Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
КАСАВИН И.Т. (р. 1954)
Илья Теодорович Касавин – доктор философских наук. Тема докторской диссертации – «Традиция в структуре познавательного процесса» (1989). В настоящее время ведущий научный сотрудник Института философии РАН и руководитель группы «Анализ вненаучных типов знания». Является сейчас одним из немногих, кто продолжает серьезно заниматься исследованием проблемы традиции, по преимуществу в сфере науки.
1. ТРАДИЦИЯ В ИСТОРИИ.
В своей работе он дает краткий обзор действия механизма традиции в истории культуры. В античной культуре он видит что рефлексия «здесь не доходит до осознания традиции и ее границ, но не доходит до признания собственного участия в ней, а потому остается в ее пределах»(31) Он различает три типа отношения к традиции в античности: конформистски-рационалистический, который «основывается на сосуществовании противоположностей рациональной критики традиции и социально-психологического примирения с их реальным многообразием»(с.32); субъективистско- нигилистический, который рефлексивно и психологически требует отказа от традиции; плюралистически- пессимистический, который «связан с попыткой рефлексивно оценить и использовать все существующее многообразие традиций на фоне последовательного разочарования в каждой из них»(32). Общим же взглядом античного человека на традицию, по мнению Касавина, «является взгляд на мир как совокупность лишь частично реализованных возможностей, совокупность разных, но существующих традиций, и этот взгляд имеет своей объективной основой ту решающую роль, которую играла традиция в античной культуре»(32) Средневековый период (раннее средневековье) характеризуется, по его мнению, двумя противоположными отношениями к традиции: конформистский рационализм, ставящий задачей рефлексивную рационализацию традиции, и идущей от, в основном, «книжников»: правоведов, историков, философов; оптимистический традиционализм, ностальгически отстаивающий «старое доброе время», идущий в основном от широких слоев населения. Он отмечает «перестановку мест» ментальности, которая произошла в позднее средневековье: образованное сознание прониклось глубоким традиционализмом, а народное сознание, наоборот, был проникнут стремлением и духом перемен. В общем, дана определенная типология отношения к традиции в античности и средневековье, хотя совершенно непонятно зачем, и какие задачи решает эта типология, и что она проясняет в динамике культуры. Если брать античность, то системы модернизации традиции имели «верхушечный» характер, те попытки её модернизации обладают для нас значимостью благодаря не тому, что они имели существенное значение для античной культуры, а благодаря тому, что они сохранились в «вербализированном» виде, и сейчас имеют для нас значимость в целях прояснения тех модернизационных процессов, которые происходят последние четыреста лет в европейской культуре. Значимостью эти попытки модернизации обладали лишь для узкого слоя «городской» культуры античного мира, которые потом реализовались в христианскую систему ментальности. Влияние же христианства на общую культуру основной массы народа в раннее средневековье (до XI века) вообще довольно спорно. Христианство, как верно подмечал М. Вебер, имеет городской характер, а потому становится значимым при условии расцвета городов, роста их населения в количественном отношении и роста их влияния на общую культуру в качественном. Этот процесс в Европе наблюдался же постепенно в период от XI до XVIII века. Городская культура вообще приобрела вес и значимость только в XIX веке. Это не значит, что, согласно этой схеме, христианство стало значимым только в XIX веке, наоборот, тогда именно и пошел интенсивно процесс секуляризации. Христианство представляло собой, вернее, «компромиссную» идеологию культуры сословной монархии, где городские и крестьянские системы ментальности уравновешивали друг друга, создавая стабильную форму существования. Я не хочу здесь разворачивать общую концептуальную схему своего видения динамики общества и механизмов действия традиции, это заняло бы огромный объем текста и может всю оставшуюся жизнь, а хочу показать, что процессы в истории шли крайне сложно, тут еще много «белых пятен»; принятые системы описания динамики истории европейского общества явно неудовлетворительны, а разного рода типологии, которые нам дает Касавин, составлять уж совсем преждевременно. К слову сказать, Касавин, как серьезный исследователь, сам это прекрасно понимает, говоря что это еще «первые и неполные интуиции», что это «еще не собственно теоретические выводы, это лишь некоторые догадки, которые предстоит развить или оспорить в ходе дальнейшего исследования»(с.67) Он, как и все исследователи проблемы действия традиции, проблемы динамики истории, понимает, что история человеческой культуры нам еще неизвестна и непонятна, ее описания страдают поверхностностью, концептуальным догматизмом и односторонностью, а, зачастую, просто «кишат» множеством грубых ошибок. Истина нашей истории еще лишь «проблескивает» в умах современных историков, культурологов и философов. Очень интересен у Касавина анализ действия традиции в период так называемого «Возрождения». Он анализирует «ренессансный парадокс», так он совершенно верно называет то, что Возрождение имеет парадоксальное содержание: «с одной стороны, его основу как бы составлял ожесточенный бунт против Традиции вообще (как олицетворения всего отжившего, косного, ложного), с другой – возврат (реабилитация, актуализация) к старым традициям объявлялся подлинным смыслом и требованием времени» (с.45). Он далее продолжает: «Отказ от традиции и апелляция к ней оказывались одновременно и целью и средством социального и духовного обновления – поистине не было эпохи, в которой подобное противоречие выступало в столь острой форме.»(с.45) Касавин отмечает два явления того периода: собственно Возрождение и Реформацию. И то и другое получали свою динамику не путем отказа от Традиции, а путем стремления к возврату Традиции, к её истокам. И это не есть нечто уникальное, в этом нельзя согласиться с Касавиным, - это обычная практика всех стратегий модернизации в человеческой культуре, общее правило. Именно это мы наблюдаем в развивающихся странах повсеместно, - всякий процесс модернизации получает должную динамику, проводится более-менее успешно при идеологической «подпитке» его националистическими идеями и идеями, призывающими к возврату к чистой старине, к естественному закону «предков». Вот это же мы имеем в движении итальянского «Возрождения»- обращение к римской культуре и ее традициям. Это мы имеем в Реформации- обращение к традициям раннехристианских общин. При рассмотрении Нового времени, Касавин совершенно верно указывает на ошибочность противопоставления «традиционного» и «рационально-разумного». Его позиция здесь еще четко не очерчена. Видно, что он еще находится под влиянием веберовской трактовки традиционного. Если в Новое время системы устойчивого бытия культуры и её трансляции приобретают иное качество и большую динамику, то это совершенно не говорит о том, что традиция теряет свою значимость в культуре, она просто приобретает новую форму и новое качество. Традиция не противостоит как стихийно сложившееся образование изобретаемым людьми законам и теориям, она сама есть «изобретение» человеческого рода в противовес «генетическому коду» своего биологического начала; сама сознательная деятельность людей включена в традицию, где посредством действительно «ноуменальных» процессов происходит «корректировка» и «уравновешивание» сознательных инноваций с «природной» основой человеческого бытия. И этот процесс совершается и сейчас. Современное культурное творчество с такой же степени «иррациональное» предприятие, и на это указывают ближайшие факты недавней истории XX века, как и культурное творчество в первобытные времена. Силы науки и техники, социального управления во многом также иррациональны, как и силы религии и страсти в былые времена. Наука и системы сознательного управления, которые в наше время считаются чем-то составляющим «сознательный» элемент в культурных процессах, вообще существуют только благодаря тому, что получают свое обоснование и толчок к развитию в этой «мерцающей» (по выражению Касавина) в толще культуры Традиции. Сам Касавин правильно далее приводит мнение Канта, что процесс познания вообще дело совершенно бессознательное, законы действия которого вряд ли когда-либо удастся открыть. (см.с.118-119) Не высказавшись в определенной принципиальностью по этому вопросу, он, тем не менее совершенно верно говорить, что все Новое время движется не столько путем отрицания традиции, а сколько путем возрождения и истолкования тех или иных традиции: либо традиций античности, либо христианских традиций, либо традиций романо-германских. Здесь он выделяет две тенденции. Одна идет в русле просветительской концепции прогрессизма- прогрессистский антитрадиционализм и идея рационализации традиции. Вторая – реальная практика модернизации, вокруг которой группируются романтический консерватизм и историцистский традиционализм.
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ.
«.. средства познавательной деятельности не только строят образ реальности, но и формируют соответствующие способы познавательного общения, вне которых невозможна континуальность, передача человеческого опыта. Эти средства, погруженные в социально-мировоззренческий контекст познавательной деятельности, и образуют то, что мы называем познавательной традицией» (Касавин И.Т. Познание в мире традций. М., 1990. С.15).
«.. самосознание и познание, даже рефлексирующее, критическое и отвергающее традицию как таковую, в практике своего объективного функционирования все же воспроизводит или создает традиционное отношение. Последнее оказывается настолько неотъемлемым от процесса человеческой самореализации, что возникает мысль об известной универсальности традиции как средства познания социальной реальности. С другой стороны, традиция демонстрирует социальность самого познания» (Касавин И.Т. Познание в мире традций. М., 1990. С.66).
