![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы устного изложения учителем знаний и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
К этим методам относится: рассказ, объяснение, лекция, беседа, а также метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении учебного материала. Первые четыре из них – вербальные (от лат. Verbalis – устный, словесный), которые с помощью слова могут вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего, активизируя воображение, память и чувства. Какова же сущность и приемы каждого из них? Рассказ и объяснение – это наиболее часто используемые методы, предполагающие устное изложение содержания учебного материала. По целям выделяют: рассказ – вступление; рассказ – изложение; рассказ – заключение. Цель первого – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть реализовано иным методом, например, беседой. Это форма рассказа характеризуется яркостью эмоционального изложения. Вызывая и побуждая интерес и потребность в ее активном усвоении. Цель второго – раскрытие содержания темы, излагая его по определенному плану, в четкой последовательности, с выделением главного, существенного с использованием ярких иллюстраций и убедительных примеров. Цель третьего – подвести учащегося самому делать выводы и обобщения и, тем самым раскрывая путь для дальнейшей самостоятельной работе по теме. К рассказу предъявляют ряд дидактических требований: обеспечение идейно – нравственной направленности; использование только научно – достоверных фактов; включение ярких и убедительных фактов и примеров, подтверждающих правильность выдвигаемых положений; наличие логики изложения; эмоциональность рассказа; простота и доступность языка; личная оценка и отношение учителя к излагаемым фактам; событиям. Объяснение – монологическая форма изложения, к которой прибегают при изучении теоретического материала различных наук (химии, физики, …), теорем, … При этом важно придерживаться требования: точно и четко сформулировать задачу, проблему; последовательно раскрывать причинно – следственные связи, доказательства; шире использовать сравнения, сопоставления, аналогии; привлекать прочие примеры; пользоваться четкой логикой изложения. Беседа – вопросно-ответный метод общения учителя с учениками, вовлекая их в обсуждение рассматриваемой темы. Беседы бывают по форме: сообщающие, вводные (вступительные) и закрепляющие, а по адресованности: индивидуальные и фронтальные. Разновидность беседы – собеседование. Успех беседы зависит от того, насколько продумано и правильно сформулированы вопросы. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными. Не следует ставить подсказывающих вопросов и вопросов, содержащих неоднозначное истолкование. В целом беседы имеют преимущества: активизируют учащихся; развивают память и речь; обладают воспитательным эффектом; являются хорошим диагностическим средством Но у них есть и недостатки: требуют много времени и большого запаса знаний при подготовке, а также и элемент риска (ответ неправильный может фиксироваться в памяти учащихся) Лекция – метод обучения учащихся старшего возраста в переводе с латинского означает «чтение», т.е. изложение материала путем дословного чтения заранее написанного текста (конспекта). Тем не менее, лекция вполне может сочетаться с другими методами, например, беседой. Лекция – монологический способ изложения объемного материала и, как правило, в школе занимает весь урок. Она может иметь свои разновидности: установочная лекция, вводная лекция, обзорная лекция, лекции – дискуссии. Кроме того, в современном учебном процессе встречаются: проблемная лекция. В ней моделируются противоречия современной жизни через их представленность в теоретических концепциях; лекция-визуализация – представление содержания, в образной форме (в рисунках, графиках, схемах, …); лекция вдвоем, когда два учителя взаимодействуют на проблемно – организационном материале как между собой, так и с учащимися; лекция – пресс- конференция, когда содержание учебного материала формируется по вопросам учащихся с участием нескольких учителей; лекция консультация близка к предыдущему типу лекции. Различие – консультация через лекцию известного специалиста для активизации внимания учащихся; лекция – диалог – содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать в ходе лекции. Эффективное проведение лекции зависит от выполнения следующих условий: четкое продумывание и сообщение плана лекции; логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана с заключениями и выводами после каждого из них; логичность связей при переходе к следующему пункту; доступность и ясность изложения; использование разнообразных средств наглядности и ТСО; обучение учащихся знаниям, умению выделять главное, делать резюме и т.д.; итоговая беседа по теме. Семинары – форма выработки у учащихся самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать. Они отличаются от уроков: изменением организации этапов обучения; большой степенью самостоятельности при подготовке к занятию, высокой активностью, владением навыками работы с литературой; изменением функций, выполняемых учителем и учащимися (учащиеся выполняют информационную функцию, а учитель – регулятивную и организаторскую). Метод иллюстраций – показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, графиков, карт, зарисовок на доске, … Метод демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кино – видеофильмов и др. При использовании наглядных методов необходимо, чтобы выполнялись условия: 3) наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; 4) наглядность должна быть в меру, постепенно и только в соответствующий момент; 5) все учащиеся должны хорошо наблюдать за демонстрируемым объектом; 6) необходимо четко выделить главное, существенное при иллюстрации объектов; 7) детально продумывать пояснения в ходе демонстрации явлений; 8) наглядность должна быть точно согласована с содержанием учебного материала; 9) привлекать учеников к нахождению желаемой информации в пособии или демонстрационном объекте.
|