Тема 3. Московская Русь (XIII-первая половина XVII вв.).
Цели и задачи изучения темы:
Выяснение политических, социально-экономических и духовных предпосылок объединении русских земель, образования единого Российского централизованного государства во главе с Москвой.
План:
- Монголо-татарское нашествие и его последствия для Руси. Дискуссионные проблемы взаимоотношения Руси и Орды.
- Русь Литовская. Судьба западно-русских земель.
- Объединение русских земель вокруг Москвы. Причины возвышения Москвы.
- Внутренняя и внешняя политика Ивана IV.
- “Смута” начала XVII в.: причины, основные этапы, итоги. Приход к власти династии Романовых.
- Основные тенденции развития медицины Московской Руси (XV-XVII вв.).
Ключевые понятия:
- баскак - крепостное право
- великий князь - легитимность
- дворянство - местничество
- династия - монархия
- заповедные лета - приказы
- канонизация - судебники
- кормление - феодальная рента
Вопросы и задания для самоподготовки:
К первому вопросу:
- Какое влияние оказало монголо-татарское нашествие на развитие русских земель?
- Чем объяснить, что в условиях разрушения и разорения русских земель количество монастырей в период монголо-татарского господства значительно увеличилось?
- В памяти народной победа русских войск в Куликовской битве 1380 г. неизгладима. Но эта победа не привела к ликвидации зависимости (ига) от Золотой орды. Более того, в 1382 г. Дмитрию Донскому пришлось признать себя вассалом Тохтамыша и платить дань монголо-татарам. В чем же тогда значение Куликовской битвы?
Ко второму вопросу:
- Великое княжество Московское и Великое княжество Литовское и Русское выражали две противоборствующие альтернативы становления и развития России. В чем коренные различия этих альтернатив? Каковы, на ваш взгляд, причины конечной победы московской альтернативы?
К третьему вопросу:
- Разбирая вопрос предпосылок объединения русских земель в единое государство, советская историография в качестве ведущего выделяла экономический аспект. Утверждалось, что феодальная раздробленность мешала развитию сельскохозяйственного производства, потребности которого, прежде всего, и диктовали необходимость объединения русских земель в единое целое. Так ли это?
- Какие предпосылки и причины объединения русских земель в Московское государство можно выделить?
- Традиционно важнейшим фактором возвышения Москвы и определения ее в качестве центра объединения русских земель называют ее выгодное географическое положение (центральное расположение, прикрытость от набегов, перекресток торговых путей и пр.) по сравнению с московскими соперниками. Можно ли согласиться с этим фактором? Ответ обоснуйте. Согласно оценкам многих историков самым сильным княжеством было Тверское, самым воинственным – Рязанское, самым культурным – Ростово-Суздальское, самым богатым – Новгородская республика. Главным же городом, центром объединительного процесса вскоре становится Москва. Почему?
- Выделите и охарактеризуйте три периода объединения русских земель вокруг Москвы. Какой вклад внесли в данный процесс Иван Калита, Дмитрий Донской и Иван III?
- Летом 1480 г. золотоордынский хан Ахмат подошел с большим войском к пограничной московской реке Угре. Московская рать расположилась на противоположном берегу Угры. Ни Ахмат, ни Иван III не рискнули начать сражение – на том и разошлись. Есть ли основание считать, будто это стояние на Угре ознаменовало собой “свержение ордынского ига”? Ведь многие княжества перестали платить дань еще задолго до 1480 г.?
- В чем Иван III был наследником политики золотоордынских ханов?
К четвертому вопросу:
- Охарактеризуйте Ивана IV как государственного деятеля. Каково Ваше отношение к этой фигуре российской истории?
- Какую цель преследовали реформы середины XVI в., в интересах каких социальных групп они проводились, каких результатов достигли? При подготовке к вопросу разберитесь с понятиями “бояре” и “дворяне”.
- Какие цели преследовал Иван Грозный, вводя опричный террор, против кого он был направлен, к каким результатам привел Россию?
- В разделе “Документы и материалы” обратитесь к выдержкам из источников под номером 3 и ответьте на вопросы к документам.
- Назовите основные черты и особенности русской средневековой культуры. Раскройте их содержание.
К пятому вопросу:
- Назовите причины, основные события и итоги Смуты начала XVII в. Объясните почему в России реализовался именно данный вариант развития.
- Земский собор иногда называют Московским парламентом. Правомерно ли такое сравнение?
К шестому вопросу:
- Назовите основные тенденции развития медицины Московской Руси (XV-XVII вв.).
Темы рефератов:
- Русь и Золотая Орда: характер взаимоотношений.
- Личность Ивана IV.
- Опричнина: ее сущность и оценка в исторической литературе.
- Самозванство в России.
- Медицина Московской Руси (XV-XVII вв.).
Контрольные тесты:
1. Какие факторы способствовали возвышению Московского княжества?
а) плодородные земли, развитая промышленность, поддержка московскими князьями восстаний против ордынского владычества;
б) доступ к заморской торговле, распад Золотой Орды, поддержка со стороны западноевропейских государств;
в) отсутствие соперников в деле объединения русских земель, помощь ордынских ханов в создании сильного государства, поступление доходов с принадлежащих князю золотых и серебряных приисков;
г) выгодное географическое положение, умелая политика московских князей, поддержка церкви.
2. Какие термины связаны с зависимостью русских земель от Орды?
а) выход, ярлык, баскаки;
б) нукеры, беки, богатуры;
в) курултай, улус, мурзы;
г) караван-сарай, дирхем, алтын.
3. В чем заключалась зависимость русских земель от власти монголо-татарских ханов?
а) в участии войск русских князей в походах монголов в Азию;
б) в прямом управлении монгольских наместников русскими княжествами;
в) в выплате дани ханам и утверждении ими русских князей на их престолах;
г) в разделе русских княжеств между монгольскими племенами.
4. Какое русское княжество было главным соперником Москвы в XIV в.?
а) Рязанское;
б) Владимирское;
в) Тверское;
г) Нижегородское.
5. Кто командовал ордынскими войсками в битве на Куликовом поле?
а) Тохтамыш;
б) Ногай;
в) Мамай;
г) Батый.
6. Какой московский правитель впервые объявил себя " великим князем всея Руси"?
а) Иван Красный;
б) Дмитрий Донской;
в) Иван III;
г) Василий Темный.
7. Какое изображение было помещено на государственной печати Ивана III?
а) лев с крестом;
б) двуглавый орел;
в) всадник с мечом;
г) распятие.
8. В результате какого события произошло свержение ордынского ига?
а) взятие Казани;
б) Куликовская битва;
в) “Стояние на Угре”;
г) сражение под Оршей.
9. Как назывался принцип занятия государственной должности в зависимости от знатности и служебного положения предков?
а) кормление;
б) разряд;
в) местничество;
г) откуп.
10. Кто из русских царей начал созыв Земских соборов?
а) Василий Шуйский;
б) Иван IV;
в) Дмитрий Донской;
г) Михаил Романов.
11. При Иване IV Грозном в России:
а) складывается система приказов;
б) проводится министерская реформа;
в) вводится “Табель о рангах”;
г) происходит присоединение к России средней Азии.
12. Какое историческое лицо сыграло значительную роль в период “смутного времени”?
а) Малюта Скуратов;
б) Александр Меньшиков;
в) Козьма Минин;
г) Ермак Тимофеевич.
13. В Московском государстве ХV-ХVI вв. поместьем называлось...
а) земельное владение, предоставленное на условии службы;
б) земельная собственность служилого человека, передаваемая по наследству;
в) форма церковной собственности на землю;
г) порядок назначения на службу.
14. Первым царем, занявшим российский трон не по праву наследования, а в результате избрания на царство, был:
а) Василий Шуйский;
б) Борис Годунов;
в) Михаил Романов;
г) Федор Годунов.
Основная литература:
- Кириллов В.В. История России: учебное пособие. – М., 2009. – С. 59-142.
- Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. - М., 2005. – С. 79-109.
- Семин В.П. Отечественная история: Учебное пособие для вузов. – М., 2008. – С. 62-128.
- Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2008. – С. 309-325.
- Фортунатов В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов. – Спб., 2009. – С. 62-124.
Дополнительная литература:
- Водолазский Н.Б. Российская цивилизация (словарь-справочник). Учебное пособие. - Омск, 2000. - С. 34-39, 63-71, 87-96, 307-314, 317-319.
- Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. - М., 2007. - С. 56-105.
- Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. Часть 1. Период до 1917 года. – М., 1960. – С. 34-45.
- Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. - М., 2000. - С. 26-32, 150-151, 287-297, 399-418.
- История медицины. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М., - М., 1981. – С. 78-88.
- История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала XX веков. - М., 1991. - Ч.1. - С. 34-75, 127-185.
- История России: Учебник. / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н.Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева. - М., 2004. - С. 53-126.
- История России. Учебное пособие для самостоятельной работы. / Под ред. Л.И. Семенниковой. - М., 2004. - С. 128-136, 147-155.
- История русской культуры IX – XX вв.: Пособие для вузов. / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина; Под. ред. Л.В. Кошман. – М., 2003. – С. 44-112.
- Многоконцептуальная история России. Книга 1. С древнейших времен до конца XIX века. / Под ред. Б.В. Личмана. - Екатеринбург, 2000. - С. 97-160.
- Отечественная история. Учебник. / Под ред. В.М. Борисова, Г.Д. Комкова. - М., 2001. - С. 11-17, 30-42, 54-58.
- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. - М., 1996. - С. 105-134.
Литература к рефератам:
К 1-му реферату:
- А было ли иго? // Родина. - 1997. - № 3-4. - С. 85-92.
- Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. - М., 1990.
- Соседи называли их “татарами” // Родина. - 1997. - № 3-4. - С. 40-47.
Ко 2-му реферату:
- Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / Сост., вступ ст. и примеч. В.А. Александрова. - М., 1991. - С. 85-106.
К 3-му реферату:
- История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала XX веков. - М., 1991. – Ч.1. - С. 127-185.
- Орлов А.С., Георгиев В.А., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. - М., 2002. - С. 125-130.
- Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Спорные и противоречивые вопросы русской истории. - Спб., 2000. - С. 62-84.
К 4-му реферату:
- Панченко А.М.. Русская культура в канун петровских реформ // Из истории русской культуры. - М., 1996. – Т.3. - С. 25-33.
- Сахаров А. Самозванчество // Родина. - 1993. - № 1. - С. 49-50.
К 5-му реферату:
- Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. Часть 1. Период до 1917 года. – М., 1960. – С. 34-45.
- История медицины. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М., - М., 1981. – С. 78-88.
- Мирский М.Б. Первые Российские больницы. // Клиническая медицина. – 2004. - № 2. – С. 68-70.
- Сало В. Аптекарский приказ. // Медицинская газета. – 2003.- № 59. – С. 15.
Тема 4. Рождение Российской империи (вторая половина XVII – XVIII вв.).
Цели и задачи изучения темы:
Знакомство с опытом вхождения России в эпоху Нового времени, с эпохой, положившей начало модернизации как особой форме социального развития стран и народов.
План:
- Модернизация Петра I:
а) Предпосылки петровских преобразований в XVII в.: социально-экономические, политические, духовные.
б) Реформы Петра I: экономика, управление, военное дело, церковь, культура, медицина.
2. Противоречия послепетровского развития России в эпоху “дворцовых переворотов” (1725-1762 гг.).
3. “Просвещенный абсолютизм” Екатерины II. Развитие медицины в России в последней четверти XVIII в.
Ключевые понятия:
- абсолютизм - меркантилизм
- бироновщина - модернизация
- бюрократия - поместье
- гвардия - просвещенный абсолютизм
- дворцовый переворот - протекционизм
- империя - регентство
- коллегии - самодержавие
- мануфактура - секуляризация
- фаворит
Вопросы и задания для самоподготовки:
К первому вопросу:
- Почему XVII в. в истории России называют “бунташным”? Каковы были главные причины социальной нестабильности в этот период?
- Почему второй царь из династии Романовых – Алексей Михайлович – получил прозвище Тишайший, ведь не было тишины ни в живом характере царя, ни в его весьма бурное царствование?
- В разделе “Документы и материалы” обратитесь к выдержке из источника под номером 4 и ответьте на вопросы к документу.
- Как связан церковный раскол XVII в. с первыми попытками европеизации жизни в России?
- Был ли для России предопределен имперский путь? Каковы причины появления Российской империи?
- Каково Ваше отношение к Петру I как представителю нового социального типа государя?
- Охарактеризуйте военную деятельность Петра I. Чем была вызвана Северная война, какое влияние оказала на положение России?
- Охарактеризуйте промышленное развитие России: расскажите о создании и особенностях мануфактур в России; как развивалась торговля в России первой четверти XVIII в.; что такое политика меркантилизма?
- Добиваясь широкого привлечения купечества к созданию торгово-промышленных компаний, Петр I предоставлял ему колоссальные льготы и привилегии: монопольное право на производство изделий, беспроцентные ссуды, освобождение от пошлин, право иметь крепостных и др. В 1711 г. даже отменил царскую коммерческую монополию на все товары, за исключением водки, хлеба, табака и соли. Можно ли рассматривать данные шаги как отказ от огосударствления экономики и курс на формирование частного предпринимательства в России?
- Раскройте содержание административной реформы Петра I: коллегии, Сенат, Синод, губернская реформа. Что такое Табель о рангах, ее возможности? Почему в исторической литературе тип государства, сложившийся при Петре I определяют как полицейско-бюрократический?
- Подведите итог реформаторской деятельности Петра I, выделив положительное и отрицательное значение его реформ. В чем Вы видите единство и противоречие целей и методов петровских преобразований?
- В разделе “Документы и материалы” обратитесь к выдержке из источника под номером 5 и ответьте на вопросы к документу.
Ко второму вопросу:
- Почему после смерти Петра I его вчерашние соратники – члены Верховного тайного совета – приступили к критике петровской политики и в значительной степени подвергли ревизии его наследство?
- В XVIII в. женщины правили почти две трети столетия: Екатерина I (1725-1727), Анна Иоанновна (1730-1740), Елизавета Петровна(1741-1761), Екатерина П (1762-1796). Почему XVIII в. стал “женским” в истории России?
- В исторической литературе Петр III часто называется бездарным и недалеким. Если это так, то почему народное самосознание с завидной устойчивостью и в разных странах избрало в качестве своего символа именно Петра III?
- Чем характеризуется эпоха “дворцовых переворотов”?
К третьему вопросу:
- Что такое “просвещенный абсолютизм” Екатерины II?
- Совместимы ли абсолютная власть и идеи Просвещения?
- Почему период правления Екатерины II называют “золотой век” дворянства?
- Раскройте основное содержание русской культуры “нового времени”.
- Назовите основные тенденции развития медицины в России во второй половине XVIII в.
Темы рефератов:
- Церковный раскол в России во второй половине XVII в. как социокультурный феномен.
- Складывание абсолютизма в России.
- Особенности “просвещенного абсолютизма” в России.
- Исторические портреты: Петр I, Екатерина II.
- Роль европейцев в истории отечественной медицины.
Контрольные тесты:
1. Протопоп Аввакум был:
а) одним из авторов церковной реформы;
б) царским духовником;
в) лидером противников церковной реформы;
г) наставником царских детей.
2. «Бунташным веком тишайшего царя» называли современники царствование:
а) Алексея Михайловича;
б) Михаила Романова;
в) Федора Алексеевича;
г) Петра Алексеевича.
3. Какая черта не характерна для экономики России XVII в.?
а) возникновение мануфактур;
б) специализация областей на производстве отдельных товаров;
в) складывание всероссийского рынка;
г) производство крестьянами продукции на продажу.
4. Цель реформаторской деятельности Петра I состояла:
а) в создании сословно-представительной монархии;
б) в превращении России в великую европейскую державу;
в) в получении выхода к Черному морю;
г) в расширении выхода к Каспийскому морю.
5. Что такое политика протекционизма?
а) запрещение ввоза в страну всех товаров из-за границы;
б) выкуп государством мануфактур у богатых предпринимателей;
в) чеканка только серебряной и золотой монеты;
г) политика государства, направленная на защиту своей промышленности от иностранной конкуренции.
6. Какая подать была введена при Петре I?
а) подушная;
б) подворная;
в) поземельная;
г) с дыма.
7. Абсолютная монархия в России юридически оформилась в...
а) XVI веке;
б) XVII веке;
в) XVIII веке;
г) XIX веке.
8. В ходе какой войны произошли сражение у деревни Лесной, морские сражения у мыса Гангут и острова Гренгам?
а) Семилетней;
б) Крымской;
в) Северной;
г) Ливонской.
9. Как назывались центральные государственные учреждения, созданные Петром I?
а) приказы;
б) коллегии;
в) министерства;
г) магистраты.
10. Какая черта характерна для абсолютной монархии, существовавшей в России в XVIII веке?
а) неограниченная власть монарха;
б) самостоятельность местной власти;
в) четкое распределение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
г) большая роль патриарха в государственном управлении.
11. Какой правительственный орган был создан при Анне Ивановне?
а) Сенат;
б) Совет министров;
в) Кабинет министров;
г) Государственный совет.
12. Зарождение “политики просвещенного абсолютизма” в России связывают с эпохой управления:
а) Петра I;
б) Елизаветы Петровны;
в) Екатерины II;
г) Александра I.
13. Что такое секуляризация?
а) система наказаний для нижних чинов армии;
б) право помещика на исключительное владение землей и крестьянами;
в) перевод церковных земельных владений в собственность государства;
г) трудовая повинность для городских жителей.
14. Чем закончилось участие России в Семилетней войне?
а) Россия и Пруссия заключили Ясский мир;
б) Россия и ее союзники Саксония и Франция одержали победу над Пруссией и ее союзниками;
в) Россия разорвала союз с Австрией и заключила союз с прежним противником – Пруссией;
г) Россия в союзе с Пруссией и Великобританией одержала победу над Австрией и заняла ее столицу – Вену.
15. Первое высшее учебное заведение в России называлось:
а) Смольный институт;
б) Славяно-греко-латинская академия;
в) Екатерининская гимназия;
г) Царскосельский лицей.
16. Какие мероприятия относятся ко времени правления Елизаветы Петровны?
а) ограничение службы дворян 25 годами;
б) восстановление патриаршества;
в) прием в подданство России казахского Младшего жуза;
г) восстановление полномочий Правительствующего Сената и деятельности коллегий.
Основная литература:
- Кириллов В.В. История России: учебное пособие. – М., 2009. – С. 143-247.
- Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. - М., 2005. – С. 109-156.
- Лисицын Ю.П. История медицины. - М., 2004. – С. 116-127.
- Семин В.П. Отечественная история: Учебное пособие для вузов. – М., 2008. – С. 128-184.
- Фортунатов В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов. – Спб., 2009. – С. 126-147.
Дополнительная литература:
- Водолазский Н.Б. Российская цивилизация (словарь-справочник). Учебное пособие. - Омск, 2000. - С. 6-7, 193-200, 265-268, 289-294.
- Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. - М., 2007. - С. 105-163.
- Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. Часть 1. Период до 1917 года. – М., 1960. – С. 47-77.
- Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. - М., 2000. - С. 32-51, 152-192, 298-304, 419-430.
- История медицины. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М., - М., 1981. – С. 107-119.
- История России: Учебник. / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н.Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева. - М., 2004. - С. 126-200.
- История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала XX веков. - М., 1991. - Ч. 1. - С. 186-253.
- История России. Учебное пособие для самостоятельной работы. / Под ред. Л.И. Семенниковой. - М., 2004. - С. 210-226.
- Многоконцептуальная история России. Книга 1. С древнейших времен до конца XIX века. / Под ред. Б.В. Личмана. - Екатеринбург, 2000. - С. 161-263.
- Отечественная история. Учебник. / Под ред. В.М. Борисова, Г.Д. Комкова. - М., 2001. - С. 59-65, 77-88, 101-112.
- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. - М., 1996. - С. 134-195.
Литература к рефератам:
К 1-му реферату:
- Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. // Из истории русской культуры. - М., 1996. – Т.3. - С. 33-48.
Ко 2-му реферату:
- Сорокин Ю.А. Российский абсолютизм в последней трети XVIII в. - Омск, 1999. - С. 45-97.
К 3-му реферату:
- Сорокин Ю.А. Российский абсолютизм в последней трети XVIII в. - Омск, 1999. - С. 98-144.
К 4-му реферату:
Петр I
- Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. / Сост., вступ ст. и примеч. В.А. Александрова. - М., 1991. - С. 151-227.
|