Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания. 2. Формирование новой системы управления страной и развития правовых норм (XV-XVI вв
2. Формирование новой системы управления страной и развития правовых норм (XV-XVI вв. первой четверти). В результате образования и укрепления централизованного государства Русь из страны раздробленной, превратилась в независимое централизованное государство. Следует подчеркнуть отличие процесса централизации земель вокруг Москвы от внешне сходного периода, когда земли объединялись вокруг Киева. Надо обосновать вывод, что объединение земель приводит к созданию многонационального государства. Студенты должны обратить внимание и обосновать, что понятие единое и централизованное не тождественны. Определить содержание понятий: единое и централизованное. Отметьте, с какого момента начинается и когда в целом завершается процесс политического и территориального объединения земель, становления единого, централизованного государства. Проследить этот процесс по карте, объясните значительное увеличение территории Московского государства. Важно отметить, что быстрота, с которой произошло окончание процесса объединения земель после феодальной войны (1425-1453гг.) привела к тому, что удельные пережитки сосуществовали с общегосударственными принципами и институтами, князья сохраняли свою власть на местах. Начиная подготовку по второму вопросу, важно обратить внимание, что расширение территории и включение в состав Московского княжества (XIII – XV вв.) все новых и новых земель, требовало создание принципиально новой системы управления обширной территорией, удельный принцип уже не подходил для нового, растущего государства. Была необходима система управления из одного политического центра (система централизованного управления страной). Обнаружилось явное расхождение между темпами политического объединения и формированием такой системы, но именно первое диктовало неотложность второго. Этот качественный скачок в формировании общероссийской системы централизованного управления происходит при Иване III. Обращаясь к реформам, проводимым Иваном III, надо иметь в виду, что они были направлены на укрепление централизованной власти. В период княжения Ивана III (1462 – 1505 гг.) вся полнота политической власти номинально принадлежала великому князю московскому, однако, и практическая реализация тормозилась тем, что разветвленный государственный аппарат ещё не сложился, продолжали сохраняться уделы. Центральный государственный аппарат ещё не сложился, но два высших органа: Дворец и Казна – уже существовали. Первый из них ведал великокняжескими землями, тяжбами о земельной собственности. Казна же была не только главным финансовым хранилищем, но и государственным архивом, и внешнеполитическим ведомством. Ведущую роль в аппарате власти играли дьяки (писцы). Совещательным органом при великом князе московском была Боярская дума – совещательный орган при великом князе, лишь внешне напоминавшем древнерусских советников – дружинников, поскольку не имела решающего голоса при обсуждении важнейших вопросов жизни государства. К началу XVI в. окончательно сложился её качественный и количественный состав: думные бояре (от 5 до 12) и окольничьи (не более 12). Постепенно в число московских бояр стали входить князья ранее независимых княжеств, превращаясь в подданных Московского государства. В административном порядке страна делилась на уезды, станы и волости, во главе которых стояли наместники и волостели. Они получали территории в «кормление», собирая судебные пошлины и часть налогов, собираемых на данной территории. В 1497 году был принят Судебник – первый кодекс законов единого государства. Дайте характеристику Судебника 1497 г. На рубеже XV-XVI вв. складываются основы приказной системы. Первые приказы упоминаются в источниках с конца XV в. - Казенный (около 1495 г.), Конюшенный (1496 г.). Однако процесс образования приказной системы управления был длительным и занял всю первую половину XVI в. Большинство приказов выросло из Дворца и Казны в связи с разрастанием их функций. Создавались они по мере надобности, часто без точного определения компетенции, порядка организации и деятельности. Складывание приказа как государственного учреждения прошло несколько этапов. Приказы стали органами центрального управления, совмещавшими административные и судебные функции. Приказы состояли из бояр (глава приказа), приказных дьяков и писцов. При Иване III и Василии III наряду с отраслевыми стали возникать территориальные приказы, ведавшие делами отдельных территорий – чети. Соединение двух разных принципов управления (отраслевого и территориального) порождало в перспективе неразбериху и вело к бюрократизации административного аппарата. Наиболее развитым было управление домениальными (дворцовыми) княжескими землями и хозяйством. Во главе дворцовой администрации стоял дворецкий (дворский), в ведении которого были дворцовые слуги («слуги под дворским»), выполнявшие различные функции в системе дворцового управления, управлявшие «путями» - отдельными отраслями княжеского хозяйства (конюшие, стольники, чашничие, ловчие, сокольничие). Княжеской казной и архивом ведали казначей и печатник. С возрастанием роли письменной документации в суде, дипломатии, хозяйстве и т.д. при дворах князей начал складываться штат дьяков и подьячих, занимавшихся делопроизводством и составивших впоследствии основу приказной бюрократии. Характерной чертой управления в княжествах в XIII-XV вв. было соединение дворцового управления с государственным. Студентам рекомендуется сделать схему управления Московским государством к концу XV в. – началу XVI в. К последней четверти XV в. в основном были ликвидированы уделы, владетели которых стали вассалами великого князя Московского. В 1478 г. Иван III в результате военного похода заставил Новгород признать власть Москвы. В 1480 г. было ликвидировано монголо – татарское иго. Но подлинно самодержавной монархии на Руси в этот период еще не сложилось.
|