![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава XII. Культура и быт народов Чечни во второй половине XIX -начале ХХ в.
Наряду с традиционными турлучными и каменными саклями с плоской земляной крышей в Чечне стали появляться большие благоустроенные дома из камня, обработанного под кирпич, с большими окнами и дверями, с хозяйственными постройками. Такие дома строили зажиточные чеченцы. Внутри жилищ также появляются новые предметы: керосиновая лампа, настольные зеркала, фабричная посуда, металлические кровати, «русские» столы и стулья.
Появление по соседству большой массы русского населения, расширение торговых и экономических связей, оживление культурного обмена начинает постепенно проявляться и в питании чеченцев, наряду с традиционными блюдами в чеченских семьях начинают готовить щи и борщи, выпекать «русский» хлеб.
В сфере семейных отношений во второй половине XIX в. господствующее положение в чеченском обществе занимает малая семья, хотя встречаются еще и так называемые «большие семьи» (семейные общины), включавшие в себя несколько поколений родственников. Главой семьи считался муж. Он представлял семью на сельских сходах, перед администрацией, решал все внутрисемейные проблемы. При этом у чеченцев не было принято, чтобы глава семьи и другие мужчины вмешивались в жизнь женской половины. Женской частью семьи руководила либо мать хозяина, либо жена. Но в целом, согласно нормам адата и шариата, в юридическом отношении женщина в чеченском обществе также оставалась неравноправной по отношению к мужчине. В середине XIX в. Чечня постепенно начала приобщаться к просветительству. Его идеи первыми начали воспринимать наиболее образованные представители чеченского народа, которые знали и ценили силу просвещения. Первыми просветителями чеченцев оказывались не всегда чеченцы, а их сородичи бацбийцы, ингуши, а то и русские, немцы и т.д. Это естественно, если учесть историческую ситуацию, сложившуюся в Чечне к середине XIX в. – война поглощала всю творческую энергию народа. С 1846 по 1855 г. в газете «Кавказ» и альманахе «Зурна» печатались историко-этнографические очерки и рассказы Ивана Цискарова, бацбийца по происхождению, знакомящие читателей с историей и традициями народов Кавказа, в том числе и чеченского. Кавказская администрация специально привлекала к просветительской деятельности в Чечне ряд известных представителей русской интеллигенции. Цель, которую преследовала российская администрация, была очевидна – распространение светского европейского образования для подрыва влияния горского мусульманского духовенства и, следовательно, упрочения своей власти на Кавказе.
Но развитие системы светских школ, использующих русскую графику, в Чечне происходило очень медленными темпами. Государство выделяло для этого недостаточно средств. Между тем, буквально при каждой мечети действовали школы, обучавшие арабскому языку и письменности. Поэтому сфера применения арабо-чеченской письменности в начале XX в. оставалась значительно более широкой, чем русско-чеченской.
|