![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чений этого времени, видна определенная закономерность. Водо-
раздел всех педагогических исканий – это, во-первых, роль уча- Щегося в процессе обучения, во-вторых, роль и место школы как Социального института. Для представителей традиционной педа- гогики («гербартарианской») ученик – это «сосуд», который не- Обходимо заполнить неким абсолютным знанием, позиция учени- ка – объектна, процесс обучения авторитарен, его основные сред- ства – дисциплина, отметки. В традиционном понимании школа Выступает только как учебное заведение, и вся модель образова- ния определяется как «школа учебы», оторванная от социальных проблем. В противовес этим взглядам формируется «новая педа- гогика», суть которой сводится к тому, что учащийся в учебном процессе активен, он – личность со своими индивидуальными за- Просами, особенностями, возможностями, которые могут и долж- Ны быть учтены в образовательном процессе. Педагогика должна Обеспечить реализацию этого индивидуально-личностного по- тенциала в реальных социальных условиях. На место «школы учебы» должна придти «школа жизни», т.е. такая модель образо- Вания, которая готовит человека к жизни в реальных социально- экономических и политических условиях. «Новая педагогика» Начала XX в. складывалась как противостояние официальной, «гербартарианской» педагогике, бывшей по преимуществу «шко- лой учебы», оторванной от жизни, педагогикой «объектного воз- действия». Педагоги реформаторского направления, были едины в том, что во главу угла ставили личность ребёнка. Однако единст- Во заканчивалось при обсуждении вопроса о соотношении инди- Видуального и общественного в процессе развития личности. Так, для одних в начале – создание условий для развития личности ре- Бенка, а лишь затем вспомогательный учебно-воспитательный процесс, социальный контекст. Приоритет других – становление личности, неразрывно взаимосвязанное с процессами её социали- зации. В русле этих взглядов оформилась «социальная педагоги- ка» П. Наторпа, «теория гражданского воспитания» Г. Кершен- штейнера, «педагогика среды» С.Т. Шацкого и др. В научном становлении социально-педагогического течения Особую роль сыграло бурное развитие социологического и соци- ально-философского знания этого времени: Э. Дюркгейм (Фран- Ция), В. Дильтей, Э. Шпрангер (Германия), Б. Рассел, М. Мак- Миллан (Англия), Р. Зейдель (Швейцария) и др. Э. Дюркгейм (1858 – 1917) предложил рассматривать процесс воспитания как приобщение каждого члена общества к «коллективным представ- лениям своего времени» – своего рода особенным системам идеа-
|