«Универсальность традиционного механизма в культуре (этот тезис мы уже попытались обосновать выше) позволяет рассматривать традиционное, т.е. порожденное традицией, знание как существенный элемент всякого знания вообще и, более того, как архетипическую когнитивную структуру» (Касавин И.Т. Познание в мире традций. М., 1990. С.109).
Как понимает Касавин познавательную традицию? По его мнению «социальная форма, которая опосредствует отношение между живым познанием и его опредмеченным результатом, может быть названа познавательной традицией.»(111). Т.е., традиция есть то знание, которое выражено в каком-то социальном институте, благодаря которым это знание и обладает возможностью трансляции. В своих взглядах на познавательную традицию он, как мне кажется, слишком много внимания уделяет проявлению традиции в науке как форме социального института, хотя существует познавательная традиция не только как социальный институт, а есть ещё традиция в проблематике той или иной сферы научной деятельности, существует традиция в методах исследования действительности, которые не определены полностью лишь теми «ритуалами» общения, которые приняты в науке как социальном институте. Возможность трансляции обеспечивается не столько посредством институциализации науки в обществе, сколько посредством семиотических систем, которые не связаны напрямую с наукой как социальным институтом, во многом наука вообще может развиваться вне её социальных институтов, что представляет довольно частое явление. Это упущение, как мне кажется, связано с тем, что он увлечен отождествлением науки с институтами религии и иных ненаучных сфер деятельности, что правомерно, но всякий институт существует в обществе для решения каких-то определенных проблем, наука, в данном случае, решает проблемы познания обществом закономерностей окружающего мира, знание которых жизненно необходимо в целях его выживания. Да, для решения этой проблемы наука определенным образом институциализируется, приобретает свои «ритуалы» и «обычаи», но эти ритуалы и обычаи основываются на базе исходной функции науки как ментальной формы культуры. И именно эта «ментальная» функция науки является основополагающей ее функцией. Те «схемы, нормы и идеалы», которые являются основой познавательной традиции есть не столько условия вхождения в «касту» ученых, сколько условия эффективной реализации той познавательной функции, которая возложена на научную деятельность в культуре. Это различие двух моментов действия познавательной традиции в форме как чисто культурного творчества по созданию семиотических систем знания и в форме определенного социального института, основанного на принципах «ритуальной» организации среды ученых у Касавина не дано в четком различении. Более того, не выявляется исходный конфликт между этими формами, который имеет повсеместное проявление в реальности, который придает должную динамику и «напряженность» познавательной традиции. В связи с этим то различение между «внешней» социальностью, которая является, по мнению Касавина, неявной основой «предпосылочности» всякого знания, и «внутренней» социальностью, как правилами, принятыми внутри социального института науки, не выявляется в должной мере. Получается, что существует социальный институт науки, который непонятно зачем существует в культуре, выполняя непонятно зачем существующие и зачастую бесполезные заказы «внешней» социальности исключительно лишь в целях жизнеобеспечения своей «внутренней» социальности. Внутри этого института существует свой «табель о рангах», свои «нормативы», которые должны непонятно зачем выполнять живущие за счет этого института люди, чтобы продвинуться по служебной лестнице и получить «довесок» к своему «пайку». Та же роль науки как концентрированного выражения исходной творческой сущности человека, которая и сделала из него человека, совершенно исчезает и заменяется стремлением ученого к приятному общению в своей «ученой» среде и к получению более весомого «пайка». Далее Касавин И.Т. увлекся изучением нетрадиционных систем занания- колдовства и алхимических систем знания, что типично для него. Интерес к традиции может быть проявлен и проявлялся у позитивно мыслящих философов, И.Т. Касавин же с самого начала проявлял интерес в сфере философии науки к иррациональным интерпретаторам данной сферы, в частности, к П. Фейерабенду. В своей последней работе «Миграция. Креативность. Текст» (1998) он также уделяет внимание традиции, но не делает понятие традиции центральным ядром своих построений. Хотя эта книга дает кое-что для понимания традиции. В первую очередь интересна следующая схема, которую он дает в конце книги.
Илья Теодорович Касавин является сейчас одним из немногих, кто продолжает серьезно заниматься исследованием проблемы традиции, по преимуществу в сфере науки.
Традиция в истории. В своей работе он дает краткий обзор действия механизма традиции в истории культуры. В античной культуре он видит что рефлексия «… здесь не доходит до осознания традиции и ее границ, но не доходит до признания собственного участия в ней, а потому остается в ее пределах» (31). Он различает три типа отношения к традиции в античности: конформистски-рационалистический, который «…основывается на сосуществовании противоположностей рациональной критики традиции и социально-психологического примирения с их реальным многообразием»(с.32); субъективистско- нигилистический, который рефлексивно и психологически требует отказа от традиции; плюралистически - пессимистический, который «…связан с попыткой рефлексивно оценить и использовать все существующее многообразие традиций на фоне последовательного разочарования в каждой из них» (32). Общим же взглядом античного человека на традицию, по мнению Касавина, «…является взгляд на мир как совокупность лишь частично реализованных возможностей, совокупность разных, но существующих традиций, и этот взгляд имеет своей объективной основой ту решающую роль, которую играла традиция в античной культуре» (32) Средневековый период (раннее средневековье) характеризуется, по его мнению, двумя противоположными отношениями к традиции: конформистский рационализм, ставящий задачей рефлексивную рационализацию традиции, и идущей от, в основном, «книжников»: правоведов, историков, философов; оптимистический традиционализм, ностальгически отстаивающий «старое доброе время», идущий в основном от широких слоев населения. Он отмечает «перестановку мест» ментальности, которая произошла в позднее средневековье: образованное сознание прониклось глубоким традиционализмом, а народное сознание, наоборот, был проникнут стремлением и духом перемен. В общем, дана определенная типология отношения к традиции в античности и средневековье, хотя совершенно непонятно зачем, и какие задачи решает эта типология, и что она проясняет в динамике культуры. Если брать античность, то системы модернизации традиции имели «верхушечный» характер, те попытки её модернизации обладают для нас значимостью благодаря не тому, что они имели существенное значение для античной культуры, а благодаря тому, что они сохранились в «вербализированном» виде, и сейчас имеют для нас значимость в целях прояснения тех модернизационных процессов, которые происходят последние четыреста лет в европейской культуре. Значимостью эти попытки модернизации обладали лишь для узкого слоя «городской» культуры античного мира, которые потом реализовались в христианскую систему ментальности. Влияние же христианства на общую культуру основной массы народа в раннее средневековье (до XI века) вообще довольно спорно. Христианство, как верно подмечал М. Вебер, имеет городской характер, а потому становится значимым при условии расцвета городов, роста их населения в количественном отношении и роста их влияния на общую культуру в качественном. Этот процесс в Европе наблюдался же постепенно в период от XI до XVIII века. Городская культура вообще приобрела вес и значимость только в XIX веке. Это не значит, что, согласно этой схеме, христианство стало значимым только в XIX веке, наоборот, тогда именно и пошел интенсивно процесс секуляризации. Христианство представляло собой, вернее, «компромиссную» идеологию культуры сословной монархии, где городские и крестьянские системы ментальности уравновешивали друг друга, создавая стабильную форму существования. Я не хочу здесь разворачивать общую концептуальную схему своего видения динамики общества и механизмов действия традиции, это заняло бы огромный объем текста и может всю оставшуюся жизнь, а хочу показать, что процессы в истории шли крайне сложно, тут еще много «белых пятен»; принятые системы описания динамики истории европейского общества явно неудовлетворительны, а разного рода типологии, которые нам дает Касавин, составлять уж совсем преждевременно. К слову сказать, Касавин это понимает, говоря что это еще «первые и неполные интуиции», что это «…еще не собственно теоретические выводы, это лишь некоторые догадки, которые предстоит развить или оспорить в ходе дальнейшего исследования» (с.67) Он, как и все исследователи проблемы действия традиции, проблемы динамики истории, понимает, что история человеческой культуры нам еще неизвестна и непонятна, ее описания страдают поверхностностью, концептуальным догматизмом и односторонностью, а, зачастую, просто «кишат» множеством грубых ошибок. Истина нашей истории еще лишь «проблескивает» в умах современных историков, культурологов и философов. Очень интересен у Касавина анализ действия традиции в период так называемого «Возрождения». Он анализирует «ренессансный парадокс», так он совершенно верно называет то, что Возрождение имеет парадоксальное содержание: «…с одной стороны, его основу как бы составлял ожесточенный бунт против Традиции вообще (как олицетворения всего отжившего, косного, ложного), с другой – возврат (реабилитация, актуализация) к старым традициям объявлялся подлинным смыслом и требованием времени» (С.45). Он далее продолжает: «Отказ от традиции и апелляция к ней оказывались одновременно и целью и средством социального и духовного обновления – поистине не было эпохи, в которой подобное противоречие выступало в столь острой форме» (С.45) Касавин отмечает два явления того периода: собственно Возрождение и Реформацию. И то и другое получали свою динамику не путем отказа от Традиции, а путем стремления к возврату Традиции, к её истокам. И это не есть нечто уникальное, в этом нельзя согласиться с Касавиным, - это обычная практика всех стратегий модернизации в человеческой культуре, общее правило. Именно это мы наблюдаем в развивающихся странах повсеместно, - всякий процесс модернизации получает должную динамику, проводится более-менее успешно при идеологической «подпитке» его националистическими идеями и идеями, призывающими к возврату к чистой старине, к естественному закону «предков». Вот это же мы имеем в движении итальянского «Возрождения»- обращение к римской культуре и ее традициям. Это мы имеем в Реформации- обращение к традициям раннехристианских общин. При рассмотрении Нового времени, Касавин совершенно верно указывает на ошибочность противопоставления «традиционного» и «рационально-разумного». Его позиция здесь еще четко не очерчена. Видно, что он еще находится под влиянием веберовской трактовки традиционного. Если в Новое время системы устойчивого бытия культуры и её трансляции приобретают иное качество и большую динамику, то это совершенно не говорит о том, что традиция теряет свою значимость в культуре, она просто приобретает новую форму и новое качество. Традиция не противостоит как стихийно сложившееся образование изобретаемым людьми законам и теориям, она сама есть «изобретение» человеческого рода в противовес «генетическому коду» своего биологического начала; сама сознательная деятельность людей включена в традицию, где посредством действительно «ноуменальных» процессов происходит «корректировка» и «уравновешивание» сознательных инноваций с «природной» основой человеческого бытия. И этот процесс совершается и сейчас. Современное культурное творчество с такой же степени «иррациональное» предприятие, и на это указывают ближайшие факты недавней истории XX века, как и культурное творчество в первобытные времена. Силы науки и техники, социального управления во многом также иррациональны, как и силы религии и страсти в былые времена. Наука и системы сознательного управления, которые в наше время считаются чем-то составляющим «сознательный» элемент в культурных процессах, вообще существуют только благодаря тому, что получают свое обоснование и толчок к развитию в этой «мерцающей» (по выражению Касавина) в толще культуры Традиции. Сам Касавин правильно далее приводит мнение Канта, что процесс познания вообще дело совершенно бессознательное, законы действия которого вряд ли когда-либо удастся открыть. (см.с.118-119) Не высказавшись в определенной принципиальностью по этому вопросу, он, тем не менее совершенно верно говорить, что все Новое время движется не столько путем отрицания традиции, а сколько путем возрождения и истолкования тех или иных традиции: либо традиций античности, либо христианских традиций, либо традиций романо-германских. Здесь он выделяет две тенденции. Одна идет в русле просветительской концепции прогрессизма- прогрессистский антитрадиционализм и идея рационализации традиции. Вторая – реальная практика модернизации, вокруг которой группируются романтический консерватизм и историцистский традиционализм.
Познавательная традиция. Как понимает Касавин познавательную традицию? По его мнению «… социальная форма, которая опосредствует отношение между живым познанием и его опредмеченным результатом, может быть названа познавательной традицией» (111). Т.е., традиция есть то знание, которое выражено в каком-то социальном институте, благодаря которым это знание и обладает возможностью трансляции. В своих взглядах на познавательную традицию он, как мне кажется, слишком много внимания уделяет проявлению традиции в науке как форме социального института, хотя существует познавательная традиция не только как социальный институт, а есть ещё традиция в проблематике той или иной сферы научной деятельности, существует традиция в методах исследования действительности, которые не определены полностью лишь теми «ритуалами» общения, которые приняты в науке как социальном институте. Возможность трансляции обеспечивается не столько посредством институциализации науки в обществе, сколько посредством семиотических систем, которые не связаны напрямую с наукой как социальным институтом, во многом наука вообще может развиваться вне её социальных институтов, что представляет довольно частое явление. Это упущение, как мне кажется, связано с тем, что он увлечен отождествлением науки с институтами религии и иных ненаучных сфер деятельности, что правомерно, но всякий институт существует в обществе для решения каких-то определенных проблем, наука, в данном случае, решает проблемы познания обществом закономерностей окружающего мира, знание которых жизненно необходимо в целях его выживания. Да, для решения этой проблемы наука определенным образом институциализируется, приобретает свои «ритуалы» и «обычаи», но эти ритуалы и обычаи основываются на базе исходной функции науки как ментальной формы культуры. И именно эта «ментальная» функция науки является основополагающей ее функцией. Те «схемы, нормы и идеалы», которые являются основой познавательной традиции есть не столько условия вхождения в «касту» ученых, сколько условия эффективной реализации той познавательной функции, которая возложена на научную деятельность в культуре. Это различие двух моментов действия познавательной традиции в форме как чисто культурного творчества по созданию семиотических систем знания и в форме определенного социального института, основанного на принципах «ритуальной» организации среды ученых у Касавина не дано в четком различении. Более того, не выявляется исходный конфликт между этими формами, который имеет повсеместное проявление в реальности, который придает должную динамику и «напряженность» познавательной традиции. В связи с этим то различение между «внешней» социальностью, которая является, по мнению Касавина, неявной основой «предпосылочности» всякого знания, и «внутренней» социальностью, как правилами, принятыми внутри социального института науки, не выявляется в должной мере. Получается, что существует социальный институт науки, который непонятно зачем существует в культуре, выполняя непонятно зачем существующие и зачастую бесполезные заказы «внешней» социальности исключительно лишь в целях жизнеобеспечения своей «внутренней» социальности. Внутри этого института существует свой «табель о рангах», свои «нормативы», которые должны непонятно зачем выполнять живущие за счет этого института люди, чтобы продвинуться по служебной лестнице и получить «довесок» к своему «пайку». Та же роль науки как концентрированного выражения исходной творческой сущности человека, которая и сделала из него человека, совершенно исчезает и заменяется стремлением ученого к приятному общению в своей «ученой» среде и к получению более весомого «пайка». Далее Касавин И.Т. увлекся изучением нетрадиционных систем занания - колдовства и алхимических систем знания, что типично для него. Интерес к традиции проявлялся у позитивно мыслящих философов, И.Т. Касавин же с самого начала проявлял интерес в сфере философии науки к иррациональным интерпретаторам данной сферы, в частности, к П. Фейерабенду. В своей последней работе «Миграция. Креативность. Текст» (1998) он также уделяет внимание традиции, но не делает понятие традиции центральным ядром своих построений. Хотя эта книга дает кое-что для понимания традиции. В первую очередь интересна следующая схема, которую он дает в конце книги.
3. МАГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ Среди исследователей традиций научного познания можно выделить еще А. Н. Антонова. Анатолий Николаевич Антонов – специалист в области эпистемологии, доктор философских наук. В 1982-1986 гг. – ассистент кафедру зарубежной философии философского факультета МГУ, в 1986-1989 гг. - старший научный сотрудник аппарата Президиума АН СССР. В 1989 г. зав. отделом журнала «Диалог». С 1990 года – ген. директор организованного им независимого центра социально-стратегических исследований Автор работ: Преемственность и возникновение нового знания в науке.(1985), «Научная традиция как форма развития науки» (в сб. Традиции и новации в духовной жизни общества. М., 1986.), «Порождающие системы в преемственности и возникновении нового знания в науке» (в сб. Системные исследования. Методологические проблемы. М., 1986), «Новаторство. Проблема анализа» (Философия человека. Диалог: традиции и перспективы. М., 1988).
Сергей Александрович Горяйнов – непрофессиональный философ. Родился в г. Самаре в семье бывшего кадрового военного, который впоследствии работал на мастером на заводе, мать – учитель физики в средней школе. По образованию инженер, работал на заводах в должности нач. конструкторского бюро, некоторое время на руководящих должностях. В конце 80-х – начале 90х годов вел в г. Самаре неформальный «Философский клуб», но его «левая» позиция оттолкнула всех популярных тогда представителей либеральной идеи. В конце XX века делал попытку защитить кандидатскую по теме «Традиция – как основной концепт философии» на кафедре Конева, но встретил полное непонимание важности проблемы. Находился и находится в напряженных отношениях с представителями официальной самарской философии. Не разделяет увлечение постсоветских философов увлечение М. Хайдеггером и постмодернистами, хотя признает Ж. Делёза последним выдающимся философом. В отношении традиции русской философии выделяет П.Л. Лаврова, считая его «русским Сократом», в отношении культурологии является сторонником культурологической концепции Н.И. Кареева, хотя считает, его минусом невнимание к экономической стороне жизни культуры. Симпатизирует идеям марксизма в творческой его переработке к западноевропейской традиции его развития в XX веке. В настоящее время работает ведущим инженером-конструктором.
|