Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XII. Культура и быт народов Чечни во второй половине XIX -начале ХХ в.






Со второй половины XIX в. происходят значительные изменения в материальной культуре и быте чеченцев, что нашло отражение в типах поселений и жилищ, в одежде и даже в пищевом рационе.

Наряду с традиционными турлучными и каменными саклями с плоской земляной крышей в Чечне стали появляться большие благоустроенные дома из камня, обработанного под кирпич, с большими окнами и дверями, с хозяйственными постройками. Такие дома строили зажиточные чеченцы. Внутри жилищ также появляются новые предметы: керосиновая лампа, настольные зеркала, фабричная посуда, металлические кровати, «русские» столы и стулья.

Новые веяния не обошли стороной и одежду, которую носили чеченцы. Во-первых, изменился покрой традиционной одежды, как мужской, так и женской. Кроме того, традиционное «горское» сукно все больше вытеснялось фабричными тканями. И, наконец, в обиходе появился европейский костюм. Как писал ученый-этнограф начала XX в. А.Цаликов, «даже самый внешний вид горца меняется – все чаще и чаще национальный костюм заменяется блузой мастерового или пиджаком торговца; вместо кинжала – аршин, вместо ружья – кирка и лом чернорабочего. Меняются и взгляды горца, он, прежде с презрением относившийся к торговле, теперь только и мечтает о лавке…»

Появление по соседству большой массы русского населения, расширение торговых и экономических связей, оживление культурного обмена начинает постепенно проявляться и в питании чеченцев, наряду с традиционными блюдами в чеченских семьях начинают готовить щи и борщи, выпекать «русский» хлеб.

Продолжают развиваться и совершенствоваться традиционные ремесла – деревообработка, кузнечное ремесло, выделка изделий из шерсти и кожи, ювелирное дело.

В сфере семейных отношений во второй половине XIX в. господствующее положение в чеченском обществе занимает малая семья, хотя встречаются еще и так называемые «большие семьи» (семейные общины), включавшие в себя несколько поколений родственников. Главой семьи считался муж. Он представлял семью на сельских сходах, перед администрацией, решал все внутрисемейные проблемы. При этом у чеченцев не было принято, чтобы глава семьи и другие мужчины вмешивались в жизнь женской половины. Женской частью семьи руководила либо мать хозяина, либо жена. Традиционно у чеченцев женщины пользовались большей свободой, чем у соседних народов: не только незамужние девушки, но и замужние женщины не прятались в присутствии мужчины. Хотя женщина обязана была уступать дорогу мужчине, но и тот со своей стороны должен был демонстрировать уважение к ней. Любое мщение, в том числе и на почве кровной мести, не могло иметь место в присутствии женщины. Женщина имела право сама распоряжаться своим личным имуществом. По неписанным чеченским законам-адатам убийство женщины оценивалось в две крови мужчины, в то время как по шариату в половину крови.

Но в целом, согласно нормам адата и шариата, в юридическом отношении женщина в чеченском обществе также оставалась неравноправной по отношению к мужчине.

В середине XIX в. Чечня постепенно начала приобщаться к просветительству. Его идеи первыми начали воспринимать наиболее образованные представители чеченского народа, которые знали и ценили силу просвещения. Первыми просветителями чеченцев оказывались не всегда чеченцы, а их сородичи бацбийцы, ингуши, а то и русские, немцы и т.д. Это естественно, если учесть историческую ситуацию, сложившуюся в Чечне к середине XIX в. – война поглощала всю творческую энергию народа.

С 1846 по 1855 г. в газете «Кавказ» и альманахе «Зурна» печатались историко-этнографические очерки и рассказы Ивана Цискарова, бацбийца по происхождению, знакомящие читателей с историей и традициями народов Кавказа, в том числе и чеченского.

Кавказская администрация специально привлекала к просветительской деятельности в Чечне ряд известных представителей русской интеллигенции. Цель, которую преследовала российская администрация, была очевидна – распространение светского европейского образования для подрыва влияния горского мусульманского духовенства и, следовательно, упрочения своей власти на Кавказе.

Выдающийся ученый-этнограф, генерал-майор русской службы П.К.Услар посвятил большую часть своей жизни созданию новой горской письменности на основе русской графики. Кавказская администрация всячески поощряла работу в этом направлении, рассчитывая постепенно вытеснить арабскую письменность из гражданской жизни кавказских народов и тем самым вывести горцев из-под влияния мусульманского духовенства. П.К.Услар разработал несколько новых алфавитов, в том числе для чеченского, дагестанского и абхазского языков. Он прилагал большие усилия по их практическому внедрению, создавая для этого специальные горские школы. Преподавание в них велось на принципах, принятых в русской школе. Одновременно П.К. Услар готовил учителей из числа горцев.

В Терской области долгое время существовали только три школы для детей горцев: в Грозном, Назрани и Нальчике. Школы давали только начальное образование, и обучение в них было платное. Преподавание велось на русском языке, и поэтому дети горцев первые полгода обучения посвящали изучению именно русского языка. По сравнению с распространенными в Чечне сельскими духовными школами при мечетях, Грозненская горская школа имела неоспоримые преимущества: она давала более разносторонние, глубокие и обширные знания. Кроме того, школа имела пансион, библиотеку и даже небольшую больницу для учащихся.

Но развитие системы светских школ, использующих русскую графику, в Чечне происходило очень медленными темпами. Государство выделяло для этого недостаточно средств. Между тем, буквально при каждой мечети действовали школы, обучавшие арабскому языку и письменности. Поэтому сфера применения арабо-чеченской письменности в начале XX в. оставалась значительно более широкой, чем русско-чеченской.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал