Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебные цели и задачи






Цель курса “Отечественная история” – анализ истории России как особого цивилизационно-культурного образования, изучение закономерностей процесса становления и развития российского общества и государства, раскрытие места и значения российской цивилизации во всемирном историческом процессе, ознакомление с основными тенденциями развития отечественной медицины.

 

 

Студент должен знать:

- основные категории и понятия исторической науки;

- факторы, особенности, закономерности и противоречия российского исторического процесса;

- основные исторические факты и события, их место, роль и степень влияния на конкретно-

историческую ситуацию и исторический процесс в целом;

- специфику социально-экономического, политического и культурного развития России в IX-

начале XXI вв.;

- роль и место истории в системе наук, ее значение для осознания поступательного развития

общества, его единства и противоречивости.

 

 

Студент должен уметь:

- связывать историческое прошлое с настоящим;

- объективно оценивать культурные, социально-экономические и политические процессы,

ориентироваться в происходящих в стране и мире изменениях;

- формулировать собственную точку зрения по актуальным проблемам истории и

аргументировать ее;

- оценивать политику государства в области здравоохранения.

Учебно-тематический план лекционных и практических занятий

(лечебный и медико-профилактический факультеты Омской государственной медицинской академии).

№ пп Темы лекций и практических занятий Распределение часов курса по темам
лекционные занятия практические занятия
1. История как наука. Введение в курс “История Отечества”. 2 ч. 2 ч.
2. Древнерусское государство – Киевская Русь (IX-XIII вв.). 2 ч. 2 ч.
3. Московская Русь (XIII-первая половина XVII вв.). 4 ч. 2 ч.
4. Рождение Российской империи (вторая половина XVII – XVIII вв.). 4 ч. 2 ч.
5. Реформы и контрреформы XIX в. 6 ч. 2 ч.
6. Россия в начале XX в. 6 ч. 2 ч.
7. Россия советская (20-е гг.-1991 г.). 10 ч. 6 ч.
Семинар 1. Россия в 20-30-е гг. 2 ч. 2 ч.
Семинар 2. СССР и Вторая мировая война (конец 30-х-1945 гг.). 4 ч. 2 ч.
Семинар 3. СССР в 1945-1991 гг. 4 ч. 2 ч.
8. Современная Россия (1992-2007 гг.). 2 ч. 2 ч.
  ИТОГО 36 ч. 20 ч.

Тема 1. История как наука. Введение в курс “Отечественная история”.

Цели и задачи изучения темы:

Усвоение предмета, функций и категориального аппарата исторической науки. Знакомство с методами и подходами изучения истории. Важной задачей данной темы является изучение особенностей российского исторического процесса.

План:

  1. Определение понятия “история”.
  2. Предмет истории. Методы, подходы и категории исторической науки.
  3. Категория “цивилизация”. Типы цивилизаций.
  4. Российская цивилизация - неотъемлемая часть всемирной цивилизации: общее и особенное в ней.

Ключевые понятия:

- историческая закономерность - менталитет

- исторический источник - объект истории

- историческое время - предмет истории

- историческое пространство - уклад

- история - формация

- категория - цивилизация

Вопросы и задания для самоподготовки:

К первому вопросу:

  1. Какие определения понятия “история” существуют в исторической науке? Охарактеризуйте и проанализируйте их.

Ко второму вопросу:

  1. Дайте определение категориям “историческое время”, “историческое пространство”, “исторический факт”, “исторический источник”.
  2. Существует утверждение, что в истории царствует случай и не существует никакой исторической необходимости, а сама история есть лишь совокупность отдельных уникальных событий, не связанных цепью закономерного. Дайте аргументированную оценку этой точке зрения.
  3. Среди историков есть мнение, что факты " сами говорят за себя", поэтому исследователь может ограничиться их выявлением и собиранием, а это само по себе ведет к открытию истины. Согласны ли вы с таким подходом?
  4. Какие методологические подходы в познании исторического процесса вам известны? Расскажите о формационном и цивилизационном подходах.

К третьему вопросу:

  1. Какие типы цивилизаций выделяют в исторической науке? Охарактеризуйте их.

К четвертому вопросу:

  1. Подумайте, представляет ли Россия особый тип национального развития или только одну из ступеней, давно пройденных Европой?
  2. Многие исследователи ведут речь об особом типе Российской цивилизации. Правильно ли это? Объясните.
  3. В числе основных факторов российской истории исследователи выделяли характерную для России пространственную и уникальную геополитическую ситуацию: равнинный характер местности, открытость, отсутствие естественных географических границ. Подумайте, как эти факторы сказывались на политической и социально-экономической истории Отечества?
  4. В разделе “Документы и материалы” обратитесь к выдержкам из источников под номером 1 и ответьте на вопросы к ним.

Темы рефератов:

  1. Цивилизационный подход в работах О. Шпенглера и А. Тойнби.
  2. Основные особенности, закономерности и противоречия российского исторического процесса.

Контрольные тесты:

1. Какой тип исторического развития представляла собой Россия?

а) отстающий вариант западноевропейского развития;

б) особый тип исторического развития, сочетающий западноевропейские восточноазиатские основы;

в) восточный тип;

г) западный тип.

2. Какое определение понятия история является наиболее правильным и полным?

а) история – наука, изучающая процесс развития природы и общества;

б) история – система наук, изучающих прошлое природы и общества;

в) история – рассказ о прошедшем;

г) верно все.

3. Что не относится к понятию “историческое событие”?

а) значительное явление;

б) факт;

в) действие;

г) случай.

4. Какое понятие определяет глубинный уровень индивидуального и коллективного сознания?

а) менталитет;

б) взгляд;

в) мировоззрение;

г) идеология.

5. С именем какого царя связано начало модернизации России?

а) Ивана Грозного;

б) Алексея Михайловича;

в) Петра I;

г) Александра II.

Основная литература:

  1. Кириллов В.В. История России: учебное пособие. – М., 2009. – С. 9-15.
  2. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. - М., 2005. – С. 14-38.
  3. Семин В.П. Отечественная история: Учебное пособие для вузов. – М., 2008. – С. 6-29, 535-546.
  4. Фортунатов В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов. – Спб., 2009. – С. 7-14.

Дополнительная литература:

  1. Водолазский Н.Б. Российская цивилизация (словарь-справочник). Учебное пособие. - Омск, 2000. - С. 109-127, 142-149, 180-184, 212-217, 359-363.
  2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. - М., 2007. - С. 3-15.
  3. История России: Учебник. / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н.Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева. - 2004. - С. 5-9.
  4. Многоконцептуальная история России. Книга 1. С древнейших времен до конца XIX век. / Под ред. Б.В. Личмана. - Екатеринбург, 2000. - С. 8-49.
  5. Поляков А.Н. Цивилизация как социальная система: теория, типология и метод. // Вопросы истории. - 2007. - № 11.
  6. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. - М., 1996. - С. 24-87.
  7. Флиер А. Цивилизация и субцивилизация России. // Общественные науки и современность (ОНС).- 1993. - № 6.

Литература к рефератам:

К 1-му реферату:

- Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. Пособие. - М., 2000. - С. 358-361.

- Губин В.Д. Философия: Элементарный курс: Учебное пособие. - М., 2001. - С. 222-234.

- Яковец Ю. В. История цивилизаций. - М., 1995. - С. 17-27, 53-57, 200-206.

Ко 2-му реферату:

- Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1990. - С.40-62.

- Яковец Ю. В. История цивилизаций. - М., 1995. - С. 206-230, 412-420, 451-452.

Тема 2. Древнерусское государство – Киевская Русь (IX-XIII вв.).

Цели и задачи изучения темы:

Знакомство с первым этапом государственно-политического развития России, с факторами, предопределившими ее формирование как цивилизованного целого с середины IX до начала XIII вв.

План:

  1. Образование Древнерусского государства. Проблема “норманнского влияния”.
  2. Внутренняя и внешняя политика киевских князей.
  3. Принятие христианства и его значение для истории России.
  4. Причины распада древнерусской государственности.
  5. Основные тенденции развития медицины Киевской Руси.

Ключевые понятия:

- бояре - князь

- боярская дума - община

- варяги - племя

- варяжский путь - повоз

- вече - погост

- военная демократия - славяне

- вотчина

Вопросы и задания для самоподготовки:

К первому вопросу:

1. Охарактеризуйте основные теории происхождения восточных славян – миграционную и аборигенную. Как они объясняют появление восточных славян на Восточно-Европейской равнине?

2. Географическое положение и природно-климатические условия влияют на формирование хозяйственных типов. А влияют ли они на формирование национального характера?

3. Охарактеризуйте основные этапы становления Древнерусской государственности, выделите основные события на каждом из этапов.

4. Почему Киев, а не Новгород, стал центром объединения Руси?

5. В чем заключается суть норманнской теории происхождения древнерусского государства, когда и почему возникла эта теория? Какой характер носили отношения славян и норманнов и сыграли ли последние какую-либо роль в создании государства у славян?

6. В разделе “Документы и материалы” обратитесь к выдержке из источника под номером 2 и ответьте на вопросы к документу.

Ко второму вопросу:

7. Обладал ли киевский великий князь неограниченной властью?

8. Проанализируйте внешнюю политику Древнерусского государства и ее результаты.

К третьему вопросу:

9. Известно, что, выбирая государственную религию, киевский князь Владимир Святославович рассматривал три возможных варианта: ислам, иудаизм и христианство. В конечном счете, он остановился на христианстве в византийском варианте. Каковы причины и цели данного выбора? Какое значение имело принятие христианства, вообще, и православия, в частности, для Руси?

10. Назовите основные черты древнерусской культуры.

К четвертому вопросу:

11. Усобицы – это войны, которые велись и между баронами во Франции, и между герцогами Священной Римской империи в Германии, между эмирами в Сирии. Этот ряд можно продолжать и далее. Везде они имели разное значение для страны и народа, но на Руси XIII в. привели к трагическому исходу. Почему?

12. В чем причины распада Древнерусского государства и его последствия?

К пятому вопросу:

13. Назовите основные тенденции развития медицины Киевской Руси.

Темы рефератов:

1. Норманнская теория и ее критика в исторической литературе.

2. Влияние византизма на русскую историю.

3. Медицина Киевской Руси.

Контрольные тесты:

1. Как называлась первая русская летопись?

а) “Слово о полку Игореве”;

б) “Повесть временных лет” Нестора;

в) “Поучение детям" Владимира Мономаха;

г) “Слово о законе и благодати”.

2. Какой год считается датой образования Древнерусского государства?

а) 860;

б) 862;

в) 882;

г) 982.

3. Что такое вотчина?

а) землевладение дворян;

б) землевладение опричников, выдаваемое за заслугу;

в) землевладение бояр и князей, передаваемое по наследству;

г) землевладение воевод.

4. С кем вел войны князь Святослав Игоревич?

а) с византийцами, половцами, печенегами;

б) с волжскими булгарами, хазарами, византийцами;

в) с хазарами, печенегами, аварами;

г) с поляками, древлянами, гуннами.

5. Что такое полюдье?

а) народное ополчение в Древней Руси;

б) органы местного самоуправления;

в) сбор князем податей с подвластных племен;

г) вид публичного телесного наказания.

6. Какие последствия имело убийство древлянами князя Игоря?

а) прекращение княжеской династии;

б) установление фиксированного размера дани;

в) карательный поход на древлян сына убитого – Святослава;

г) введение подушной подати.

7. К каким последствиям привело принятие Русью христианства?

а) к развитию торговли со странами Западной Европы;

б) к попыткам византийского императора силой подчинить себе русские земли;

в) к развитию культуры, образования, укреплению международного положения Руси;

г) к длительной войне с Хазарией.

8. Когда началась и закончилась феодальная раздробленность на Руси?

а) конец X века-до XII века;

б) конец XI века-до середины XIII века;

в) начало XIII века-40-е годы XVI века;

г) 30-е годы XII-конец XV века.

9. С именем какого князя связано первое упоминание Москвы в летописи?

а) Андрей Боголюбский;

б) Юрий Долгорукий;

в) Александр Невский;

г) Даниил Галицкий.

10. Какое решение было принято на Любечском съезде князей в 1097 г.?

а) начать новый поход в степи против печенегов;

б) прекратить княжеские усобицы закрепить за каждым из князей его владения;

в) избрать на киевский престол Владимира Мономаха;

г) утвердить окончательный текст “Русской правды”.

Основная литература:

  1. Кириллов В.В. История России: учебное пособие. – М., 2009. – С. 16-59.
  2. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. - М., 2005. – С. 39-78.
  3. Семин В.П. Отечественная история: Учебное пособие для вузов. – М., 2008. – С. 30-62.
  4. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2008. – С. 198-210.
  5. Фортунатов В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов. – Спб., 2009. – С. 30-60.

Дополнительная литература:

  1. Водолазский Н.Б. Российская цивилизация (словарь-справочник). Учебное пособие. - Омск, 2000. - С. 75-77, 154-161, 302-306, 370-372.
  2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. - М., 2007. - С. 26-56.
  1. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. Часть 1. Период до 1917 года. – М., 1960. – С. 29-33. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. - М., 2000. - С. 12-26, 144-150, 284-287, 392-399.
  2. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. - М., 2000. - С. 12-26, 144-150, 284-287, 392-399.
  1. История медицины. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М., - М., 1981. – С. 72-78.
  2. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала XX веков. - М., 1991. - Ч. 1. - С. 7-33.
  3. История России: Учебник. / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н.Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева. - М., 2004. - С. 10-53.
  4. История России. Учебное пособие для самостоятельной работы. / Под ред. Л.И. Семенниковой. - М., 2004. - С. 104-111.
  5. История русской культуры IX – XX вв.: Пособие для вузов. / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина; Под. ред. Л.В. Кошман. – М., 2003. – С. 16-44.
  1. Многоконцептуальная история России. Книга 1. С древнейших времен до конца XIX века. / Под ред. Б.В. Личмана. - Екатеринбург, 2000. - С. 52-96.
  2. Отечественная история. Учебник. / Под ред. В.М. Борисова, Г.Д. Комкова. - М., 2001. - С. 5-11.
  3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. - М., 1996. - С. 87-105.

Литература к рефератам:

К 1-му реферату:

- Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси. // Вопросы истории. - 2000. - № 3.

- Джаксон Т. Варяги – создатели Руси? // Родина. - 1993. - № 2.

Ко 2-му реферату:

- Леонтьев К. Византизм и славянство. // Родина. - 1993. - № 1. - С. 22-24.

К 3-му реферату:

- Горелова Л.Е. Целители Древней Руси. // Русский медицинский журнал. – 2001. - № 18. – С. 784-785.

- Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. Часть 1. Период до 1917 года. – М., 1960. – С. 29-33.

- История медицины. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М., - М., 1981. – С. 72-78.

- Мирский М.Б. Медицина в средние века на Руси. // Вопросы истории. - 2000. № 11-12. С. 106-118.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал