![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы обучения и их классификация.
Как и любая деятельность, обучение предполагает наличие методов, позволяющих определенным образом упорядочить процесс обучения. Система методов обучения постоянно пополняется в соответствии с изменением социальных условий и структур. Новые задачи, встающие перед образованием, требуют и новых методов. Поэтому методы – это исторически детерминируемая, многоплановая категория, непосредственно связанная с социальными условиями, определяющими цели обучения и способы их достижения. Применительно к образованию существует множество трактовок понятия «метода». Одни считают, что методы – это способы работы учителя и учащихся (М. А. Данилов, Б.П. Есипов), другие методы определяют как способы деятельности учителя и учащихся (И.П. Зверев, И.Т. Огородников). Сегодня большинство дидактов рассматривает методы как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. Сложным и дискуссионным в методологии дидактики является вопрос о классификации методов обучения. Еще в 20-е годы прошлого века предпринимались попытки поиска методов классификации. Педагог В.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обучении может быть только два метода: метод исследовательский; метод готовых знаний. В эти же годы предпринимались попытки насаждения школе метода проектов, в основе которого лежит философия прагматизма. Однако он не давал возможности учащимся овладеть целостной системой знаний. Поэтому этот метод был изъят из школы и одновременно с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования – направленности его на ребенка. В настоящее время этот метод вновь возродился и стал определяющим в деятельности российской школы. В чем же суть проектного обучения?. В основе этой системы лежат идеи Джона Дьюи Трондайка и других американских ученых о том, что: ребенок с увлечением выполняет только то, что выбирается им самим; деятельность строится не в рамках учебного предмета; опираться следует на сиюминутное увлечение детей; настоящее обучение не происходит односторонне, имея ряд важных, побочных ветвей. Отсюда и исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «все из жизни, все для жизни!». Окружающий мир рассматривается как лаборатория, в которой происходит процесс познавательской деятельности. Однако вскоре выяснилось, что такой подход к обучению является ошибочным. В жизни оказалось, что все обстоит сложнее. Попытка ликвидации классно-урочной системы и отдельных учебных дисциплин, а также сведение всей учебной деятельности к «проектированию» и только к «деланию» привели к резкому снижению качества общеобразовательной подготовки учащихся школ. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известно множество подходов к классификации методов обучения. Современная дидактика исходит из того, что не следует стремиться установить единую номенклатуру методов, т.к. обучение – чрезвычайно подвижный, диалектический процесс. В основу классификации методов обучения могут быть положены различные подходы. Один из них заключается в классификации по целям обучения. Различают: методы сообщения новых знаний; методы формирования знаний и умений; методы контроля хода и определения результатов обучения. Такая классификация может помочь в подборе методов в соответствии с задачами того или иного занятия. И.П. Подласый выделяет шесть наиболее обоснованных классификаций методов обучения. 1. Традиционная классификация, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для современных условий. В качестве общего признака в ней берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика (деятельность), наглядность (образ), слово. В ходе культурного прогресса к ним добавился еще один – книга, а в последнее десятилетие безбумажный источник информации – видео в сочетании с компьютерными системами (табл. 1).
Таблица 1. Классификация методов обучения.
Можно встретить несколько иное толкование этой классификации (табл. 2). Данная классификация отличается от предыдущей тем, что работа с книгой отнесена к словесным методам, а видео метод – к наглядным (демонстрации). С этим можно вполне согласиться. Таблица 2. Вариант классификации методов обучения.
В производственном обучении предлагается эта же классификация методов в несколько ином виде (рис. 1).
Рис. 1 Вариант классификации методов производственного обучения. 2. Классификация методов по назначению. В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения. (М.А. Данилов, Б.П. Есипов): приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение знаний; творческая деятельность; закрепление; проверка знаний, умений и навыков. Легко заметить, что данная классификация согласуется с классической схемой организации учебного занятия и связана с необходимостью помочь учителям в осуществлении учебно-воспитательного процесса. 3. Классификация методов по типу познавательной деятельности. Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности, которого достигает учащийся, работая по предложенной учителем схеме обучения. В этой классификации выделяют методы следующим образом: объяснительно- иллюстративный (информационно-рецентивный); репродуктивный; проблемное изложение; частично поисковый (эвристический); исследовательский Эта классификация предложена видными дидактами: И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. 4. Классификация методов по дидактическим целям (Г.И. Щукина, И.Т. Огородникова и др.) Здесь выделяют две группы методов: методы, способствующие первичному усвоению учебного материала; методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний. К первой группе относятся: информационно – развивающие методы (рассказ, беседа, работа с книгой) эвристические методы и исследовательский метод. Ко второй же группе тогда относятся: упражнения (по образцу, …), практические работы 5. Дидактика располагает и созданием бинарных и полинарных классификаций методов обучения. Эта классификация исходит из того, что группируются методы на основе двух или более общих признаков. К примеру, бинарная классификация методов М.И. Махмутова построена на сочетании (табл. 3.): 1) методов преподавания; 2) методов учения.
Таблица 3. Классификация по методу М.И. Махмутова.
Можно встретить и классификацию, в которой сочетаются: источники знаний; уровни познавательного интереса; логические пути учебного познания. На этой основе классификацию методов обучения предложили В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук
|