Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис позитивизма и усиление религиозно-идеалистических настроений в английской историографии 20 – 30-х годов






 

В 20 – 30-е годы английская историческая мысль развивалась под знаком кризиса позитивистской методологии истории. Кризис методологии исторического познания происходил одновременно со сложными процессами во внешней и внутренней политике Великобритании. После Первой мировой войны Великобритания стала постепенно уступать США лидирующие позиции в западном мире. Внутриполитическое развитие Англии в 20 – 30-е годы характеризовалось глубокой социально-экономической и политической трансформацией общества. Закончилась викторианская эпоха, и вместе с ней ушло в прошлое прогрессистское, либеральное видение истории. Либеральное (вигское) направление в английской историографии постепенно теряет влияние, уступая консервативному (торийскому) направлению. В 20-е годы также начинается формирование лейбористского направления в английской исторической науке.

Кризис позитивизма привёл к усилению идеализма в исторической мысли Великобритании. Большинство британских историков придерживались точки зрения на историю как науку, которая должна изучать только единичные факты. Более того, по их мнению, история имела больше сходства с литературой, чем с наукой. В условиях кризиса позитивизма британские историки предпринимают попытки найти новые методологические подходы к изучению истории. Самый значительный вклад в развитие методологии исторического познания в английской исторической науке межвоенного периода внесли Арнольд Джозеф Тойнби (1889 – 1975) и Робин Джордж Коллингвуд (1889 – 1943).

Тойнби, наряду с О. Шпенглером, принадлежит решающая роль в становлении современной цивилизационной теории. Свою научную деятельность Тойнби начинал как историк-антиковед, после войны занимался проблемами международных отношений, в 1925 – 1956 годах возглавлял Королевский институт международных отношений. С 1934 по 1961 годы Тойнби публикует свой главный труд двенадцатитомное «Постижение истории», в котором он обосновал оригинальную концепцию всемирной истории.

По словам самого Тойнби, первоначальным толчком, побудившим его приступить к работе над собственной версией цивилизационной теории, стало знакомство с первым томом «Заката Европы» О. Шпенглера. Историческая концепция Тойнби имеет довольно сложный генезис. В историософии «Постижения истории» соединились, казалось бы, не сочетаемые элементы: остатки либерально-викторианских воззрений автора, подходы, свойственные позитивизму, иррационализм и интуитивизм. Тойнби являлся последователем философии Анри Бергсона. Немаловажное значение в формировании теоретико-методологических взглядов Тойнби имело христианское понимание истории.

В качестве основы исторического развития, единицы умопостигаемого исторического измерения Тойнби выбирает локальную цивилизацию, под которой понимал пространственно-временные феномены, объединенные общностью духовной культуры и исторических судеб. Всего в истории он насчитывал 21 цивилизацию. Происхождение и гибель цивилизаций Тойнби связывал с законом «Вызова-и-Ответа». Вызовы могли быть разнообразного характера от географического до социального. Для того чтобы цивилизация отреагировала на вызов и успешно развивалась, необходимо найти адекватный ответ. Задачу поиска такого ответа Тойнби возлагал на творческое меньшинство цивилизации.

Если творческое меньшинство не справляется с этой задачей, наступает эпоха надлома и гибели цивилизации. Ведущую роль в процессе гибели цивилизации Тойнби отводил внешнему и внутреннему пролетариату. К первому он относил слои людей, ведущих паразитический образ жизни. Ко второму – варварские народы, проживающие на внешних границах цивилизации. Но Тойнби полагал, что и в этом случае гибель цивилизации можно остановить через единение духа и создание новой вселенской церкви.

Цивилизационная концепция Тойнби отличалась от подобной концепции Шпенглера двумя чертами. Во-первых, Тойнби не настаивал на фаталистическом характере истории и признавал за человеком право на свободу выбора. Во-вторых, он отвергал идею Шпенглера о непроницаемости цивилизаций и культур друг для друга и считал, что единению человечества способствуют мировые религии.

Коллингвуд был видным археологом и специалистом по древней английской истории, преподавал в Оксфордском университете. Другим направлением научной деятельности Коллингвуда стал его интерес к проблемам философского осмысления исторической науки. Самая известная работа Коллингвуда по этой проблеме «Идея истории» бала закончена в начале 40-х годов, но опубликована после смерти автора в 1946 году. Какие идеи выдвигал он относительно методологии исторического познания:

По мнению Коллингвуда, историческая практика требует опыта философского осмысления. Историк должен обладать основами философского мышления. В противном случае он рискует попасть под влияние общепринятых и банальных истин. В центр исторического процесса Коллингвуд ставил развитие исторического сознания, которое он понимал как развитие субъективного сознания учёного-историка, как воображаемую картину прошлого. «Исторический процесс сам по себе является процессом мысли и существует постольку, поскольку индивидуальные субъекты, составляющие части его, сознают себя таковыми» – писал он. Поэтому историческая наука в своём развитии постоянно заново проигрывает исторические события. В этой связи Коллингвуд выдвигает свою знаменитую формулу исторического познания: «Всякая история есть современная история». Коллингвуд отвергал уподобление методов исторического познания естественнонаучным методам. Характерна в этом отношении его критика написания истории методом ножниц и клея, под которой он понимал историю, сконструированную путем отбора и комбинирования фактов. Коллингвуд призывал историков вчувствоваться и вживаться в мысли прошлого.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал