Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Реформы и контрреформы XIX в.






Цели и задачи изучения темы:

Знакомство студентов с попытками реформирования государственного строя России и вариантами решения аграрного вопроса в XIX в., развитием общественной мысли и особенностями общественного движения в России.

План:

  1. Самодержавие и реформы в России в начале XIX в.
  2. Николаевская Россия (1825-1755 гг.).
  3. Модернизационные реформы Александра II второй половины XIX в.: их особенности, влияние на исторические судьбы Российской империи.
  4. Контрреформы Александра III 80-90-х гг.
  5. Основные тенденции развития медицины в России в XIX в.

Ключевые понятия:

- земства - либерализм

- индустриализация - министерство

- интеллигенция - промышленный переворот

- капитализм - разделение властей

- класс - реформа

- консерватизм - фабрика

- конституция

Вопросы и задания для самоподготовки:

К первому вопросу:

  1. В советской историографии правление Александра I традиционно делилось на два периода: период либеральных преобразований (до Отечественной войны 1812 г.) и период реакции (после Отечественной войны 1812 г.). Согласны ли вы с таким подходом? Почему?
  2. Расскажите, какие меры предпринимались правительством Александра I в решении аграрного вопроса: Указ о вольных хлебопашцах, аграрная реформа в Прибалтике.
  3. Охарактеризуйте сущность проекта государственного устройства М.М. Сперанского. Можно ли считать, что при реализации его проекта в общественно-политическом строе России произошли бы коренные изменения?
  4. В первой четверти XIX в. наиболее радикальные российские преобразования происходили в Прибалтике (крепостное право вначале было ограничено, затем вовсе отменено), Польше (законодательной властью стал сейм), Финляндии (получила режим политической автономии, имела свои сенат и сейм). Почему именно на западной окраине России осуществились преобразования, а, к примеру, не в центральных областях?
  5. Каковы истоки, характер и значение движения декабристов?
  6. В исторических трудах недавнего прошлого было принято критиковать умеренную программу Никиты Муравьева, противопоставляя ее радикальной программе П.И.Пестеля. Используя программные документы декабристов, определите: а) всегда ли программа Пестеля была более прогрессивной; б) какие из предложенных решений было легче, реальнее осуществить; в) могли ли члены тайных обществ решить основные проблемы России; г) какой общественный строй мог возникнуть в результате осуществления их программ?

Ко второму вопросу:

  1. Охарактеризуйте итоги царствования Александра I, изменилась ли политика царского правительства при Николае I?
  2. В разделе “Документы и материалы” обратитесь к выдержке из источника под номером 6 и ответьте на вопросы к документу.

К третьему вопросу:

  1. Дайте краткую характеристику реформы по отмене крепостного права 1861 г., а также последовавших за ней реформ 60-70-х гг. XIX в. Отметьте: что в каждой из реформ было не доведено до конца, какие феодальные пережитки сохранились, кто в этом виноват, к чему это вело, почему характер реформ 60-70-х гг. XIX в. определяется как буржуазный?
  2. Подумайте, почему именно Александр П – царь-освободитель, царь-реформатор стал объектом покушений и жертвой террористов- народовольцев?
  3. Какова внешняя политика и территориальные приобретения Российской империи во второй половине XIX в.?
  4. Как вы считаете, было ли прогрессивным для нерусских народов присоединение к царской России?

К четвертому вопросу:

  1. Период правления Александра III в исторической литературе характеризуют по-разному. Преобладает точка зрения, что это период контрреформ. Часть историков полагает, что при Александре III модернизационные процессы продолжились, а вектор реформ изменился. С какой точкой зрения Вы согласны и почему?
  2. Как вы считаете, почему все реформы в России в XVIII – начале XX вв. начинались с реорганизации управленческого аппарата?
  3. Почему при рационализации государственного управления в России так и не установился правовой характер власти?
  4. Охарактеризуйте русскую культуру XIX в.

К пятому вопросу:

  1. Назовите основные тенденции развития медицины в России в XIX в.

Темы рефератов:

  1. Война 1812 г. в исторических судьбах России.
  2. Движение декабристов: мировоззрение, судьбы, историческое значение.
  3. Врачи российских императоров в XVIII-XIX вв.
  4. Земская медицина в России.

Контрольные тесты:

1. Либеральные реформы Александр I разрабатывал при участии своих ближайших друзей, составлявших:

а) Верховный Тайный Совет;

б) Негласный Комитет;

в) Государственный Совет;

г) Избранную раду.

2. Какое мероприятие правительства первой половины XIX в. связано с именем М.М. Сперанского?

а) реформа управления государственными крестьянами;

б) указ о вольных хлебопашцах;

в) создание военных поселений;

г) создание Свода законов Российской империи.

3. Отметьте, что способствовало формированию взглядов декабристов (лишнее зачеркнуть):

а) Отечественная война 1812 года и патриотический подъем в стране;

б) аракчеевщина;

в) вольнолюбивые идеи А. Н. Радищева, А. С. Пушкина;

г) стремление прославиться в истории.

4. В каком сражении были разгромлены последние остатки “Великой армии” Наполеона I?

а) у Малоярославца;

б) у Смоленска;

в) у реки Березина;

г) у Лейпцига.

5. Автором теории “официальной народности” являлся министр просвещения, в прошлом вольнодумец и друг декабристов:

а) М. П. Погодин;

б) С. С. Уваров;

в) П. Я. Чаадаев;

г) А. Х. Бенкендорф.

6. Кто такие западники?

а) религиозная секта;

б) сторонники особого исторического пути России;

в) представители западноевропейских стран-инвесторов в экономику России;

г) сторонники западноевропейского пути развития России.

7. Автором " Русской Правды", программного документа Южного общества, являлся:

а) П.Пестель;

б) А.Радищев;

в) И.Муравьев;

г) С.Муравьев-Апостол.

8. Когда было создано III отделение собственной Его императорского величества канцелярии?

а) При Александре I;

б) при Николае I;

в) при Александре II;

г) при Александре III.

9. Что не относилось к предпосылкам реформ Александра II?

а) террористические акты, совершенные революционерами против высших чиновников;

б) поражение в Крымской войне, продемонстрировавшее отставание России от Запада;

в) распространение либеральных настроений в обществе;

г) упадок крепостнического хозяйства.

10. Согласно крестьянской реформе 1861г.:

а) крестьяне освобождались без земли;

б) вся помещичья земля передавалась крестьянам;

в) крестьяне должны были платить выкуп за землю;

г) крестьяне должны были платить выкуп за личную свободу.

11. В результате проведения судебной реформы 1864 г.:

а) был образован единый суд для представителей всех сословий, за исключением крестьян;

б) была ограничена состязательность судебного процесса;

в) запрещалось участие присяжных заседателей в судебном процессе;

г) судьи подчинялись администрации.

12. Что было не характерно для пореформенной деревни?

а) уплата крестьянами выкупных платежей;

б) сохранение крестьянской общины;

в) ликвидация чересполосицы крестьянских наделов;

г) выплата крестьянами подушной подати.

13. Как назывался союз России, Германии и Австро-Венгрии?

а) Тройственный союз;

б) “Союз трех монархов”;

в) “Союз трех императоров”;

г) Антианглийский пакт.

14. Что было не характерно для политики Александра III?

а) принудительная мобилизация крестьян для работы на фабриках;

б) понижение суммы выкупных платежей;

в) создание Крестьянского банка;

г) ограничение прав выхода крестьян из общины.

15. Что было характерно для промышленного развития России в 1880-1890-х гг.?

а) увеличение притока иностранного капитала;

б) сокращение темпов железнодорожного строительства;

в) снижение притока иностранного капитала;

г) сооружение железной дороги Петербург – Москва.

16. Что было характерно для внешней политики в период правления Александра III?

а) ослабление позиций России на Балканах;

б) активное участие русских войск в международных конфликтах;

в) укрепление союзнических отношений с Германией в середине 1880-х гг.;

г) отказ от активной политики на Дальнем Востоке.

Основная литература:

  1. Кириллов В.В. История России: учебное пособие. – М., 2009. – С. 248-389.
  2. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. - М., 2005. – С. 157-234.
  3. Семин В.П. Отечественная история: Учебное пособие для вузов. – М., 2008. – С. 185-267.
  4. Фортунатов В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов. – Спб., 2009. – С. 147-196.

Дополнительная литература:

  1. Водолазский Н.Б. Российская цивилизация (словарь-справочник). Учебное пособие. - Омск, 2000. - С. 59-61, 99-106,, 135-136, 171-173, 196, 268-271.
  2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. - М., 2007. - С. 164-209.
  3. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. Часть 1. Период до 1917 года. – М., 1960. – С. 80-111, 150-202.
  4. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. - М., 2000. - С. 51-84, 192-217, 304-323, 430-451.
  5. История медицины. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М., - М., 1981. – С. 119-140, 202-230.
  6. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала XX веков. - М., 1991. - Ч. 1. - С. 254-366.
  7. История России: Учебник. / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н.Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева. - М., 2004. - С. 200-300.
  8. История России. Учебное пособие для самостоятельной работы. / Под ред. Л.И. Семенниковой. - М., 2004. - С. 241-252, 269-273.
  9. История русской культуры IX – XX вв.: Пособие для вузов. / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина; Под. ред. Л.В. Кошман. – М., 2003. – С. 158-286.
  10. Многоконцептуальная история России. Книга 1. С древнейших времен до конца XIX века. / Под ред. Б.В. Личмана. - Екатеринбург, 2000. - С. 264-324.
  11. Отечественная история. Учебник. / Под ред. В.М. Борисова, Г.Д. Комкова. - М., 2001. - С. 124-136, 167-175, 186-194.
  12. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. - М., 1996. - С. 195-226.
  13. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций: Учебное пособие. - М., 2003.

Литература к рефератам:

К 1-му реферату:

- Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций: Учебное пособие. - М., 2003. - С. 29-54.

- Отечественная история. Учебник. / Под ред. В.М. Борисова, Г.Д. Комкова. - М., 2001. - С. 130-136.

Ко 2-му реферату:

- Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций: Учебное пособие. - М., 2003. - С. 76-100.

- Отечественная история. Учебник. / Под ред. В.М. Борисова, Г.Д. Комкова. - М., 2001. - С. 149-158.

К 3-му реферату:

- Нахапетов Б.А. Лейб-медики российских императоров. // Вопросы истории. - 2000. - № 1. - С. 102-114.

К 4-му реферату:

- Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. Часть 1. Период до 1917 года. – И., 1960. – С. 322-370.

- Зимин И.В. Медицинская интеллигенция в сословной структуре Российской империи XIX в. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2003.- № 6. – С. 49-51.

- Мирский М.Б. Медицина России XVI-XIX вв. – М., 1996. – С. 301-313.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал