Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
БАЛЛЕР Э.А. (1918-1987)
Элеазар Александрович Баллер, доктор философских наук, Работал с 1968 года в Московском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Заслуженный работник культуры РСФСР (1985). Проблеме традиции (преемственности) он осветил объемной работе «Проблема преемственности в развитии культуры» (1969). Э. Баллер отмечал, что понятие «традиция» не разработана в должной мере в марксистской литературе, хотя отмечает, что число публикаций на эту тему увеличилось. Хотя, в то время это увеличение публикаций, следует отметить, создало еще большую путаницу, ибо, кроме терминологических споров, мало кто стремился к глубокому анализу традиции и проявлению её во всех формах культуры. Интересно замечание Ю.В. Сагомонова: «…понятие «традиция» относится к довольно многочисленной группе полисемантических понятий, которые привлекаются обществознанием и создают в нем ситуацию «терминологической неустойчивости», осложненную и запутанную множеством истолкований и многосложностью определений» (Согомонов Ю.В. Традиционные идеалы личности в «постиндустриальном обществе» \\ Социально-политические теории современной буржуазной идеологии. М., 1981. С.39). Э.А. Баллер предпочитает говорить о преемственности, а не о традиции. Он так определял преемственность: «Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, т.е. при переходе его из одного состояния в другое. Связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность тем самым обеспечивает устойчивость целого» (Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969. С.15). Начало исследований в этот период связано с исследованием механизма преемственности с точки зрения диалектики. Он правильно рассматривает преемственность как проявление закона отрицания отрицания. Вот что он пишет: «Преемственность выступает как одна из наиболее существенных сторон закона отрицания отрицания, проявляющаяся в природе, обществе и мышлении как объективная и необходимая связь между новым и старым в процессе развития» (Баллер Э. А. Проблемы преемственности в развитии культуры» М., 1969.С.16). Действительно принципы закона отрицания отрицания: повторяемость, движение от тезиса к антитезису, а затем к синтезу - есть основа диалектики традиции в процессе инновационной динамики. Традиция, рождая инновации, одновременно всегда сдерживает их, она всегда действует как «возвратная пружина», сопротивляясь изменению, стремясь сохранить равновесное состояние культуры. В этой борьбе между консервативным и инновационным началом в традиции и состоит диалектика процесса развития культуры. Эта борьба обеспечивает должную скорость изменений, которая бы не позволяет инновационным процессам «пойти в разнос», разрушить устойчивость культурных форм. Как правильно подмечала тогда Тимофеева А.В., которая также рассматривала преемственность с точки зрения закона отрицания отрицания: «Диалектическое отрицание как самоотрицание есть вместе с тем выражение преемственности в развитии. Преемственность обусловлена противоречивым характером процесса развития, единством борющихся противоположностей – отрицающего и отрицаемого» (Дорфман Г.М., Ефимов С.Ф., Тимофеева А. В. Закон отрицания отрицания. М. 1961. С65).
|