных форм общности людей, образую духовные черты, признаки и свойства их; во-вторых, обычаи и традиции создаются коллективами, в отличие от идеологии, которая вырабатывается идеологами и внедряется в сознание масс; в-третьих, обычаи и традиции связаны со сферами не только осмысливания, но и различными людскими переживаниями. Они больше коренятся в общественной психологии, чем в идеологии» (1, 84-85) Психический склад души он связывал с национальным чувством. Вот что он писал: «Национальные чувства, как своеобразный сплав нравственных, эстетических, интеллектуальных, религиозных и бытовых чувств и вкусов, повторяясь многократно, переходя из поколения к поколению, являются постоянным источником формирования национальных обычаев, традиций и привычек» (1, 114) Такой же точки зрения придерживались также Проничева Т.Ф. и Дроздов И.Ф. В частности Дроздов пишет следующее: «Именно в традициях ярче всего выявляется психический склад нации. Традиции и обычаи выступают как одна из черт психического склада.»(86) Или далее: «Национальные традиции -–это сложный комплекс исторически сложившихся элементов общественных отношений, обычаев, психологических черт, характерных для определенной нации. Они входят в качестве составной части в психический склад нации» (87). Все это верно. Традиция потому и имеет крайне устойчивый характер, что она выработана спонтанно на основе равновесия психологических и социально-психологических бессознательных процессов в личности и обществе и сознательных процессов и форм нормативной регуляции сознания, поведения и деятельности. Далее он правильно подчеркивает комплексный характер традиции, которая действует во всех сферах культуры. Он утверждал, что традиции и обычаи не «витают в воздухе», а проявляются в конкретных артефактах культуры в опредмеченном виде. Вот что он говорит, к примеру: «Юрта- это традиционная форма жилья или материализованная традиция кочевников, которая включает в себя целый ряд обычаев, обрядов и которая вошла в быт и психологию людей» (Сарсенбаев Н.С. Обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата.! 965. С.193). Или, что он говорит о современности: «Сейчас стиральные машины, пылесосы и холодильники стали материализованными традициями, характеризующими современные передовой быт» (Сарсенбаев Н.С. Обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата.! 965. С.191). Точки зрения на традицию как явление, которое распространяется на все сферы деятельности (идеологическую, социальную и хозяйственную) придерживаются подавляющее большинство исследователей, занимающихся тем или иным аспектом традиции. Одни только делают упор на идеологическую, социальную или хозяйственную сферы в зависимости от предмета рассмотрения, так как собственно комплексным анализом проявления традиций во всех сферах у нас не занимался никто.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Сарсенбаев Н.С. обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата. 1965. 2. Сарсенбаев Н.С. обычаи, традиции и общественная жизнь. Алма-Ата. 1965.
|