Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. 1.Предпосылки, этапы и особенности процесса создания единого Российского государства (XIII – XV вв.)






 

1.Предпосылки, этапы и особенности процесса создания единого Российского государства (XIII – XV вв.). Возвышение Москвы. Православная церковь и идея единства Руси.

При подготовке первого вопроса необходимо помнить, что новым политическим центром Руси мог стать город, который возглавит борьбу за независимость русских земель. Следует показать роль Москвы как центра образования Российского централизованного государства. Обратите внимание на взаимосвязь и взаимовлияние процесса преодоления политической раздробленности русских земель и возвышения Москвы, расширение границ Московского княжества.

Особое внимание следует уделить роли православной церкви в процессе освобождения Руси от иноземцев и становления России как великого независимого централизованного государства.

Необходимо уяснить, что в XIII в. в условиях раздробленности и вассальной зависимости Руси от Орды между наиболее сильными русскими княжествами идет борьба за лидерство на Руси, которая была тесно связана с борьбой князей за ярлык, дающий право на великое княжение на Руси. Великокняжеский престол служил гарантией незыблемости границ княжества, поэтому борьба вокруг ордынского ярлыка между князьями не только не затихала, но становилась все более яростной.

Студенты должны отметить, что в XIV в. реальными претендентами в борьбе за Владимирский престол были Тверское и Московское княжества. Возможности Московского и Тверского княжества были примерно равны, с точки зрения защищенности их границ, удобства торговых путей, опыта и государственных возможностей князей.

Важно понимать, что борьба за Владимирский престол не являлась схваткой сторонников и противников единства русского государства, решался вопрос, какое из княжеств станет ядром будущего объединения. Иногда в этот спор вмешивались Суздальско – Нижегородские и Рязанские земли.

Студенты должны пояснить причины возвышения и победы Москвы над своими конкурентами. Среди причин необходимо отметить: 1) роль географического фактора; 2) политическую волю и личностные качества московских князей; 3) роль духовенства и др.

Рассматривая предпосылки создания единого Российского государства (XIII – н.XVI вв.) показать роль внутренних и внешних факторов в становлении российской государственности. Изучая материал об образовании Российского централизованного государства, студенты должны обратить внимание на социально – экономические предпосылки его образования, уяснить, какие слои населения поддерживали объединительную политику московских князей. Отметьте, что главным фактором, способствовавшим образованию единого государства, был рост дворянской собственности на землю и усиление крепостнической эксплуатации крестьян. Ускорителем процесса образования централизованного государства была и постоянная опасность со стороны внешних врагов.

Важно помнить, что условно в становлении Московского государства можно выделить три этапа.

Первый этап занимает первую половину XIV в. Он связан с деятельностью Даниила Александровича (1276-1303 гг.) и Ивана Даниловича Калиты (1325-1340 гг.). Это время возвышения Московского княжества.

Второй этап длился со второй половины XIV по первую половину XV в. Здесь наиболее заметна деятельность Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389 гг.), Василия I (1389-1425 гг.) и Василия II Темного (1425 – 1462 гг.) Особенностью этого этапа, в отличие от предыдущего, стало возникновение не только в Московском княжестве, но и в целом на Руси общенационального осознания необходимости объединения, создания сильного государства и свержения власти Орды. Москва в это время стала признанным лидером объединительного процесса.

Третий этап охватывает вторую половину XV – первую четверть XVI вв. Он определяется деятельностью Ивана III (1462-1505 гг.) и Василия III (1505-1533 гг.). Главными успехами этого этапа стали присоединение Новгорода к Московскому государству и окончательное свержение зависимости от Орды.

Определяя особенности централизации (в сравнении с Западной Европой) необходимо подчеркнуть, что главными причинами образования российского централизованного государства было преобладание политических (а не социально-экономических) и внешних факторов (угрозы Золотой Орды, Литвы, Ливанского ордена). Государство создавалось на многонациональной основе. Следует подчеркнуть, что вхождение народов Поволжья и Западной Сибири в состав Российского централизованного государства прогрессивное явление. Важно понимать, что процесс централизации был сопряжен с формированием и укреплением крепостного права. Студенты должны знать, как шло юридическое оформление крепостного права, начиная с судебника 1497 года.

Давая характеристику этапов и особенностей процесса создания единого Российского государства, студенты должны перечислить и дать характеристику персоналий московских князей, их внутренней и внешней политики (XIII – перв.четв. XVI вв.).

Необходимо отметить, что содержанием начального этапа объединительного процесса (конец XIII – перв.пол. XIV вв.) было складывание крупных федеральных центров и выделение среди них сильного политического центра и территориального ядра формирования будущего централизованного государства, возвышение Московского княжества.

На втором этапе Москва стала уже признанным лидером объединительного процесса. Студенты должны рассмотреть роль и значение Куликовской битвы (1380г.) ставшей рубежным этапом в процессе собирания русских земель вокруг Москвы и принципиально изменившей отношения Руси с Ордой, положив начало освобождению от ига. И хотя иго просуществовало ещё столетие после Куликовской битвы и спустя два года в 1382г. хан Тохтамыш пришел на Русь, Московское княжество становится национальным центром единения русских земель.

Важно знать, что во второй четверти XV в. процесс дальнейшего объединения и освобождения русских земель был замедлен жестокой межкняжеской усобицей, получившей название феодальной войны. Поводом для неё послужил династический конфликт между князьями. По завещанию Дмитрия Донского после смерти московского князя Василия I престол должен был перейти к Юрию Дмитриевичу (галицкому князю). Но не было оговорено, что делать, если у Василия I родится сын, что и случилось.

После смерти сына Дмитрия Донского Василия I претендентами на престол стали его 9 летний сын Василий II и брат Юрий Дмитриевич. Началась феодальная война (1425-1453 гг.), которая дорого обошлась стране и усилила зависимость от Орды с одной стороны, а с другой стороны феодальная война подтвердила необходимость объединения русских земель, показала опасность новых княжеских усобиц. Победителем из неё выходит Московское княжество.

Начинается третий этап объединения. Во второй половине XV века в годы княжения Ивана Ш (1465-1505гг.) ускоряется процесс объединения русских земель вокруг Москвы, итогом которого является создание единого российского государства.

В конце XV- начале XVI вв. восточные и северо-западные русские земли были объединены вокруг Москвы. В течение полувека возникло крупнейшее в Европе Московское государство. Границы его на севере проходили по побережью Ледовитого океана от Варангер-фиорда до устья Оби, на востоке – от низовья Оби до среднего течения рек Кама и Волга, далее к среднему течению Дона, на юге – в причерноморской степи (примерно до широты днепровских порогов), на западе – вдоль левого берега Днепра к Смоленску, далее к озеру Ильмень и Нарве, от Финского залива шла западнее Ладожского озера к Ледовитому океану.

Русское государство складывалось как многонациональное.

Надо показать роль церкви в укреплении великокняжеской власти, охарактеризовать позицию церкви в вопросе объединения русских земель, проблему взаимоотношения церкви и государства в период XIII – XV вв.

Важно напомнить, что после монгольского нашествия государственная власть на Руси ослабла, усилилась раздробленность и сепаратизм отдельных княжеств. В условиях процесса политического разъединения русских земель возросло значение церкви, оставшейся единой организацией для всех русских земель. В процессе собирания русских земель вокруг Москвы и становления московского княжества как основы будущего единого централизованного российского государства немаловажную роль сыграет православная церковь.

В этих условиях митрополит Киевский и всея Руси все больше времени проводил во Владимире-на-Клязьме, а не в Киеве, пока в 1299/1300 гг. митрополичья кафедра не была окончательно перенесена в стольный город Северо-Восточной Руси – Владимир. Это сделал митрополит Максим (ум. 1305 г.). С переносом центра русской церкви в Северо-Восточную Русь, что было следствием изменившейся политической обстановки, церковь стала активным и влиятельным участником политической борьбы, развернувшейся в XIV-XV вв. в связи с процессом объединения русских земель. Московские князья умело воспользовались конфликтом между митрополитом и тверским князем в начале XIV в. и привлекли главу церкви на свою сторону. В 1325 г. митрополит Петр перенес резиденцию митрополита в Москву. Это имело большое значение для исхода борьбы за политическое первенство в Северо-Восточной Руси в пользу Москвы. Еще не став стольным градом великого княжения, Москва уже сделалась общерусским церковным центром: туда была перенесена митрополия. Союз церкви с московскими князьями был окончательно закреплен, и Москва приобрела мощного и весьма влиятельного союзника.

История русской православной церкви в XIV-XV вв. показывает, что она не занимала позиции безоговорочной поддержки объединения русских земель. Церковь лавировала, внутри нее шла острая борьба, причем различные группировки добивались прежде всего своего укрепления. Что касается великокняжеской власти, то она, будучи вынужденной считаться с церковью, упорно стремилась к ее подчинению. Сотрудничество церкви с великокняжеской властью полно противоречий и конфликтов.

Серьезно осложнилось положение русской православной церкви в первой половине XV в. Ослабевшая Византия искала союзников и соглашалась на предложения о заключении церковной унии с римской церковью, рассчитывая получить поддержку европейских католических стран в борьбе с турками. Для византийских политиков очень важно было сохранить в орбите своего влияния и богатую русскую церковь, а также втянуть Московское великое княжество в борьбу с Турцией.

В 1437 г. из Константинополя прислали нового митрополита – Исидора. Он, едва прибыв в Россию, отправился в Италию на Ферраро-Флорентийский собор. Там была заключена уния между римско-католической и византийско-православной церквями. Ее подписал и Исидор. Но большинство русских православных иерархов не признали этой унии, хотя и не предприняло активных шагов против Исидора. В этих условиях Исидор бежал из Руси в Рим.

В такой ситуации великий князь обратился к патриарху с резким осуждением унии и с просьбой разрешить избрать на Руси своего митрополита. Так был предрешен вопрос о самостоятельности русской церкви: либо патриарх должен был уступить и дать просимое разрешение, либо великий князь получал безупречное с точки зрения защиты православия право порвать с патриархом–«вероотступником». Великокняжеская власть добилась своего. Русская церковь отделялась от константинопольской церковной организации. В 1442/1443 гг. епископ рязанский Иона был наречен митрополитом Московским и всея Руси. Он руководил Собором русских епископов в 1448 г. Русская митрополия стала автокефальной (самостоятельной).

В рассматриваемый период русская православная церковь не только активно участвовала в экономической и общественно-политической жизни страны, но и выступала как господствующая идеологическая сила. Однако в XIV – XV вв. на Руси возникает целый ряд ересей. Студентам рекомендуется определить, в чем заключалась сущность расхождений ересей с официальной церковью и дать характеристику ересей. Напомним, что под ересями мы понимаем группы, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в вопросах учения и культа, также ереси рассматриваются исторической наукой как одна из форм социального протеста.

Полного единства не было и среди самих церковных иерархов. Ведущую религиозно-политическую тенденцию отстаивал типичный представитель средневековой образованности и благочестия, основатель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий (1439\40-1515 гг.) и его сторонники иосифляне. Иосиф Волоцкий и его сторонники развивали идею о безусловном превосходстве духовной власти над светской, оправдывали наличие у церкви материальных богатств, саму церковь, рассматривая как своего рода государственное учреждение, имеющее целью подготовлять иерархов для государственной церкви.

Иной точки зрения придерживается Нил Сорский (1433-1508 гг.), вдохновитель религиозно-политического течения «нестяжателей». Он проповедовал строгое уединение и проживание в скитах, уход от мира, жизнь на свой счет.

Этим различие иосифлян и «нестяжателей» не ограничивается. Первые ратовали за сохранение старины и проповедовали усердную начетническую преданность форме, букве, обряду. «Нестяжатели» сущность благочестия усматривали не в уставном богослужении, не в церковном пении и церковном благолепии, а во внутреннем устроении души, «духовном делании».

Студенты должны определить, насколько принципиальны были разногласия между иосифлянами и «нестяжателями», и показать, почему в историческом споре у последних было немного шансов взять верх.

Важно помнить, что разногласия не следует преувеличивать, и то, что спор продолжался и в последующие десятилетия.

В начале XVI в. оформилась тесно связанная с версией о происхождении московских князей от римских императоров идея о Москве как «третьем Риме». Эту идею сформулировал игумен псковского Елеазарова монастыря Филофей в своем послании великому князю Василию III. Согласно его взглядам, прежде существовало два мировых христианских центра: сначала древний Рим, который пал ввиду отхода от «истинного христианства», затем Византия. Но византийские правители тоже изменили христианству, пойдя на унию с католической церковью. Следствием этого было падение Византии, завоеванной турками в 1453 г. Москва же не признала Флорентийскую унию и теперь является мировым центром христианства. Так как только православие является истинным, а все другие веры ложны и «богопротивны», то Москва «избрана богом» и является законным наследником древнего Рима. «Четвертому же Риму не бывать», так как могут быть только три мировых царства, после чего наступит конец света. Обратите внимание на то, что ранняя идеологическая концепция не являлась официальной доктриной государства, поначалу она имела культурный, а не политический оттенок.

Тезис о «Москве – третьем Риме» был призван служить не только обоснованию мирового значения Русского государства, но и прежде всего обоснованию исключительного значения русской церкви. Принимая этот тезис, московские правители заявляли о своих претензиях на покровительство над всеми христианами, а, следовательно, о претензиях на ведущую роль в европейской политике. Москва снова выбирала европейскую ориентацию своей политики.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал